Краеведческое мероприятие «Галерея славы города Новошахтинска. А.И.Пушкаренко


МБОУ СОШ №3

Тема: «Почетные граждане Новошахтинска. А.И.Пушкаренко».
Автор: Щербакова Татьяна Ильинична,
учитель географии,
руководитель школьного музея «Время и мы»





г. Новошахтинск
2015г.
Методическая разработка
краеведческого мероприятия «Галерея славы города Новошахтинска.
А.И.Пушкаренко».
Представление исследовательской работы « Один из 17. А.И.Пушкаренко» учащихся 10 класса Григорьянц М., Сердюковой А.
и презентации «Почетные граждане Новошахтинска. А.И.Пушкаренко»
учащихся 9-«Б» класса Гончарова В., Гуторовой М., Калининой Ю.
на основе школьного музея «Время и мы». Слайд 1
Пояснительная записка
Цели: гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе обращения сознания учащихся к высоким идеалам, имевшим место в истории города Новошахтинска; укрепление связи поколений для осознания себя преемниками наследия прошлого.
Задачи: воспитание уважения к патриотам, защищавшим Родину и строившим город; воспитание уважения к людям разных национальностей; формирование чувства гордости за свою страну; формирование положительной мотивации к изучению истории родного города; развитие познавательных интересов, коллективизма, творческих способностей.
Возраст и категория зрительской аудитории: учащиеся 5-11 классов
МБОУ СОШ №3
Оборудование: медиасредства, выставка из архива Пушкаренко: медали, книги воспоминаний, военный дневник, военные письма, открытки, презентация, фотографии почетных граждан города.Методические рекомендации о порядке проведения подготовительного периода: определяющим фактором успеха мероприятия является правильное распределение поручений и контроль за их исполнением.
Ход мероприятия:
Гимн РФ Слайд 2
1 ведущий:
Наша Родина - Россия. Мы - великая страна с разнообразной природой,
богатой историей и умными, талантливыми, добрыми людьми.
Чтец 1: «Я люблю тебя, Россия» Слайд 3
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чем тебе конца,
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.
Сколько раз тебя пытали, -
Быть России иль не быть,
Сколько раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать, -
Ты мне, Родина родная,
Вольной волей дорога.
2 ведущий: Слайд 4
Наша малая родина - Новошахтинск, город шахтерской славы. Мы считаем
этот город самым лучшим городом земли. Любим его, утопающего в зелени
деревьев, с его бараками, хранящими дух далеких 80-х, с растянутыми
улицами, которые вместе несколько 10-летий назад праздновали Первомай
и День шахтера, 7ноября и 9мая. Одна из главных достопримечательностей –
терриконы, ныне уже не дымящие, а представляющие собой
необыкновенные ландшафтные зоны. Этот город строили наши земляки
75лет.
Песня о Новошахтинске.
1 ведущий: Слайд 5
В прошлом и настоящем города много славных имен. Среди них - орденоносцы, заслуженные строители, врачи, учителя, 10 Героев Советского Союза, 12 Героев Социалистического труда. Самое главное богатство города – люди, простые и талантливые, живущие достойно и любящие свою родину. Особое место в ряду лучших граждан города занимают Почетные граждане Новошахтинска.
2 ведущий:
«Звание «Почетный гражданин г.Новошахтинска» присваивается за особо выдающееся заслуги в сфере общественной, государственной или муниципальной деятельности, профессиональные успехи, за значительные достижения в области науки, общественно-политической деятельности.
Звание присваивается лицам, приумножающим истинную культуру,
традиции и славу города своим трудом, заслуживающим широкую
известность и авторитет в городе и за его пределами».
1 ведущий: Слайд 6
За всю историю города этого звания были удостоены 17 человек, представителей разных сфер деятельности и профессий. Их объединяет бескорыстное служение городу, своему делу.
Выступают участники кружка с информацией о Почетных гражданах Новошахтинска, крепят их фотографии к доске.
2 ведущий: Слайд 7
Один из них – А.И.Пушкаренко, многогранный человек, на протяжении 50
лет просвещавший молодое поколение города. Автор 3-х книг рукописных
воспоминаний и военного дневника, написанных самобытным языком,
отличающихся оригинальностью изложения, содержащих фотографии и
документы столетней давности, рисунки, газетные публикации периода
Великой Отечественной войны. В своих воспоминаниях он дал такое
определение счастья: «Счастье в том, что оставляешь маленький, но
честный след в жизни…». Мы представляем вам исследовательскую работу
и презентацию о А.И.Пушкаренко. Мы покажем вам огромную значимость
его жизни и деятельности для города, и докажем, что след он оставил вовсе
немаленький.
1 ведущий:
Авторы исследовательской работы «Один из 17.А.И.Пушкаренко»
Григорьянц Мария, Сердюкова Анастасия.
4 ведущий: Авторы презентации Гончаров В., Гуторова М., Калинина Ю.,
3 ведущий: Слайд 8
Сначала обратимся к истокам. Семья А.И. Пушкаренко жила в селе
Малая Девица Прилукского района Полтавской области, что на Украине.
Места были необыкновенные: леса, где росли дуб, осина, липа и ольха,
грибы. А какие были люди: трудолюбивые, искренние, талантливые. Земляки
замечательно пели и отлично танцевали. Слайд 9
Происхождение: по линии отца – казенный крестьянин, по линии матери –
из казаков. Не менее интересным для него была история фамилии, которая
уходит корнями во времена Петра I. В роду Пушкаренко сохранилась легенда
о предке, рослом и физически крепком, служившим пушкарем.
4 ведущий: Слайд 10
Удивительное совпадение- все его родственники-мужчины служили в артиллерии: отец Иосиф- участник I Мировой, брат Николай и сам Александр Иосифович воевали в артиллерии во время ВОВ. И лишь дед, Петр Саввич, участник русско-турецкой войны 1876-1877гг, стал исключением в этом славном ряду. Он попал в кавалергардский кирасирский Его Величества полк.
Дед оказал серьезное влияние на Александра Иосифовича. Сам, большой труженик, он приучал своим примером к труду. Много рассказывал о военных действиях. Особенно запомнился маленькому Саше его рассказ о встрече на Шипке с генералом Скобелевым, восседавшим на белом коне.
3 ведущий:
Предки Александра Иосифовича по линии матери - не менее интересные
люди. Мама, Дарья Васильевна, родилась в семье учителя. Её брат Иван так
же работал учителем, участвовал в революции 1905г. В последствие создал у
себя на дому историко-краеведческий музей. Другой брат матери,
Александр, студент Киевского университета, участвовал в I Мировой войне.
В составе гусарского Кавалерийского полка пал смертью храбрых в 1915г.
Через село проходили отряды Первой Конной Армии, направленные на разгром польских захватчиков. В своих воспоминаниях он писал: «Это была исключительно красочная, незабываемая картина».
4 ведущий:
Судьба Александра была предрешена. Он жил среди людей, делавших историю страны, впитывая в себя их впечатления, и сам участвовал в исторических событиях после революции 1917 года. Духовная среда М. Девицы рано сформировала в нем задатки историка, краеведа, организатора, творца.
3 ведущий: Слайд 11
«Донбасс – загадочный край», писал в своих воспоминаниях Александр
Иосифович.
Песня «Спят курганы темные».
В 1925 году, в городе Александровск – Грушевский (ныне город Шахты),
начался шахтерский этап в его жизни: работа отметчиком, десятником по
отправке угля гужем (на лошадях). Горняки жили в казармах капиталиста
Колганова. А в свободное время участвовал в драмкружке, где исполнял
главные роли, пел и танцевал.
Украинский танец. (Найдина Н., Контарева А.)
4 ведущий: Слайд 12
В 1931 году он стал студентом Северо – Кавказского института водного
хозяйства. « Пухли с голода, но учились»,- напишет он в воспоминаниях.
Велика была тяга к учебе! А уже в 1933 году началась работа в качестве
специалиста в Коминтерновском управлении новых шахт. Здесь была
создана молодая семья с замечательной девушкой Тамарой.
3 ведущий: Слайд 13
В 1937 году он поступил в Ставропольский пединститут на естественно-
географический факультет и через 2 года был направлен
учителем географии в село Кугульты. За 1 год, проявив себя хорошим
организатором, становится директором немецкой колонии в селе
Мартыновка. Переселенцы из Германии имели высокую культуру
земледелия и быта, были религиозны, в праздничные дни с учителями
играли на духовых инструментах.
Играет духовой оркестр.
Учителя своим трудом снискали уважение. Жили мирно. В школе
учились немцы, русские, украинцы. Конфликтов не было. Условия для
мирного сосуществования создавали вместе.
4 ведущий: Слайд14
«Военный дневник» и военные письма как свидетельство правды.
Александр Иосифович был призван на фронт в марте 1942 года. Воевал в
составе 419-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Его
боевой путь начался в станице «Лабинской», продолжился на Волге, на
родной Украине, в Польше, Чехословакии и Германии.
Отрывок из дневника: 31.07.44г. «Исключительно польское население.
Здесь после мировой войны не был ни один русский солдат.
Отношение хорошее, считают нас освободителями».
Отрывок из письма от 20.12.1944 г.: «1945 год будет годом окончания
войны».
3 ведущий:
В феврале 1945 г. при форсировании Днепра на 4 - х советских воинов
приходилось 100 немецких, сдававшихся в плен. Наши солдаты отличались
огромной силой духа, позволившей им побеждать многократно
превосходящего противника! Высокая духовная стойкость присуща нашим
современникам - их потомкам.
4 ведущий:
«Военный дневник» А.И.Пушкаренко представляет собой научно –
историческую ценность, подлежащую тщательному исследованию и
обнародованию для сохранения памяти и воспитания молодежи.
3 ведущий: Слайд 15
Он был демобилизован в октябре1945. Дважды ранен и контужен. За свои боевые заслуги получил орден « Красной Звезды», медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Волги», «За взятие Праги», 6 юбилейных медалей.
1 ведущий: Слайд 16
Война для А.И.Пушкаренко не закончилась в 1945 году, она продолжилась
за детские души. Миллионы послевоенных детей, оставшихся без
родителей, нуждались в помощи. В 1946 году Александр Иосифович стал
отцом для почти 200 сирот из Новошахтинского детского дома.
Наталья Ивановна Никитина – одна из них.
Фонограмма: интервью с Никитиной.
2 ведущий: Слайд17
Ребята получили здесь первые уроки трудолюбия, чести и достоинства,
уважения к прошлому. На территории их городка были захоронения
советских солдат, за которыми до переноса их на кладбище ухаживали дети.
Основным транспортным средством была лошадь, на которой старшие
перевозили из подсобного хозяйства, что в поселке поселка «Бугултай»,
продукты.
1 ведущий:
Директором закладывались и другие традиции: постановки спектаклей,
репетиции духового оркестра, дружба с моряками Черноморского флота. «В
один из приездов военные вручили лучшим учащимся подарки – 20
комплектов морской формы». На первомайской демонстрации воспитанники
с гордостью продемонстрировали родному городу морскую форму и военную выправку.
2 ведущий: Слайд 18
В нем сочетались такие качества как требовательность и доброта, творчество и дисциплинированность, хозяйственность и патриотизм. Благодаря неустанному труду коллектива, возглавляемого им, детдом стал лучшим в области. А.И.Пушкаренко, первым из педагогов города, получил знак «Отличник народного образования». Слайд 19
Но самым большим подарком были для него встречи с воспитанниками, а также переписка с ними.
3 ведущий:
«Трудился много он во благо,
И знал, природа – это мы…»
4 ведущий: Слайд 20
В 1959 году Александр Иосифович осваивает новое направление в педагогике города: становится руководителем СЮН – станции юных
натуралистов. Ее строили на пустоши, на так называемом «цыганском
поселке».
3 ведущий: Слайд 21
Т. В. Самарская, коллега А.И.Пушкаренко, вспоминает: «В бассейне
установили фонтан и макет крокодила, что доставляло немало радости
детворе. В теплице выращивали местные и экзотические сорта цветов, на
полевом участке экспериментировали агрономы, выращивая тыкву,
арбузы, кукурузу». За опытом сюда приезжали коллеги из разных уголков
СССР и из-за рубежа.
4 ведущий: Слайд 22
Их труд был оценен высоко: СЮН стал лучшей в Ростовской области и РСФСР, являясь участником ВДНХ. Александр Иосифович в течении трех лет награждался серебряными и бронзовыми медалями Выставки достижений народного хозяйства( ВДНХ).
Чтец 2:
«Я знаю – город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть!»
3 ведущий:
Эти стихи о них, на пустыре создавших уникальный природный уголок – сад. Десять лет жизни было отдано этому саду.
4 ведущий:
«Храм памяти – это бесценно». Слайд 23
В 1966 году наступил последний, и мы думаем, главный этап в многогранной
деятельности А.И.Пушкаренко. Совместно со своим соратником
Ф.Г.Самсоновым началась многолетняя кропотливая работа по созданию
городского краеведческого музея.
3 ведущий: Слайд 24
Официальное открытие музея состоялось в февраля 1972 года.
Музей, стал научно – просветительским центром города, формирующим
мировоззрение молодых граждан, воспитывающим любовь к «родному
очагу», чувство гордости за предков, чувство сопричастности к большой
истории великого народа.
Песня «Уголок России».
4 ведущий: Слайд 25
В 1977 году подвижническая деятельность А.И.Пушкаренко была оценена
званием « Почетный гражданин города Новошахтинска». Созданный им
музей является «бесценным храмом памяти, несущим людям свет разума».
3 ведущий:
Наследники А.И.Пушкаренко. Слайд 26
Сегодня Новошахтинский детский дом – один из лучших в области
(руководитель Е.А.Шатохина). На месте СЮН развивается детский
молодежный центр «Флора» ЦРТДи Ю (руководитель Г.А.Ахмедиева).
4 ведущий: Слайд 27
Во второй половине 20 в.- начале 21 в. здесь увлеченно работали педагоги –
энтузиасты В.Д. Попов, Е.В. Заздравных, Е.В.Строгая, Н.В.Кёр, отдавшие
станции энергию своей души и сердца.
3 ведущий: Слайд 28
Городской музей ныне расположен в поселке «Радио». Усилиями директора
В.С.Несоленого, экскурсовода И.П.Кадулиной, их предшественников:
Н.Тарико, В.Никитянского и других продолжена работа по сохранению и
развитию музейного фонда, формированию музейной культуры у жителей
города.
4 ведущий: Слайд 29
Мы также внесли небольшой вклад в это общее дело: совершили экскурсии
в музей, выполнили исследовательскую работу, провели акцию «Почетный
гражданин».
3 ведущий: Слайд 30
Встречаясь со сверстниками и горожанами, ребята сообщили им фамилии
Почетных граждан города, рассказали об их славных делах на благо города,
вручили им информационные листы.
4 ведущий: Слайд 31
Александр Иосифович всей своей жизнью, деятельностью оставил яркий и
негасимый след в истории Новошахтинска. Он – патриот, педагог, солдат,
новатор, сделавший столько полезных дел: учил и воспитывал детей,
защищал родину. Его новаторство заключается в создании новых для города
учреждений: СЮН и музей, который сконцентрировал все ипостаси
Пушкаренко. Его замыслы воплощены, перефразируя Маяковского, в
станции, музеи, детские дома и «другие добрые дела». К «другим добрым
делам» относятся публикации на патриотическую тему в городской газете,
инициативное предложение о создании аллеи Героя Советского Союза
П.Дернова, природоохранная деятельность, за которую А.И.Пушкаренко
награжден медалями.
3 ведущий: Слайд 32
Надеемся, что молодежи будут интересны истории остальных шестнадцати Почетных граждан нашего города. И о них напишут красивые стихи, какие учащаяся 9-б класса Поверенная Дарья посвятила А.И.Пушкаренко.
Чтец 3:
«В руках простого человека
Согрелось столько добрых дел.
Почти на протяжении века
Он город оживить сумел.
Трудился много он во благо
И знал: природа - это мы.
Сочувствие – своя отвага,
Свое бессмертие души».
Слайд 33
Потомками А.И.Пушкаренко по крови являются его сын – А.А.Пушкаренко и дочь Л.А.Семенова, внуки Анжела, Владимир, Вячеслав, Алексей, правнуки Татьяна и Ольга. Владимир служил в Афганистане, продолжая традиции семьи по защите Отечества. Ему по наследству будут переданы награды деда. Сегодня их бережет Лариса Александровна Семенова. Она через всю жизнь пронесла любовь и уважение к родителям, впитав в себя их качества.
Л.А.Семенова читает свое стихотворение, посвященное отцу. Слайд 34
4 ведущий:
В нашей исследовательской работе была сделана попытка исследовать роль
А.И.Пушкаренко в истории нашего города, для чего были изучены
биографические данные, систематизированные по историческим этапам.
3 ведущий:
Были выполнены следующие задачи: прочитаны три книги воспоминаний и
военный дневник А.И.Пушкаренко; проведены интервью с его родными,
воспитанниками и коллегами; совершена экскурсия в городской
краеведческий музей; осуществлены социологический опрос и акция
«Почетный гражданин» с целью просвещения горожан и учащихся школы.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты, в чем немалая заслуга
большого коллектива учащихся, участников кружка «Краевед»,
преподавателей нашей школы, коллег А.И.Пушкаренко.
4 ведущий: Слайд 35
Мы признательны Ларисе Александровне Семеновой, любезно
предоставившей ценные материалы из архива отца, а также Наталье
Ивановне Никитиной и Татьяне Васильевне Самарской за интервью и
фотографии, директору Новошахтинского музея Владимиру Сергеевичу
Несоленому за просветительскую работу.
3 ведущий:
Для нас - это первый опыт исследования жизни известного человека. Мы извлекли немало информации, фактов, впечатлений. Многообразие природных и жизненных ситуаций, характеров, судеб – все, что происходит с нами и вокруг нас, не должно пройти мимо. Это надо запоминать, описывать, фиксировать как документальные материалы, сохраняющие истину, дабы никто и никогда не смог извратить правду. Мы попали в атмосферу дореволюционного периода и советских лет, открыли новые страницы прошлого страны. Стало понятно, что история жизни человека пытливого, целеустремленного, увлеченного любимым делом должна быть известна нам, поскольку его жизнь – образец служения стране, семье, родному городу. Не менее привлекательны его человеческие качества: доброта, отзывчивость, справедливость, переданные детям и внукам. Сожалеем, что нам не удалось пообщаться с ним лично.
4 ведущий: Слайд 36
Третья книга воспоминаний А.И.Пушкаренко начинается обращением к потомкам.
Чтец 3:
« ...Читайте, потомки наши, завидуйте,
Что эту часть жизни прожили мы не зря,
И коль над прочитанным здраво помыслите,
То для себя полезный вывод получите…
Здесь снова продолжаю летопись нашу
Для памяти потомкам дорогим нашим
Читайте, знакомьтесь, вникайте в жизнь нашу…».
Чтец 3: Друзья, так давайте же читать, думать, размышлять и помнить! Ибо без памяти невозможно настоящее и будущее нашей России!
Песня о России в исполнении В.Фомовой. Слайд 37
Учитель обращается к детям с вопросом: « Сформулируйте предложение из 5-8 слов, выражающих ваши мысли и чувства в финале нашей встречи».
Учащиеся возвращают ведущим заполненные анкеты, полученные в начале мероприятия.
Песня «Моя Россия». Слайд 38
Источники информации:
Пушкаренко А.И. Неопубликованные воспоминания.
Пушкаренко А.И. Неопубликованный военный дневник.
Интервью с Никитиной Н.И.
Интервью с Савельевой Л.А.
Интервью с Самарской Т.В.
Никитянский В.Н. Воспоминания «Человек – легенда. А.И.Пушкаренко».
Поверенная Д. «В руках простого человека..»
Маяковский В.В.Стихотворения.-М., «Художественная литература»,1987.
9. http://get-tune.net/
10. www.novoshaktinsk.org/
11.http://znamenka.info/
12. http://ololo.fm/search/
13. http://poiskm.com/14. http://www.chitalnya.ru/