Методическая систему учителя иностранного языка при подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку


Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к итоговой аттестации по английскому языку
В настоящее время всё больше и больше становится количество учащихся, которые выбрали сдавать государственную итоговую аттестацию по английскому языку. В связи с этим, появляются новые тренировочные, учебно - методические материалы. Но столь популярные сборники контрольно-измерительных материалов сами по себе ничему не учат, более того, зачастую они даже не отражают реалий экзамена и уж тем более не позволяют проработать все необходимые навыки. К сожалению, во многих школах подготовка к итоговой аттестации сводится к решению "вариантов" — очень часто без последующего анализа ошибок и причин их возникновения. А это значит, что корнем проблемы является не сам экзамен, а способ подготовки к нему. Тем не менее, в современном образовании, до сих пор не существует общепринятой системы подготовки к данному этапу. В своем докладе я хотела бы представить вам свою методическую систему, которая включает в себя некоторые составляющие для подготовки учащихся основного образования к экзамену по английскому языку. Данная методическая система позволит выявить характерные ошибки и наметить следующие цели для достижения положительного результата.
Методическая система обучения — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся.
Обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система.
Для начала нам необходимо разобраться в основных компонентах методической системы подготовки к итоговой аттестации, среди них контрольные измерительные материалы по иностранным языкам, которые носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. На уроках английского языка целесообразно использовать различные упражнения, тексты, которые схожи по своей структуре и содержанию с текстами контрольных измерительных материалов в формате ОГЭ.
Необходимо учитывать и следующий компонент как методическую готовность тех педагогов, которые ведут подготовку учащихся по английскому языку. С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует
• провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ:
• следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
• использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
• перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
• анализировать с учащимися работы с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;
• систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ОГЭ.
Для повышения результативности в подготовки к итоговой аттестации были разработаны следующие этапы:
пробное тестирование, выявление пробелов в знаниях, мониторинг. Для проверки существующих навыков необходимо провести данное тестирование, чтобы понять на каком уровне знания английского языка находится учащийся. Данный вид работы предоставляется в начале учебного года.
повторение теоретического материала на основе выявленных проблем, систематизация материала (лексико - грамматическая направленность, чтение)
тренировочные упражнения, введение заданий на основе небольших текстов, вариантов тестовой работы, совпадающих с заданиями в итоговой аттестации ( лексико- грамматическая направленность, чтение +письмо (сочинения)).
самостоятельная работа с тестовыми заданиями (все виды речевой деятельности, кроме говорения).
работа с тренажерами, интерактивными презентациями (говорение)
промежуточное итоговое тестирование (в конце учебного года).
В начале 2015 учебного года, было проведено пробное тестирование по английскому языку в 9 ых классах. Задания были сформированы по формату государственной итоговой аттестации. Разрешите представить анализ данной работы:
Класс Всего участников 2 3 4 5
9 А22 1 18 3 -
9 Б12 3 7 2 -
В разделе чтения наибольшие трудности, экзаменуемые испытывали при выполнении заданий 2-й части (А6 – А14), направленные на выявление умений понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию. Задания В4 – В12 данного раздела были нацелены на проверку грамматических навыков употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте. Анализ результатов показывает, что экзаменуемые испытывали затруднения в выполнении заданий, как первого, так и второго уровней. Наиболее низкий процент правильных ответов был дан по заданию 1-го уровня (В5). Итак, при написании личного письма наиболее типичными ошибками являются: неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию; нарушение стиля личного письма (обращение, подпись, завершающая фраза); отсутствие благодарности и/или ссылки на предыдущий контакт, надежды на последующий контакт; ошибки в оформлении организации текста.
Соответственно, мы можем оценить результат данного тестирования. 9 А – 13,6 % качества, 9 Б – 16 % качества. Это не высокий результат, поэтому мной была разработана модель подготовки к итоговой аттестации, результат которой необходимо было проверить в конце учебного года, на промежуточной итоговой аттестации.
Таким образом, мы можем отметить, что третьим компонентом методической системы является разработанная мной модель подготовки к итоговой аттестации учащихся. Данная модель эффективна в совокупности с этапами, о которых шла речь ранее. Она включает в себя 4 этапа, которые условно можно разделить на 4 четверти.
На первом этапе осуществляется совершенствование лексико - грамматических навыков, а также необходимо уделить особое внимание работе со словами, близкими по смыслу (чтение).
На втором этапе мы захватываем первый и добавляем к нему написание сочинений – рассуждений на различные темы. Не маловажно здесь научить учащихся не только правильно и грамотно излагать свои мысли на листе бумаги, но и уметь воспроизводить их.
На третьем этапе производиться совокупность первых двух с добавлением написания письма. На данном этапе нужно тренировать навыки письменной речи, изучать международные стандарты оформления письма в разных форматах.
На последнем этапе большое внимание уделяется навыком говорения. Все мы прекрасно знаем, что с 2016 года устная часть экзамена состоит из трех заданий: чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера; участие в условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы); тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания. Как вы можете заметить, написание сочинений- рассуждений благотворно влияет на решение всех заданных задач на данном этапе. И, как показывает практика, учащиеся не стесняются отвечать на вопросы и отвечают на них увереннее. Но также необходимо помнить, что на данном этапе будет осуществляться комплексная работа всех предыдущих по развитию всех видов речевой деятельности.
Исходя из этого, мы получаем методическую систему в совокупности трёх её компонентов.
33870908763026822401733541463040173355 Методическая система по подготовке к ГИА
2682240130896КИМ ( по различным видам деятельности)Модель подготовки к ОГЭ
45491401498600
116776550800
Методическая подготовка учителя
В конце 2016 учебного года, было проведено итоговое тестирование по английскому языку в 9 ых классах. Задания были сформированы по формату государственной итоговой аттестации. Разрешите представить анализ данной работы:
Класс Всего участников 2 3 4 5
9 А23 - 14 6 3
9 Б13 - 7 6 -
Соответственно, мы можем оценить результат данного тестирования. 9 А – 39 % качества, 9 Б – 46 % качества. Этот результат существенно выше, чем результат в начале года, поэтому, мы можем сделать вывод, что методическая система, включающая в себя модель подготовки к государственной итоговой аттестации эффективна в использования, учитывая тот факт, что не многие учащиеся выбирают английский язык как предмет по выбору для сдачи экзамена.
В разгаре новый учебный год, и не за горами итоговая аттестация. Давайте работать спокойно, в системе — с мыслью, что все экзамены можно успешно сдать, только нужно правильно к ним подготовиться. А ещё нужен подходящий учебник, с которым учителю комфортно и надёжно работать, а учащимся интересно и эффективно учиться. Но это уже совсем другая история….)))