ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ


ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ
Михеева Екатерина Алексеевна
преподаватель
ГПОУ «Новокузнецкий торгово - экономический техникум»
В XXI веке все профессиональные учебные заведения обязаны учитывать изменения особенностей жития, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. А молодой специалист должен вписаться в эту реальность и быть эффективным в своей профессиональной деятельности. Поэтому система российского профессионального образования должна изменяться в соответствии с требованиями времени, сохраняя при этом в себе то ценное, что было накоплено за предшествующую его историю.
Модернизация образования в условиях включения России в единые образовательную систему ставит  желающих получить профессиональное образование в ситуацию, в которой необходимо конструировать индивидуальные образовательные траектории. Этот процесс подразумевает наличие у студентов готовности к осуществлению осознанного выбора уровня, направления, профиля образования. От студентов требуется способность к адаптации в новых условиях, а также и способность адаптировать образовательный процесс с учетом собственных потребностей и личностных особенностей. Это возможно при условии, что он имеет  высокий уровень мотивации на получение профессиональных знаний, обладает способностью к построению индивидуальной образовательной траектории. Это новая для нашей образования компетенция обучающегося, подразумевающая мотивацию к профессиональной самореализации, самостоятельность в принятии решений, информационную составляющую, общеучебные и специальные умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности.
Одной из важнейших задач профессиональной подготовки в СПО на современном этапе является встраивание выпускника в существующую профессиональную среду. С этой позиции необходимо рассматривать профессию не только как ограниченный вид деятельности, следствие разделения труда, набор определенных трудовых умений и навыков.
Выпускник профессионального учебного заведения считается специалистом, способным решать поставленные задачи на производстве. Но реально получается, что выпускнику приходится доучиваться и переучиваться на производстве.
     Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Именно эти личностные качества, социально востребованные в современных условиях быстро развивающегося мира, должны быть сформированы у студентов в условиях современных образовательных учреждений.
     Следовательно, именно в этом направлении возможно осуществлять модернизацию профессионально ориентированного образовательного процесса. При таком подходе могут быть созданы  необходимые педагогические условия предоставления обучающимся возможности эффективно конструировать свою образовательную траекторию, удовлетворяя собственные потребности в получении качественного образования.
В процессе подготовки студентов в СПО необходимо учитывать то, что именно профессия дает человеку определенный социальный статус, является его своеобразной визитной карточкой, а процесс профессиональной деятельности является средством не только для удовлетворения человеком своих насущных потребностей, но и для его самореализации в жизни. Профессиональное образование всѐ больше становится институтом социализации, а не только профессионализации молодѐжи до 22 лет.
Вопросы создания таких педагогических условий представляют особую значимость, как для студентов, так и для образовательного учреждения, перед которым поставлена задача повышения качества подготовки конкурентоспособных, востребованных в современных условиях специалистов. Специфика образовательных учреждения, реализующих программы среднего профессионального образования, состоит в том, что срок обучения в СПО составляет 1 год 10 месяцев по базовому уровню. Следовательно, за достаточно небольшой период времени образовательное учреждение создает условия, при которых достигаются цели, поставленные перед современным профессиональным образованием.
В настоящий момент процесс конструирования индивидуальных образовательных траекторий студентами, а так же его дидактические преимущества, представляют особый интерес для педагогической науки и практики, и нуждается в специальном исследовании. Поэтому необходимо определить содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория», а также выявить эффективные педагогические условия ее реализации, с учетом новых целей, которые ставит общество перед образованием, и особенностей СПО.
Такая постановка вопроса выявляет ряд противоречий. С одной стороны, трансформации, происходящие в современной системе образования, инновационной экономике России ставят учебное заведение в принципиально новые условия, когда необходимо уделить большее внимание педагогическим условиям для формирования профессиональной компетентности обучающихся и недостаточным опытом создания таких условий в нашей стране. С другой стороны, от студентов требуется демонстрировать определенный уровень готовности и способности к развитию профессиональной компетентности, а по результатам проведенных в течение двух лет исследований можно судить о низком уровне сформированности инструментальной, учебной, информационной компетентности, компетентности индивидуальной познавательной деятельности.
Конструирование индивидуальных образовательных траекторий позволяет модернизировать образовательный процесс в виде компетентностного подхода, так как обеспечивает формирование инструментальной компетентности студентов при соблюдении ряда условий:
- Организационно-педагогические условия: учебные планы, четко определяющие дисциплины как вариативные или инвариантные, в зависимости от набора компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности, наличие программы адаптации студентов первого года обучения, программы развития готовности и способности студентов к конструированию индивидуальных образовательных траекторий, организация расписания, учитывающего индивидуальные образовательные траектории студентов техникума, организация режима контроля, наличие социально-психологической службы.- Учебно-методические условия включают обеспеченность студентов техникума учебно-методическими материалами, методическими рекомендациями по конструированию индивидуальных образовательных траекторий, наличие программ учебных дисциплин, включающих курсы для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
- Психолого-педагогические условия: системный мониторинг уровня профессиональной мотивации студентов, уровня сформированности профессиональной компетентности, социально-психологическое сопровождение, социальная адаптация студентов, социально-психологическая коррекционная работа.
На базе Новокузнецого торгово – экономического техникума разработан комплекс педагогических мероприятий, направленных на самоопределение студентов внутри образовательного и профессионального пространства с выходом на корректировку учебных планов. Нами разработана программа для студентов экономических специальностей СПО, которая позволяет отслеживать результаты формирования профессиональных компетенций самими студентами. Осознав уровень сформированности у себя отдельных профессиональных компетенций, студенты самостоятельно и индивидуально выстаивают стратегию профессионального обучения. Данная программа позволяет студентам по-новому осмыслить понятие «профессионализм», при котором субъект труда (человек) представляется как интеграция личностных (прежде всего мотивационных) и адаптационных моментов, как человек активно действующий, саморегулирующийся. Данная программа создает условия для поэтапного развертывания образа будущей профессии в сознании студента, позволяет студентам на достаточном уровне представлять свою профессиональную деятельность, соотносить уровень развития у себя профессиональных компетенций и требований рабочего места, осознанно проводить рефлексии результатов образования и самообразования, строить индивидуальную образовательную траекторию и спроектировать индивидуальную траекторию профессионального становления и развития в дальнейшем, поможет создать программу индивидуального профессионального самообразования и оптимизировать процесс социализации и адаптации на будущем рабочем месте.
Задачами программы является формирование у студентов:
- оптимизма по отношению к своей будущей карьере;
- понимания того, что профессиональная карьера - это постоянные выборы;
- готовности к разумному компромиссу на пути к успеху (искусство уступать во многом, но не в главном);
- понимания, что главным критерием развития профессионального и общего является развитие ценностей жизни;
- готовности реализовать свой шанс. Шанс - благоприятное стечение обстоятельств для карьеры. У каждого человека неоднократно появляются шансы. Их необходимо увидеть, опознать, понять, что делать, как себя грамотно вести, не бояться изменить что-то в профессиональной судьбе, т.к. любое действие имеет элемент риска. Необходимо дать моральную поддержку студентам и научить их создавать соответствующие ситуации.
В процессе реализации программы осуществляется комплекс педагогических мероприятий разных типов как средство формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей СПО. В результате этого студенты еще в период обучения учатся соотносить уровень развития своих профессионально-важных качеств и особенностей функционирования нервной системы. Они умеют соизмерять свои профессиональные качества и уровень сформированности своих профессиональных компетенций с требованиями различных рабочих мест в рамках одной специальности подготовки и могут найти свою профессиональную нишу (рабочее место) внутри выбранной профессии.
В результате освоения данной программы студенты понимают:
неравномерность развития у себя необходимых профессиональных компетенций,
определяют свой собственный темп и траекторию развития,
выявляют свои собственные возможности к самовыражению в данной профессиональной деятельности,
определяют индивидуальный способ профессиональной деятельности,
определяют путь самосовершенствование в этой деятельности, самостоятельное движение в ситуации профессионального становления.
Показателем освоения программы является построение индивидуальной личной и профессиональной перспективы, как вариант модели профессионального самоопределения.
Учебная программа охватывает определенный кластер компетенций. Для направленного формирования профессиональных компетенций в учебном процессе необходимо ранжирование компетенций, определенный порядок их развития в учебном процессе. Необходимо так же разработать способы диагностики уровня сформированности компетенций.