Программа психологического сопровождения государственной итоговой аттестации в условиях инклюзивного образования


Программа психологического сопровождения
государственной итоговой аттестации
в условиях инклюзивного образования
Губкина И.В.,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №2»
Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательной школе, сталкиваются с итоговыми испытаниями наравне со своими одноклассниками. Недостатки здоровья уменьшают стрессоустойчивость, часто ограничивают продуктивность совладающего поведения. В связи с этим возникает необходимость в психологическом сопровождении детей с ОВЗ в период подготовки к экзаменам. Программа психологического сопровождения ГИА учитывает особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, включая в себя блок психокоррекционной работы.
Цель программы психологического сопровождения ГИА: актуализация личностных ресурсов, способствующих адекватному отношению к ситуации экзамена, преодолению предэкзаменационного стресса.
Задачи программы:
Выявление потребности в психокоррекционной помощи при подготовке к ГИА.
Профилактика неравновесных эмоциональных состояний (стресс, депрессия, фрустрация и др.).
Содействие в выработке продуктивных способов совладающего поведения.
Программа реализуется педагогом-психологом, классным руководителем.
Программа психологического сопровождения ГИА содержит четыре взаимосвязанных модуля: консультативный, диагностический, профилактический, коррекционный. Работа осуществляется по следующему алгоритму:
Профилактическая работа, первичная психодиагностика
Первичная консультация
Диагностическая беседа



Анализ полученных данных


Психологическая консультация 1, индивидуальная диагностика


Перенаправление к другим специалистам (психиатр, невропатолог, клинический психолог)
Индивидуальная психологическая коррекция


Групповая коррекционная работа
Психологическая консультация 2


Диагностический модуль
Вид психодиагностики Задачи Психодиагностические методики
Первичная диагностика Выявление личностной и реактивной тревожности, низкого самочувствия «Шкала личностной и реактивной тревожности» СпилбергераАнкета «Твое самочувствие накануне экзаменов»
Индивидуальная диагностика Уточнение проблем физического самочувствия и психологического состояния
Исследование продуктивности совладающего поведения САН (самочувствие, активность, настроение)
Тест Люшера
«Диагностика копинг-стратегий» Э. ХаймаПрофилактический модуль
Форма профилактики Задачи Тема
Классный час Информирование о стрессе, правильном настрое на экзамены, поддержка оптимистичных жизненных установок Стресс. Что это такое?
Как избежать беспокойства? Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.
Счастливых экзаменов!
Час с психологом Знакомство с психотехниками, помогающими справиться со стрессом самостоятельно. Актуализация индивидуального стиля деятельности Раздел элективного курса «Ступени самопознания», «Готовимся к ЕГЭ»
Родительское собрание Профилактика деструктивного поведения, эмоциональных срывов «Психологическая поддержка в период подготовки к ЕГЭ»
Консультативный модуль
Вид консультации Задачи
Первичная консультация Сбор данных об обучающемсяОзнакомление с результатами диагностики
Определение круга проблем
Выдвижение гипотез
Повторная консультация 1 Уточнение проблематики
Анализ результатов индивидуальной диагностики
Составление плана действий по решению выявленных проблем
Поиск ресурсов для решения выявленных проблем
Повторная
консультация 2 Анализ результатов
Коррекция плана действий
Коррекционный модуль
Вид психокоррекции Задачи Темы
Индивидуальная коррекционная работа Обучение навыкам саморегуляции
Коррекция особенностей познавательной деятельности
и др. (в зависимости от запроса) Релаксационные психотехники
Антистрессовое дыхание
Снятие мышечного напряжения
Тренировка концентрации и распределения внимания
Память: как перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную
и др.
Групповая коррекционная работа Снятие психоэмоционального напряжения
Выработка продуктивных способов совладающего поведения через анализ собственного копинга и копинга группы
О ГИА с улыбкой
Очень страшное ГИА
Продуктивные когнитивные копинг-стратегии
Продуктивные эмоциональные копинг-стратегии
Продуктивные поведенческие копинг-стратегии
и др.
Литература
Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения / сост. Н.Ю. Кадашникова, Т.Ф. Илларионова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с.
Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности / сост. М.А. Павлова, О.С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 201с.
Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99с.