Статья Использование возможностей системы Moodle при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Информатика и ИКТ»


Байкова Тамара Николаевна, учитель математики Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 2128 «Энергия».
Использование возможностей системы Moodle при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
Думаю, что у каждого учителя, работающего в выпускных 9-х и 11-х классах, возникали вопросы:
Как подготовить ученика к успешному прохождению государственной итоговой аттестации?
Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на экзамен?
В настоящее время у учителя появилась возможность использования технологии дистанционного обучения для того, чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
В данной статье я хочу поделиться опытом использования системы управления дистанционными курсами Moodle как доступного и удобного ресурса при подготовке выпускников к основному государственному экзамену за курс основного общего образования и единому государственному экзамену за курс среднего общего образования по учебному предмету «Информатика и ИКТ».
Разработанный мною дистанционный курс «Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ» размещен на сайте http: //moodle.sch1270.ru, рассчитан на весь учебный год и предназначен не только для учащихся 9 класса, курсом могут пользоваться и обучающиеся 7-8 классов.
Такая форма подготовки, по моему мнению, предоставляет обучающимся следующие образовательные возможности:
работа в индивидуальном режиме с комфортным для обучающегося темпом освоения теоретического материала и выполнения тренировочных заданий;
индивидуальное консультирование у учителя;
фокусирование особого внимания на вопросах, вызывающих у обучающихся наибольшие сложности;
тематическая группировка теоретического материала, которого очень много в печатных изданиях и сети Интернет, с электронными тестами, составленными на основе заданий контрольно-измерительных материалов.
Рассмотрим структуру курса «Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ».
Во вступительном блоке учащимся представлена официальная информация об ОГЭ по учебному предмету «Информатика и ИКТ»: демоверсия КИМ для проведения ОГЭ, кодификатор, спецификация, шкала для перевода первичных баллов в отметки, а также дана ссылка на открытый банк заданий ФИПИ по информатике.
Основная часть курса разбита на блоки, в которых отражена наиболее важная информация по следующим темам:
Информация и её кодирование.
Системы счисления.
Основы логики.
Моделирование.
Электронные таблицы.
Коммуникационные технологии.
Основы алгоритмизации.
Начала программирования.
Темы курса представлены в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике.
Основой для информационного наполнения курса стали материалы различных образовательных ресурсов Интернета, собственные наработки, демонстрационные версии ОГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
Каждый тематический блок состоит из теоретического материала, заданий для самостоятельного выполнения и тестов для самопроверки, которые различаются по форме и уровню сложности, что отражает особенности содержания КИМ (с выбором одного ответа соответствуют части 1; вопросы на соответствие и с коротким ответом – части 2). Тесты оцениваются автоматически сразу же после их выполнения (с указанием допущенных ошибок). Учитель имеет возможность контроля действий учеников, комментирует их ответы. Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их учителю.
Так же отдельные тематические блоки содержат полезные ссылки на интернет ресурсы, содержащие, по моему мнению, полную и необходимую информацию для успешной подготовки обучающегося по данной теме.
ЕГЭ по информатике в отличие от ОГЭ предполагает использование компьютера при выполнении заданий части 3: задания 19, 20.1 и 20.2. Возможность добавления в дистанционный курс элемента «Задание. Ответ в виде файла» позволяет учащимся выполнить практическое задание и отправить его в виде файла на проверку учителю.
По завершению обучающимися курса «Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ» им предлагается итоговый тест, который по своей структуре полностью соответствует контрольно-измерительному материалу на экзамене.
Все действия учащихся фиксируются и хранятся в системе. Учитель имеет возможность контроля посещения курса обучающимися, выполнения ими заданий, оценки результата и временных затрат.
Очень удобна возможность постоянного дополнения и обновления курса, что делает его востребованным при каких-либо изменениях в контрольно-измерительных материалах на экзаменах в разные годы.
Данный курс прошел апробацию в 2013-2014 учебном году. Экзамен по учебному предмету «Информатика и ИКТ» выбрали пятеро девятиклассников. Из них одна ученица выполнила экзаменационную работу на 100 %, средний процент выполнения заданий группы выпускников составил 69,6. Достигнутый результат стал хорошей мотивацией для выпускников при выборе экзаменов, дистанционный курс оказался востребованным в последующие годы.
На мой взгляд, дистанционное обучение в среде Moodle позволяет обучающимся заниматься самостоятельно по индивидуальному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций учителя, анализа выполненных работ, а самое главное – качественно подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по информатике.