Урок в 5 классе Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон


Тема урока: Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон.
Цель урока: 
- образовательные: дать представление о Солнечной системе на основе интерактивных моделей, познакомиться с характеристиками планет земной группы.
- развивающие: умение сравнивать, анализировать и обобщать знания о солнечной системе.
- воспитательные: соблюдать этические нормы поведения, уважение к интеллектуальному труду, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга, развивать познавательный интерес.
Тип и урока: изучение нового материала на основе проведения виртуальной экскурсии при помощи компьютерной поддержки.
Оборудование: компьютер, цифровые образовательные ресурсы, учебники рабочие тетради.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку, проверка присутствующих.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Всё пиши, не отставая,
 Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
 Чтобы было всё … понятно.
Если хочешь отвечать –
 Надо … руку поднимать.Мотивация учебной деятельности
Тема сегодняшнего урока: Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон.
Сегодня на уроке перед нами стоят следующие цели: познакомиться с составом Солнечной системы и характеристикой планет земной группы.
С давних времен люди наблюдали за звездным небом. Изучали его. Многого достигли в своих исследованиях астрономы Древнего Египта, Вавилона и других древних стран. Даже сегодня используя современное оборудование: космические корабли, спутники, телескопы, нельзя утверждать, что Вселенная изучена полностью.
Изучение нового материала
С давних времен люди наблюдали за звездным небом. Изучали его. Многого достигли в своих исследованиях астрономы Древнего Египта, Вавилона и других древних стран. Даже сегодня используя современное оборудование: космические корабли, спутники, телескопы, нельзя утверждать, что Вселенная изучена полностью. Ученые высказывают гипотезы возникновения Солнечной системы. На этот счет существует несколько теорий. Например. В середине 18 века немецкий философ Иммануил Кант высказал предположение, что Солнечная система образовалась из холодного газопылевого облака. Позднее, в прошлом веке, советский академик Отто Юльевич Шмидт дополнил подобную теорию рассуждениями и расчетами, согласно которым газопылевое облако, вращалось вокруг Солнца.
- Как Вы думаете, что такое Солнечная система?
Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела.
1. Характеристика планет (с использованием презентации)
Солнечная система состоит из огромного количества небесных тел, центральным из которых является Солнце. Именно оно удерживает всю огромную космическую семью, а это планеты, астероиды, кометы, метеоры, космическая пыль. Планеты вокруг Солнца вращаются по орбитам, они представляют собой эллипсы, или, по-другому, вытянутые окружности.
Соседи Солнца Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. В ней 9 планет, многие из которых имеют спутники. В настоящее время ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно 4,5 - 5 млрд. лет назад из газово-пылевого облака. Планеты делят на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше по размерам, чем планеты гиганты.
Все планеты солнечной системы условно можно разделить на две группы: планеты земной группы, планеты-гиганты.
1. Планеты земной группы
К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля и Марс. С ними мы как раз сегодня и познакомимся.
Меркурий
Ближе всех к Солнцу располагается Меркурий.
Названа эта планета в честь древнеримского бога, покровителя торговли и путников. Надев свои крылатые сандалии, Меркурий мчался на Олимп, нёс вести жителям Олимпа. Точно также и Меркурий – самая быстрая планета солнечной системы. Один оборот вокруг Солнца она совершает за 88 земных суток. По размерам и массе Меркурий больше похож на Луну. На Луну похожа и поверхность Меркурия: те же кратеры, горы. В переводе с греческого «кратер» означает огромные чаши, и действительно размер некоторых кратеров достигает 200 километров. Меркурий практически лишён газовой оболочки – атмосферы. Спутников планета также не имеет. Из-за очень близкого расположения к Солнцу температура на Меркурии достигает +400 градусов.
Венера
Следующая планета солнечной системы – Венера, одна из самых красивейших планет солнечной системы.
И действительно на небе она сияет ярче всех звёзд. Она и названа в честь богини красоты и любви. По размеру Венера немного меньше Земли. Она имеет очень плотную атмосферу, состоящую на 96% из углекислого газа и на 4% процента из азота. Такая атмосфера удерживает тепло, и поэтому температура на Венере поднимается до +500 градусов по Цельсию. Давление атмосферы у поверхности Венеры в 100 раз больше, чем на поверхности Земли. В основном сама поверхность представлена холмистыми равнинами, хотя есть и горные участки. Так, например, в одном из районов высота потухшего вулкана составляет 12 километров. Спутников эта планета не имеет.
Земля
Третьей планетой от Солнца является Земля. Она имеет атмосферу, состоящую из азота, кислорода, углекислого газа, паров воды. В атмосфере нашей планеты рождаются облака, дуют ветры, перемещаются циклоны. На поверхности Земли располагается большое количество воды. Вода занимает до 70% поверхности нашей планеты. Но уникальность нашей планеты состоит в том, что только на ней имеется жизнь.
Спутник Земли - Луна
Земля имеет единственный спутник – Луну. Среднее расстояние от Земли до Луны 400 километров. Это самое близко расположенное небесное тело к Земле. И именно поэтому Луна наиболее хорошо изучена.
На поверхности Луны выделяют материки и моря. Материками называют горные районы, как правило, они выглядят более светлыми. Высота некоторых гор достигает 9 километров. Моря же представлены застывшей вулка-нической лавой, поэтому выглядят они более тёмными участками. На Луне разряженная атмосфера, и также на поверхности Луны имеются огромные кратеры, как правило, это следы ударов метеоритов.
Марс
Марс – красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, поэтому её и назвали в честь бога войны. По размерам Марс в два раза меньше Земли и почти в 10 раз меньше её по массе. На Марсе тонкая разряженная атмосфера, представ-ленная в основном углекислым газом. Поверхность представлена равнинами горами, причём высота некоторых гор может быть огромной. Так, например, потухший вулкан Олимп достигает 27 километров в высоту. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. По мнению учёных, они состоят из смеси льда и углекислого газа. Причём на Марсе чётко происходит смена времён года. Во время лета полярные шапки уменьшаются, а зимой они становятся больше. Температура на Марсе низкая и достигается уровня –70 градусов по Цельсию. И только возле экватора температура может подниматься до 0 градусов. Марс имеет 2 спутника – Фобос и Деймос.
Физкультминутка
Космическая разминка
Мы работаем с утра,
Отдохнуть чуть-чуть пора.
Встанем с вами на разминку,
Выпрямим мы нашу спинку.
Потянулись и нагнулись.
Вправо, влево повернулись,
Раз- присели, два –мы встали,
Мы немножечко устали,
Покрутили головой,
Словно вертим шар земной.
Покачаем мы руками,
Словно вызвали цунами
И попрыгаем на месте,
А сейчас походим вместе.
Выдох, вдох, выдох, вдох,
И продолжим наш урок.
2. Планеты-гиганты
Планеты-гиганты—Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – намного массивнее, чем планеты земной группы, но имеют меньшую среднюю плотность, обладают большими скоростями вращения и многочисленными спутниками, а так, же мощными атмосферами, состоящими в основном из водорода и гелия. А самая далекая планета Солнечной системы – Плутон в 2006 году Международным Астрономическим союзом была переведена в разряд планет-астероидов с сохранением статуса планеты солнечной системы.
Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Назван в честь главного римского бога, царя богов.
Юпитер представляет собой гигантский быстро вращающийся шар. В его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых Юпитер выглядит полосатым. Установлено, что сутки на нем длятся всего 9 часов 50 минут. Ученых давно занимал вопрос о химическом составе клубящейся тучами и облаками мощной атмосферы Юпитера. Оказалось, что в ней нет ни кислорода, ни водяных паров, ни углекислоты - словом, ничего того, что входит в состав нашей земной атмосферы. Из-за огромного расстояния Юпитера от Солнца температура его атмосферы - около 140° мороза. На Юпитере заметно так называемое Большое Красное пятно. Люди наблюдают за ним уже на протяжении 300 лет. За это время оно не раз меняло свои размеры и яркость, временами ненадолго исчезало. Ученые считают, что это гигантский атмосферный вихрь. Юпитер имеет 16 спутников. самый большой из них - Ганимед - крупнейший из всех спутников в Солнечной системе.
Сатурн был замечен людьми, видимо, позднее таких ярких планет, как Юпитер, Марс и Венера. Но в древней Греции о нем уже знали. Его считали самым далеким из известных планет, то есть не ошибались. Сатурн назван в честь одного из древнеримских богов, покровителя земледелия. Это, пожалуй, самая необычная по внешнему виду планета: ее окружают яркие кольца. Общая ширина всех колец огромна - десятки тысяч километров. Но их толщина не велика - не более одного километра. Считают, что кольца образованы различными частицами, камнями, глыбами разных размеров, покрытыми льдом, снегом или инеем.
Расстояние Сатурна от Солнца составляет 1426 млн. км, и солнечные лучи там греют в 90 раз слабее, чем на Земле, и в 3,5 раза слабее, чем на Юпитере. Понятно, что и мороз там очень силен - он доходит до 150°. Сутки на Сатурне длятся 10 часов 14 минут.
Уран. В марте 1781 года Вильям Гершель, немецкий музыкант и астроном-любитель, живший в Англии, наблюдал в телескоп объект, который поначалу принял за комету, но в конце концов распознал в нем планету, находящуюся за орбитой Сатурна. Так произошла революция в представлении о Солнечной системе. Гершель назвал новую планету «Звезда Георга» в честь короля Британии Георга III, однако международное сообщество астрологов предпочло наречь ее именем самого Гершеля. Но к 1790 году по общему согласию было решено в продолжение традиции назвать планету именем Урана, античного божества.Уран почти вчетверо больше Земли и вращается вокруг Солнца на расстоянии около 2871 млн. км. Период обращения — 84 года, а угол оси вращения 98°, то есть планета «лежит на боку» и практически не вращается вокруг собственной оси, а «катится» по орбите. Возможно, это результат столкновения с огромным космическим телом. На небе Уран сияет чистым зеленовато-голубым светом.
Уран имеет кольца, хотя они и не так вытянуты, как кольца Сатурна. Кольца Урана состоят из частиц пыли и больших камней.
Уран имеет 27 спутников. Пять из этих лун большие, остальные меньше. Крупнейший спутник: Титания.
Нептун. В 1846 году была открыта планета Нептун. Температура верхних слоев составляет – 200 °С. В атмосфере Нептуна зафиксированы самые сильные ветра, среди всех известных планет. Их скорость может достигать 2100 км/ч! Располагаясь на расстоянии 30 а. е., полный оборот вокруг Солнца, занимает у Нептуна почти 165 земных лет, поэтому, с момента своего открытия, он совершит свой первый полный оборот только в 2011 году. 13 спутников и несколько крошечных колец окружают эту планету. Один из этих спутников достаточно велик и носит имя Тритон.
Плутон. Карликовая планета Плутон является единственной планетой-карликом в Солнечной системе, которая стояла в ряду основных планет. Не так давно Плутон считался полноценной девятой планетой, наиболее удалённой от Солнца. Теперь же он рассматривается, как один из самых крупных объектов пояса Койпера – тёмной дискообразной зоны, за пределами орбиты Ньютона, содержащий триллионы комет. Плутон причислили к планетам-карликам в 2006 году. Это событие рассматривалось, как понижение в статусе и вызвало бурные споры и дискуссии в научных и общественных кругах.  Во время своего обращения вокруг Солнца, длящегося 248 земных лет.
Закрепление изученного материала.
Просмотр видеофильма
Решение кроссворда на стр. 15 в рабочей тетради.
Итог урока.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. На этом уроке мы познакомились со строением солнечной системы. Узнали, что планеты солнечной системы подразделяются на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Более подробно узнали строение и расположение планет земной группы.
Домашнее задание
§