Выступление на тему Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ в рамках реализации ФГОС,формы и методы работы


centerbottom1000000Выступление на семинаре по проблемам преподавания ОРКСЭ
Тема: «Актуальные проблемы преподавания комплексного  учебного курса ОРКСЭ в рамках реализации ФГОС, формы и методы работы»              
Подготовила: Корчагина Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей категории , МАОУ «СОШ №141 с углубленным изучением отдельных предметов» 
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ —учебный предмет, включённый Министерством образования и науки России в школьную программу в качестве федерального компонента.
1.Правовые основы преподавания. Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях», выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Новый закон — Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В.В.Путиным (№73–ФЗ), закрепляет параметры изучения основ религиозной культуры в школе.
В этом новом Законе об образовании имеется 87-я статья, в которой говорится об особенностях изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
П.1 ст.87 : учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями».
Значит, семейные ценности, как мы видим, ставятся на первое место.
П.2 ст.87 определяет права родителей: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.
П.3 ст.87-й : примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».
П.6 ст.87-й гласит, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».
2. История введения:
17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики».
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.
С 1 сентября  2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ  и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса  ОРКСЭ под названием  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
3. Цель и задачи курса: Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных детьми в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
4. Возрастные и временные особенности изучения курса.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся 4-6 классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда позитивное воздействие.
Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. Социализирующее воздействие современных источников информации, нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняющее на второй план семью и школу, далеко не всегда бывает позитивным.
5.Структура курса.
Курс   содержит 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и  является    единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников  согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.
Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год. Учебников более 200 наименований. Для школ рекомендации по выбору учебников зависят от региона проживания .
6. Актуальные проблемы и основные особенности курса. Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывало немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества ,исключения влияния на подрастающее поколение различных сектантских радикальных, экстремистских течений .Другая часть предельно скептически относится к введению данного предмета.
Основные особенности:
1)Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги; вести предмет должны не служители культа, а специальным образом подготовленные и лицензированные школьные преподаватели, прошедшие соответствующее обучение на курсах повышения квалификации.
2)Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; Официально декларируются культурологические, а не вероучительные цели обучения –  "развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним".
3)Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
4)Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
7. Курс в рамках реализации ФГОС.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
8.Что необходимо сказать на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ
Рассказывая о цели, задачах и содержании учебного предмета необходимо разъяснить родителям, что обучение религии — это одно и оно целиком и полностью зависит от семьи, а знакомство с духовно-нравственными основами религиозной традиции — иное. Духовно-нравственное образование не следует отождествлять с религиозным обучением.
Религиозное обучение предполагает молитвенную практику, регулярное участие в богослужении. Духовно-нравственное образование призвано научить школьника отличать добро от зла, научить почитать родителей и старших, не обижать младших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, трудолюбивым, милосердным, любить свою Родину, не оскорблять родителей и учителей, не сквернословить, не воровать, не лгать.Следует знать, что в настоящее время в России имеется очень много родителей, которые сами не получили традиционного религиозного воспитания и сожалеют об этом.

9.Формы и методы работы на уроках по ОРКСЭ очень разнообразны
и они во многом аналогичны формам и методам работы ,применяемым на уроках по изучению других учебных дисциплин (литературное чтение, окружающий мир).
Метод обучения (от др-греч.— путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
 Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей учителя.
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод - интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что учащиеся не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Работа с учебником, книгой, справочной литературой обязательно используется на уроках ОРКСЭ. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

10. Из личного опыта
В 2012\2013 и 2013\2014 учебных годах я преподавала курс «Основы религиозных культур народов России» под редакцией Сахарова А.Н., Кочегарова К.А. ( издательство «Русское слово», Москва) ученикам 4-х классов, пройдя предварительно обязательную курсовую подготовку.
Уроки проходили 1 раз в неделю, в течение учебного года - итого35часов. Я работала в 2-х параллельных классах 2 года – итого 140 уроков. Данного количества уроков разумеется мало для того, чтобы говорить о богатом опыте преподавания…
В школе предварительно было проведено анкетирование родителей по выбору модуля, большинством голосов был выбран данный модуль ,в котором освещались 4 наиболее распространенные традиционные в России религии. Причем разъяснялся порядок их изложения в учебнике : по количеству приверженцев той или иной религии в России. Родители учащихся были ознакомлены с тематическим содержанием уроков и нормативной базой преподавания данного курса (вышеизложенный материал), а также с тем, что по данному предмету нет обязательных домашних заданий, не выставляются отметки. Домашние задания могут носить творческий рекомендательный характер, а оценивание происходит в виде устного или словесного поощрения, с целью заинтересовать учащихся и развить интерес к предмету.
Для уроков дети завели обычную тонкую тетрадь (клетка, линейка-по выбору детей). В неё в ходе урока делали записи: название изучаемой темы, определения, ключевые слова, небольшие схемы, зарисовки. Пользовались карандашами, фломастерами, цветными ручками.
Например. Урок 1. Тема «Введение». В тетрадь выписали «Религия - вера и поклонение высшим силам (духам или богам)» «Язычество - общее название ранних, первобытных древних религий, основанных на сказаниях и легендах. Особенность язычества - многобожие» (по материалам учебника).
Тема «Древние предания христиан». В тетрадь выписали «Ветхий Завет, Библия - священные книги христиан» «Адам и Ева» «Грех («промах»)-злой поступок человека, совершённый в нарушение заповедей Бога» и т.д.
Знакомя детей с легендой о Ное и ковчеге, на уроке использовались видеофрагменты мультфильмов. В тетрадь зарисовали белого голубя , над водами океана, как символ мира и добра, т. к по легенде голубь принес весть о появлении земли и скором спасении.
Тема «Пророк Мухаммад» .В тетрадь выписали « Пророк Мухаммад, Абдулла-отец Мухаммада, Амина-мать, кормилица Халима, дедушка-Абдуль-Мутталиб, дядя-Абу Талиб» «Города Мекка, Медина, Таиф»
Тема «Во что верят иудеи». В тетрадь выписали « Иудеи верят в единого Бога, который на древнем языке еврейского народа зовется Яхве или Иегова» «Талмуд и Танах - это священные книги иудеев» «Изображения бога строго запрещены в иудаизме» и т.п.
Во время изучения темы использовалась работа с иллюстративным материалом (репродукции картин, рисунки) ; использовался просмотр видеофрагментов-мультфильмов; иногда текст учебника читал учитель, т.к. материал содержит много новых понятий, чтобы предотвратить трудности при произнесении и понимании некоторых слов. Для закрепления детьми изученной темы использовались всевозможные виды вопросов: уточняющие, творческие, оценочные (направленные на выяснение фактов) ,практические («Как ты будешь вести себя в храме?)
Ученики в ходе уроков раскрывались для меня с совершенно неожиданной стороны: дети рассуждали на серьезные темы, о добре, семье, жизни, раскрывая такие знания или эмоции, которые на других уроках я бы от них не услышала.
11. Где можно найти дополнительную информацию и материалы, полезные для более глубокого освоения и преподавания курса.
С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания курса подготовлены книга для учителя: справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей. Помимо этого, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии Минобрнауки России создан и сопровождается специализированный портал www.orkce.ru. начавший работу в сентябре 2010 года. Информация на портале размещена в следующих разделах: «Новости и СМИ об ОРКСЭ», «Нормативные материалы», «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», «Региональный опыт апробации». Для обмена мнениями на портале располагается форум. Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru. Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru. В субъектах Российской Федерации:
Вологодская область (www.opcnclass.ru/vologda.),
Калининградская область fwww.openclass.ru/kalinmRrad),Камчатский край (www.openclass.ru/famchatkjfl.Пензенская область
Тамбовская область (www.opendass.ru/tambov),
Томская область (www.openclass.ru/tomsk).
Чувашская Республика (www.openclas3.ru/chuvashia).
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru;
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах:http:/
/www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.rn/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
http://www.feQr.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи о апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru:
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации- http://www.ombudsman.pov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
11. В завершении:
На уроках у детей возникают разные вопросы, отвечать на них нужно с осторожностью, опираясь на материал, изложенный в учебнике. Необходимо объяснять детям, что мы рассматриваем все вопросы с исторической точки зрения - когда и как появлялись религиозные учения, а всему остальному (молитвы, обряды) их должны учить дома, бабушки, родители.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут-
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России!
Литература:
http://www.orkce.org/http://easyen.ru/load/orkseh/294http://uchkopilka.ru/orksehttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/09/07/uchebnye-prezentatsii-kursa-orkse-4-klasshttp://www.uchportal.ru/load/266