Статья в сборнике «Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири» на тему: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
В УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ
ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ
Д.Г. Шайхутдинов
Обучение двигательным действиям необходимо в любой дея-
тельности. Однако только в сфере физического воспитания и спорта
изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная
деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совер-
шенствования. В физическом воспитании и спорте обучение имеет
свою специфику, суть которой состоит в том, что основная масса нового
познается при освоении разнообразных двигательных действий, высту-
пающих в форме физических упражнений.
Теория обучения двигательным действиям опирается на систему
дидактических принципов, т.к. обучение не может обойтись без систе-
мы его организации, без сложной технологии преподавания и учения,
без взаимодействия преподавателя с обучаемыми, учащихся с учите-
лем. Педагогика регулирует обучение своими законами в виде дидак-
тических принципов, что позволяет контролировать педагогический
процесс в целом, согласовывать обучение с потребностями общества
на данном этапе его развития, определяет пути, средства, методы и ор-
ганизационные формы решения частных задач обучения. Все это гово-
124
рит о том, что педагогика (дидактика) является одним из важных эле-
ментов основы теории обучения двигательным действиям [2].
Одной из центральных проблем теории и методики спортивной
тренировки является задача совершенствования процесса обучения
эффективным двигательным действиям в условиях напряженной спор-
тивной деятельности. Особую сложность эта задача представляет в та-
ких двигательно-вариативных видах спорта как волейбол, где элемен-
тарные двигательные акты и обеспечивающие их моторные и психиче-
ские процессы являются ответными, зачастую непредсказуемыми дей-
ствиями, разнообразной пространственно-временной структуры. В тео-
рии и методике обучения двигательным действиям в спортивной прак-
тике в настоящее время уделяется недостаточно внимания содержа-
нию опережающего, развивающего обучения. Традиционная методика
обучения в волейболе в основном опирается на заучивании двигатель-
ных действий в строго регламентированных условиях, а тренировочный
процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при кото-
ром не учитывается в должной мере личность учителя и ученика, их со-
держательное сотрудничество. Это закрепляет выполнение двигатель-
ных действий в конкретных типовых условиях и серьезно мешает их
обобщению и применению в нестандартных ситуациях.
Решение задач обучения предполагает вооружение занимаю-
щихся широким кругом знаний о современном волейболе, необходи-
мых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития,
критическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспи-
тание у юных спортсменов стремления к постоянному развитию твор-
ческой мысли, к поискам самостоятельных решений. Значительное ме-
сто в обучении занимает не только развитие физических и моральных
качеств, но и формирование специальных умений и навыков, кото-
рыми спортсмен должен владеть в совершенстве. Занимающиеся
должны научиться, рационально пользоваться приобретаемыми навы-
ками, опираясь на знания умения. В этом суть процесса обучения [1].
Прежде чем приступать к обучению игре волейбол тренеру или
учителю физкультуры, занимающемуся этим вопросом, необходимо
понять природу волейбола, так как в данной игре много характеристик
не имеющих себе равных. Процесс обучения в волейболе направлен
на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, на постоян-
ное их развитие и совершенствование, а также на формирование сис-
темы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры,
методики тренировки и т.п. Решение задач обучения предполагает
вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном
волейболе, необходимых для понимания изучаемого материала и пер-
спектив его развития, критическое осмысление их. Немаловажную
роль здесь играет воспитание у юных спортсменов стремления к посто-
янному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных ре-
125
шений. Значительное место в обучении занимает не только развитие
физических и моральных качеств, но и формирование специальных
умений и навыков, которыми спортсмен должен владеть в совершен-
стве. Занимающиеся должны научиться, рационально пользоваться
приобретаемыми навыками, опираясь на знания умения. В этом суть
процесса обучения.
Коллективный характер действий игроков команд определяет
требования к их игровой организации. Владение техникой, индивиду-
альной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности
являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры коман-
ды, но далеко недостаточными. Помимо этого, необходимы отлажен-
ные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри
звеньев, между звеньями и в команде в целом.
Особенность структуры соревновательной игровой деятельности
состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий -
технических приемов и тактических действий, а также в необходимости
их выполнять многократно в процессе соревнования для достижения
спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах
спорта с единичными соревновательными упражнениями (прыжки, ме-
тания) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потен-
циала и рациональной структуры движения в принципе даже при одно-
кратной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка
в высоту, дальность метания). В волейболе кроме этого важнейшее зна-
чение имеют тактические действия как форма реализации технико-
физического потенциала спортсменов в специфической - игровой - со-
ревновательной деятельности.
С учетом структуры соревновательной игровой деятельности мож-
но определить круг факторов, влияющих на ее эффективность. Наибо-
лее существенными факторами являются [3, 4]:
• оснащенность спортсменов техническими приемами и такти-
ческими действиями (арсенал техники и тактики);
• «применяемость» технико-тактического арсенала (умение при-
менять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и так-
тические действия);
• эффективность игровых действий;
• мастерство выполнения игровой функции;
• активность («агрессивность», творчество) в игре — с учетом из-
бранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;
• уровень развития специальных качеств и способностей;
• морфологические признаки (в первую очередь длина тела);
• морально-волевые качества.
Таким образом, специфика игры определяет следующие основ-
ные направления методики обучения двигательным действиям в во-
126
лейболе: развитие у занимающихся способности согласовывать свои
действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференци-
ровка пространственно-временных отношений); развитие специальных
физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения
мышц, от которых зависит овладение умением точно определять мо-
мент собственного воздействия руками на мяч; развитие быстроты
сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и дру-
гих качеств, которые лежат в основе тактических способностей; овла-
дение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий,
необходимых для успешного ведения игры.
Основным средством в обучении волейболистов являются физи-
ческие упражнения. Их определенным образом группируют по значи-
мости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной ме-
ре условно, однако такой подход дает возможность лучше строить учеб-
но-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений пра-
вильно выбрать именно те, которые в большей мере содействуют ре-
шению задач на определенном этапе подготовки [3, 5]. Отправными
моментами при группировке упражнений является структура соревно-
вательной деятельности спортсменов-волейболистов и факторы, обу-
словливающие ее эффективность.
Предлагаемая нами методика обучения двигательным действиям
в волейболе с теоретической составляющей создает представления об
эффективных двигательных действиях, а ее практическая часть интег-
рирует отдельные технические навыки. Комплекс педагогической диаг-
ностики эффективности обучения, состоящий из блоков оценки теоре-
тической подготовленности (анкетирование по вопросам об основах
технических приемов в волейболе), техники выполнения основных дви-
гательных действий в волейболе, оценки умений дифференцировать
свои двигательные действия в специальных двигательных тестах и бло-
ка тестирования уровня развития базовых физических качеств, позво-
ляет учащимся эффективно осваивать технические действия в волей-
боле.
Для обеспечения развития личности занимающихся необходимо
создавать условия, для формирования оптимального уровня мотивации
к изучению двигательных действий, умению управлять ими, выделять в
них главное и второстепенное, находить взаимосвязь между ними,
осознано и творчески, подходить к самому процессу обучения. Для вы-
полнения детьми полноценной учебной деятельности на занятиях необ-
ходимо, чтобы они постоянно решали различные учебные задачи. Это
должно сопровождаться применением разных методических приемов,
таких как, создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск от-
ветов на возникающие вопросы и др.
127
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев, A.B. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование:
учебное пособие / А.В. Беляев.- М.:ВФВ, 1995.- 24 с.
2. Боген, М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двига-
тельным действиям: автореф. дис...д-ра. пед. наук /М.М. Боген.- М., 1988.- 46 с.
3. Железняк, Ю.Д., Волейбол: методическое пособие по обучению игре /
Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин.- М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2005 . -
112 с.
4. Козырева, JI.B. Волейбол: учебник /Л.В. Козырева .- М.: Физкультура и спорт,
2003.- 168 с.
5. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: Просвещение, 2008. - 253 с.__