Публикация в сборнике республиканских пед.чтений


Кудрявцева Н.В., учитель информатики и ИКТ МБОУ «СОШ № 11» мо «Город Майкоп»
Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий».
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
Интеграция в обучении и дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Согласно новому содержанию образования ФГОС ООО разработан метапредметный тип интеграции, который должен отражать предметные результаты изучения:
1.       в области «Общественно-научные предметы»:
 ∙ овладение основными навыками нахождения, использования, структурирование и презентации информации;
2.       в области «Математика и информатика»:
∙  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
∙    формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
∙     формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3.       в области «Технология»:
∙   развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, поэтому на учителя информатики ложиться основная ответственность.
В своей практике я часто провожу интегрированные уроки, которые способствуют формированию  таких компетенций учащихся, как
·         компетенции социального взаимодействия  (учитель – ученик, ученик-ученик);
·         компетенции в общении: (развитие навыков владения устной, письменной  речью, восприятие текстовой информации как с электронного носителя, так и в тексте учебного пособия);
·         компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение  оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности;
·         компетенции деятельности: проектирование, моделирование,  исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
·         компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование, создание проектных работ с применением информационных компьютерных технологий).
 Отмечу некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания обучающихся:
1.     Переход от предметных связей к метапредметным позволяет обучающемуся переносить способы действий с одних объектов на другие, осознавать процесс обучения и формировать целостную картину мира.
2.     Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника и приближает его к достижению личностных результатов обучения.
3.     Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих обучающемуся одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимая каждый этап работы и формируя целостную картину мира.
4.      Интеграция увеличивает информативную емкость урока, реализуя принципа метапредметности.
5.      Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, формируя выводы обучающихся при изучении различных предметов и реализуя личностный подход в обучении.
6.     Интеграция, являясь средством мотивации обучающихся, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7.     Интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся, позволяет применять полученные знания в реальных жизненных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни, реализует основные требования ФГОС ООО к предмету.
8. Интегративная система предполагает равноправное и равномерное соединение родственных тем школьных предметов, изучение которых взаимно перекликается на каждом этапе урока.
9. Интегрирование уроки позволяют экономить время, не дублировать материал на разных предметах, формируя целостную картину мира.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты; 
умения выделять главное; 
умения составлять из отдельных элементов целую картину; 
умения формулировать общую проблему; 
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы. 
Используя в своей работке интегрированные методы обучения, могу сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения.
Интегрированное обучение формирует целостную картину мира, способствует развитию личностных метапредметныех и предметных образовательных результатов, а именно:
способствует развитию научного стиля мышления;
даёт возможность широкого применения естественнонаучного метода познания;
формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
повышает качество знаний;
повышает и развивает интерес к предметам естественно-математического цикла;
формирует общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
формирует уверенность, в своих силах, что возможно изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
позволяет использовать авторские компьютерные программы (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
приобщает школьников к научно-исследовательской проектной деятельности.
Применяя интегрированный подход в обучении информатики в своей практике я убедилась, что он наиболее широко дает возможность реализации принципа метапедметности и возможность добиться от учеников не только глубоко понимания предмета, но и, умения применять полученные и закрепленные знания на практике при изучении других предметов. Учащиеся осознают, что получаемые знания из различных предметных областей тесно взаимосвязаны, переплетаясь между собой, формируют целостную картину мира, могут пригодиться и в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «объединить» практически все школьные дисциплины. Как «спрут» внедряясь во все предметные области, информатика делает их косвенно зависимыми от себя.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными дисциплинами становится жизненной необходимостью, расширения возможности школьного образования, и становясь способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Основные приемы интеграции заключаются в следующем:
Уроки проводятся по темам, проходящим через разные предметы;
Уроки проводятся в форме творческих лабораторий;
Уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики, географии, экономики и др;
Уроки наполняются музыкой, рисунками, видео.
В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергетического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других.  Можно выделить два типа интегрированного урока - иллюстративно-развивающий и проблемный. Если первый тип урока предполагает использование знаний из области других предметов для лучшего усвоения конкретного материала, то на уроке проблемного характера ведется исследование проблемы при помощи средств, присущих интегрированным предметам.
В процессе интегрированных уроков вырабатывается у школьника умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, он и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта.
Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала делают подобный урок ярким, запоминающимся и, главное, эффективным.
Таким образом, можно говорить о том, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся и тем самым помогает дифференциации образования, а интеграция информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.
Библиографический список:
Глинская Е. А. , Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. -1980. - 44 с.
Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998.
Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. – 30 с.
Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в связи в современной школе - М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. 1989.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат и др. Под общей ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
ФГОС основного общего образования (вводится с 01.09.2013). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897