Разработка занятия о птицах Наши пернатые друзья

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЧИСТОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ










Разработка занятия о птицах
«Наши пернатые друзья»














Автор:
Газиева Диляра Халитовна,
учитель начальных классов










с. Чистополье
2015 г. Цель: расширить и укрепить познания учащихся о птицах, их поведении и образе жизни, рассказать о роли и месте в природе; углубить знания учащихся о птицах нашей местности, экологические связи между ними и окружающей средой; развивать у детей интерес ,наблюдательность; поучить правилам поведения птиц в природе, учить детей задумываться над последствиями своих действий; воспитывать у детей бережное отношение к пернатым друзьям, любовь и милосердие ко всему живому на земле, развивать логическое мышление.
Проводится в форме КВН
Оформление класса: книжная выставка ,рисунки детей, иллюстрации с изображениями птиц.
Звучит фонограмма птичьих голосов.
Ведущий. Добрый день ,дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Клубе Веселых и Находчивых. Сегодня в нашей игре принимают участие команды «Воробьи» и «Орлята» Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.
Представление жюри.
Ведущий. Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить ваше внимание на оформление класса и выставку книг. Все они о живой природе. Посмотрите, у меня в руках Красная книга. Ребята, что вы знаете о Красной книге? Кто ее написал и почему она так называется?
Ответы ребят.
Ведущий. К сожалению ,очень долго человек жил с уверенностью в том, что не надо ждать милостей от природы, надо брать их самому. Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы все, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной и бесхозяйственной деятельности человека гибнет наша планета. Мы с вами становимся свидетелями постепенной гибели Аральского моря, образования озоновых дыр. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно еще спасти. Красный цвет книги-знак опасности, который приказывает нам: «Остановись!»
Сегодня мы встретились в Клубе Веселых и Находчивых, чтобы поговорить о птицах, о наших пернатых друзьях. Я приглашаю команды для приветствия.
Приветствие команд. Ведущий. Сначала - разминка. Команды должны будут ответить на вопросы. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет руку.
1.Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)
2.Какая птица выше всех летает? (Орел.)
3.Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
4 .Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
5 .Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки.)
6. Какая птица может летать вперед хвостом? (Колибри.)
Ведущий. Пока жюри подводит первые итоги, команды отдыхают. Предлагаю зрителям принять участие в небольшой викторине.
1. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.-Х. Андерсен.)
2 .Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
4. Кто написал рассказ «Серая шейка»? ( Д. Мамин-Сибиряк.)
5. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел.)
6. Какая птица летним вечером напоминает людям о том, что пора спать? (Перепел.)
7. Какую птицу называют «сплетницей»? (Сорока.)
8. О каких птицах говорят, что они «молодой весны гонцы»? (Жаворонки.)
9. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин.)
10. Кто написал «Лесную газету»? ( В.Бианки.)
Подведение первых итогов.
Ведущий. Со следующим заданием легко справится та команда, которая прочитала книгу В.Бианки «Лесная газета». 1. Кто раньше прилетает к нам - стрижи или ласточки? (Ласточки.) 2 .Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Потому что птицы бросают гнезда, если их тронуть руками.)
3.Что птицам страшнее - холод или голод зимы? (Голод.)
4.С прилетом, каких птиц начинается весна? (С прилетом грачей.)
5.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки ,рябчики.)
6.Какая птица часть пути к нам с юга шагает пешком? (Коростель или дергач.)
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю зрителям посмотреть концертный номер. (Номер может быть любой. Например :шуточный танец «Маленьких лебедей».)
А теперь слово жюри.
Подведение итогов.
Ведущий. Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс на лучшее знание пословиц о птицах. Правильно ответит на вопросы та команда, которая внимательно прочла книгу «Русские народные загадки, пословицы и поговорки». Условия конкурса вам знакомы.
Задание будет такое: я начну пословицу ,а вы должны ее закончить.
1. Плоха та птица(которая свое гнездо марает).
2. Слово- не воробей,(вылетит не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, чем(журавль в небе).
4. Гусь свинье (не товарищ).
5. Всякая птица свое(гнездо любит).
6. Старого воробья на мякине(не проведешь).
Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурса, предлагаю вам посмотреть концертный номер (например: инсценировка басни И.Крылова «Ворона и лисица»).
Слово жюри. Подведение итогов.
Звучит песня «Жил отважный капитан»
Ведущий. Вы, наверное, уже догадались, что пришло время конкурса капитанов.
Наши капитаны ответят на вопросы блиц-викторины. 1.Вестник весны. (Грач.) 2.Птица. в которую превратился гадкий утенок.(Лебедь.)
3.Знаменитый певец. (Соловей.)
4.Знаменитая каркуша. (Ворона.)
Ведущий. Пока жюри подводит итоги конкурса капитанов и общий итог, я предлагаю зрителям отгадать загадки, которые напечатаны в книге «Русские народные загадки ,пословицы и поговорки».
Не король, а в короне,
Не гусар ,а при шпорах,
На часы не глядит,
Время знает. (Петух.)
Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин.)
Щиплет за пятки-
Беги без оглядки. (Гусь.)
Посередь деревьев
Кузнецы куют. (Дятел.)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка.)

Ведущий. Ну что, дорогие друзья, вот и подошла к концу наша встреча. Прежде, чем жюри объявит нам итоги, мне хотелось бы прочитать вам стихотворение замечательного балкарского поэта К.Кулиева.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора-
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше , чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.

Подведение итогов
15