Конспект урока на тему: «Простое предложение и его грамматическая основа. Виды односоставных предложений»

План- конспект по русскому языку 9«А» класс
Учитель Солонченко Г.В.
Тема: «Простое предложение и его грамматическая основа. Виды односоставных предложений»
Цели: -повторение и закрепление пройденного по темам ,
-отработка умений определять связь между словами в словосочетании и
предложении,
-закрепление навыков постановки знаков препинания,
-прививать любовь к родной природе.
Методические приемы: лингвистические разборы ,работа с предложением, текстом, задания на закрепление изученного, тест, работа с таблицами.
Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ, материалы для подготовки к итоговой аттестации
Ход урока: 1.Оргмомент. - Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем все знания по темам «Простое предложение и его грамматическая основа. Виды односоставных предложений». Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Единого Государственного экзамена.
2. Повторение. 1) Итак первое задание. Перед вами карточка №1, работаем с ней.
Карточка №1.
Прочитайте задание.
Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
1.Улыбнется На ней не скроешь тайны 2. Искру туши до пожара И она исчезнет навсегда 3. Земля кругла Беду отведи до удара 4. Красоту только тронь небрежной рукой Солнце красное взойдет
Выпишите словосочетаний со следующими видами связи: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание.
-Но прежде, чем выполним это задание, повторим: - Что такое словосочетание? - Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? /глагольные, именные,
наречные/
- Какие виды связи в словосочетании вы знаете? /сочинительная и подчинительная/ - Какие способы подчинительной связи вы знаете? /согласование, управление, примыкание/
Расскажите о каждом способе связи.
2) - Почему вы не выписали как словосочетание «солнце взойдет»? /Это грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, т. е. предложение//
- Какие виды предложений по наличию главных членов вы знаете? /Двусоставные и односоставные/
* Приведите примеры из составленных вами предложений.
/Двусоставные: Улыбнется солнце красное, взойдет.
Земля кругла.
И она исчезнет навсегда.
Односоставные: Искру туши до пожара, беду отведи до удара.
Красоту только тронь небрежной рукой.
На ней не скроешь тайны./
3) Обратимся к двусоставным предложениям.
Перед вами карточка №2. Прочитайте задание.
Карточка №2
При чтении текста вставьте пропущенные глаголы, избегая неоправданных повторов.
Чтобы продлить жизнь на планете, нужно леса, природные ресурсы, реки, .., а не .. цветы и травы.
Сможет ли человек природу от гибели? Сможет ли он ей в борьбе с кислотными дождями и ядовитыми газами? Сможет ли быть другом всему живому и на Земле? От ответа на эти вопросы зависит его собственная судьба, ибо человек и природа – единое целое.
Слова для справок: охранять, беречь, не загрязнять, сажать, рвать, сохранить, помочь.
Какова тема данного текста? /охрана природы, экологические проблемы, стоящие перед человечеством, будущая жизнь человека и природы./
- Какие средства языка использует автор для того, чтобы показать многообразие проблем экологического характера? /вопросительные предложения с одинаковой структурой./
* Подчеркните грамматические основы предложений, определите тип сказуемого.
? Какой тип сказуемого преобладает в тексте? Почему? /составное глагольное сказуемое; важно действие для решения экологических проблем/

*Но в этом тексте есть простое глагольное сказуемое. Найдите его /зависит/.
* А также составное именное. Найдите его. /Сможет быть другом, человек и природа – целое./
4) * Объясните, почему в данном предложении поставлено тире. ? – Какие еще случаи вы знаете постановки тире между подлежащим и сказуемым? /См.слайд № 6/
- В каких случаях тире не ставится между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры из д/з.
5) Вернемся к нашей таблице «Односоставные предложения».
*Расскажите, какие типы односоставных предложений вы знаете. Объясните, почему они так называются.
* Определите тип односоставных предложений в карточке №1. /Обобщенно-личные/




Карточка №3.
1 группа
Выделите грамматическую основу и укажите тип предложения.
1.Утро. Тишина. 2.С вечера подморозило. 3. Пусть построят на этом месте что-нибудь полезное людям. 4.Люблю дымок спаленной жнивы.
2 группа
Выделите грамматическую основу и укажите тип предложения.
Рассвело. Наскоро перекусив, отправляемся в путь. Вот и озеро. Вода прозрачна. Хорошо бы искупаться!
3 группа
Выделите грамматическую основу и укажите тип предложения.
1. Утро. 2. Я только что проснулся. 3. Свежо. 4 Вдруг в дверь постучались. 5. На пороге стоят мои друзья.
6) Мы все повторили. Теперь проверим наши знания. В книге «Материалы для подготовки к итоговой аттестации» откройте стр.178 и прочитайте текст №3. Выполните задания 1,2 к этому тексту и на карточке №4.
Карточка №4 1 группа 1. Из предложений 2-4 выпишите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным. /известны/ 2. Из предложений 4-5 выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ /хорошо известно/ 3. Укажите номера предложений из первого абзаца, в состав которых входят односоставные безличные предложения.
2 группа 1. Из предложений 7-9 выпишите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным. /важна/ 2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ /живите в среде/ 3. Укажите номер предложения из последнего абзаца, в состав которого входит односоставное безличное предложение. /7/
3 группа 1. Из предложений 7-9 выпишите сказуемое, которое выражено именем существительным. /9 – задача/ 2. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ /целительная сила/ 3. Из 1-2 предложений укажите номер предложения и, в состав которого входит односоставное безличное предложение.
3. Подведение итогов.
- Что мы сегодня повторили?
- Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Какой важной теме были посвящены тексты на этом уроке? - Какой вывод вы для себя сделали?
Домашнее задание. 1) Написать мини-сочинение на тему «Лесные сокровища», «Весенний лес», «Весна на реке» с включение в него изученных конструкций. /Темы на выбор учащихся/ 2) Тесты № 9 стр.155-156 3) упр.418
Спасибо за урок!

15