конспект урока по русскому языку на тему Двусоставное предложение

Тема: Двусоставное предложение
 
Цели: а) закрепить знания учащихся о двусоставных и односоставных предложениях; б) развивать логическое мышление; умение сравнивать и обобщать; в) воспитывать нравственные качества учащихся; наглядность: иллюстрации к повести « Тарас Бульба» Лексическая тема: Остап и Андрий, две судьбы в жизни. Тип урока: урок - закрепление. Ход урока:
1. Орг. момент. « Сегодня открытый урок будет посвящён закреплению и обобщению двусоставных предложений, а также одновременно поговорим о сыновьях Тараса Бульбы. Обобщение - это не сумма известного, а новое качество знаний».
2. Изучение новой темы: - Мы будем вспоминать и объяснять факты, рассмотрим отношение Остапа и Андрия к Родине и во всех случаях выделим главный проблемный вопрос: Как и почему могло случиться предательство Андрия! В центре внимания, таким образом, Остап и Андрий, две судьбы, два пути в жизни. Итак, первый этап нашей работы - работа над текстом с разноуровневыми заданиями. Выполнение заданий. 1. Уровень – ученический. Микроцель: повторить изученные понятия и определения, развивать умение воспроизводить содержание текста в полном объеме; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. 1. Завершите предложения: а) Простое предложение: грамматическая основа которого состоит из двух главных членов называется____________________________ б) Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена, называется__________________________________ 2. Вставьте пропущенные буквы: С.. новья его только что слзли с кней. Эта были два джие млдца, еще смтревшие исподлобья, как недавно выпушенные сминаристы. Крпкие, здрвые лица их были пкрыты первым пухом влос, которого еще не ксалась бртва. 2. Уровень – алгоритмический. Микроцель: закрепить грамматические признаки простого предложения, развивать умение отличать простое предложение от сложного. 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях. 2. Синтаксический разбор односоставного предложения. Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал с бурсы. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Остап считался всегда одним из лучших товарищей и никогда не выдавал своих товарищей. Он был прямодушным с равными. Андрий учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был более изобретателен, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания, тогда как брат его, Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. 3. Уровень – эвристический. Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва. Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. 4. Уровень – творческий. Микроцель – развивать навыки творческой работы.
3.Закрепление:
1. Напиши мини - сочинение на тему: «Остап и Андрий. Две судьбы, два пути». «Чем бы ни козак был? – сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости. 2. Работа по схеме анализа – персонажа. Ответить на вопросы: а) Похожи ли братья друг на друга? б) Чем отличаются братья друг от друга? в) Почему Остап и Андрий по – разному ведут себя в бою? Составление характеристики героев. 3. Составление плана пересказа. 4. Вывод: Чему учит нас эта повесть? Какая пословица учит нас мудрости? (Семь раз отмерь, один раз отрежь). 5. Работа по иллюстрации. - Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» 6. Составления пятистишия со словом «Тарас» Тарас Мужественный, сильный Сражается, любит, мстит Страдания не могли сломить Тараса Патриот. 7. Слово учителя: « Человека можно ожесточить, сделать несчастным, но нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу».
4.Домашнее задание: написать сочинение на тему: « Тарас Бульба - герой повести Н. В. Гоголя».
5. Оценки