ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: Метод проектов на уроках Технологии как средство оптимизации учебной деятельности в условиях реализации ФГОС


Министерство образования российской федерации министерство общего и профессионального образования
Гбпоу ро «бкмт»
доклад по теме:
Метод проектов на уроках Технологии как средство оптимизации учебной деятельности в условиях реализации ФГОС
г. Белая Калитва
2016 г.
Образование является составной частью культуры человека и общества. 
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей обучающихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современных условиях результат образования. Для работы над проектом обучающимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Цели проектной деятельности:
Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.
Развитие исследовательских умений.
При использовании технологии решается целый ряд разноуровневых дидактических, воспитательных и развивающих задач: развиваются познавательные навыки обучающихся, формируются умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, активно развивается критическое мышление, сфера коммуникации и т.п.
Основные требования к использованию метода  проектов: 
Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформление конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для определения типа проекта используются следующие признаки: 
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта. 
Критериями оценки результатов работы обучающихся будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. 
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Требования к личности преподавателя: 
Отношения  с обучающимися  переходят на уровень сотрудничества
Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Умение пользоваться проектной технологией  является показателем высокой квалификации преподавателя, его инновационного мышления, ориентации на личностное и профессиональное развитие обучающегося в процессе обучения, а психологическая грамотность и компетентность преподавателя позволяет при организации проектной деятельности учитывать возможности, интересы и желания обучающихся.
Особую роль играют креативные способности педагога, его творческий потенциал, опыт творческой деятельности. Преподаватель влияет на обучающегося яркостью собственной индивидуальности. Самоценностьважна в этой технологии, как ни в какой другой.
Требования к личности обучающегося: 
Выступают активными участниками процесса.
Учатся работать в группах работать в группах
Развивают конструктивное мышление
Вырабатывают свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно»
Формирую адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Классификация проектов по продолжительности:
Краткосрочные проекты (требуется 4-6 уроков).
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовления продукта и подготовка презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. Выполняется во внеурочное время и как правило проводится в рамках ученических научных обществ.
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемой.
Перечень выходов проектной деятельности:
Web-сайт
Бизнес-план
Видеофильм
Видеоклип
Газета
Игра
Мультимедийный продукт
Чертеж
Модель и т.п.
Система оценки проектной работ:
Актуальность и значимость темы
Глубина исследования проблемы
Оригинальность предложенных решений
Качество выполнения продукта
Убедительность презентации
Использование средств наглядности
Артистизм и выразительность выступления
Ответы на вопросы – умение отвечать
 
Организуя работу над проектом, обучающиеся должны быть ориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Таким образом, проектная деятельность играет ведущую роль в реализации межпредметных связей. «Межпредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов".
Метод проектов относится к активным методам. Использование данного метода решает задачу нового стандарта, характерной чертой которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов
В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию и уровень самостоятельности обучающихся, их толерантность, общее интеллектуальное развитие, а также необходима для последующего целеполагания
 Ведь как говорил ЛуцийАнней Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра». Этим пловцом оказывается и обучающийся, и его педагог. Это совместный труд.
Литература
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Проект на уроках информатики. Москва «Образование и Информатика», 2006
«Информатика. Все для учителя!», научно-методический журнал №8, август, 2013 г.