Доклад МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Куштаева Бибисара Турганбаевна преподаватель английского языка средней школы № 31 пос. Жалагаш Жалагашского района Кызылординской области. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. На уроках английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. По характеру проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов: исследовательские, информационные, творческие, практические. Проект осуществляется по этапам: 1) подготовка к проекту , 2) организация участников проекта, 3) выполнение проекта, 4) презентация проекта, 5) подведение итогов проектной работы. Проектная работа может быть использована на любом уровне в любом возрасте. Например, на начальном этапе изучения английского языка в 5 классе – это простые проекты на такие темы: «Я и моя семья», «Мои друзья», «Моя квартира, мой дом», «Здоровый образ жизни», «Моя Родина Казахстан», «Лондон и его достопримечательности» и т.д. Идет повышение общей мотивации учащихся. При подготовке проекта учащиеся изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности. Они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе.
На среднем этапе повышается значимость английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, страну, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная деятельность готовит ребят к этому имся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе.
На старшей ступени обучения школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проекта дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки.
Самым трудоемким и продолжительным этапом работы над проектом является сбор информации – работа с различными источниками информации, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Следует отметить, что не все учащиеся сразу и легко включаются в работу над проектом, поэтому задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Именно здесь и происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками: обсуждаются промежуточные результаты, тактично корректируются ошибки в употреблении языковых единиц, вносятся поправки в построенные фразы. Осмысливание результатов и постепенная работа над ошибками лишает учащихся страха перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
На этапе презентации учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера дает учащимся практическую возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
В проекте по теме: «Моя семья» я включила следующие задания: подготовить плакаты с фотографиями членов семьи, нарисовать семейное древо и рассказать о своих родственниках, сравнить свое детство с детством родителей, рассказать, как в семье распределены обязанности по дому и т.д. В 8-х классах по теме «Выдающиеся писатели и поэты Казахстана и Великобритании» учащиеся приготовили красочные презентации о жизни и творчестве Абая Кунанбаева, Вильяма Шекспира, Чарльза Диккенса ,также декламировали стихи на английском языке. Такие задания способствуют практическому применению языка. Я хочу рассказать подробнее о применении метода проектов по теме: «Мир вокруг нас» в 9 классе. Каждая группа была разделена на две или три подгруппы; одна группа готовила информацию о проблемах окружающей среды в мире, другая – об экологических проблемах в Казахстане и в частности в своей области, третья группа работала по вопросам переработки мусора. Учащимся предстояло изучить много материала по вопросам экологии: загрязнении флоры и фауны, глобального потепления и подготовить свои идеи по решению проблем на уровне своего поселка, улицы ит.д. Проектной работе предшествовала предварительная работа, на уроке была введена и активизирована новая лексика по теме: «Save the nature». На уроках аудирования дети учились воспринимать на слух тексты «The World Ecology», «Global warming», «Dangers threatening the world». На уроках чтения они добывали необходимую им информацию. На уроках устной речи учащиеся беседовали на данную тему. Определившись с темой, группы приступили к работе. Им необходимо было подготовить устный доклад, сделать альбомы, слайды, подготовить презентацию. Для подготовки докладов и альбомов учащиеся использовали различные печатные материалы, информацию из Интернета, вырезки из журналов и газет, рисовали стенгазеты. В ходе работы я поставила перед собой сразу несколько целей: -формировать чувство ответственности за Землю – общий дом; -развивать навыки совместной работы над единой целью; -научить самостоятельно добывать информацию, пользуясь новыми источниками, анализировать ее, делать выводы, уметь отстаивать свою точку зрения и защищать свою работу. Каждая группа стремилась подобрать познавательное и неожиданное для остальных учащихся, все заготовки ребята поясняли фактами из достоверных источников т.е научных статей , документальных фильмов. Ученики отгадывали ребусы и кроссворды, связанные с этой темой. После презентации, дискуссии, группе экспертов было предложено на основе полученной информации по каждой проблеме, выделить наиболее яркие( раскрывающие тему) проекты и прокомментировать их. Материал, собранный учениками, представляет определенную ценность, которую я использую в работе с другими классами. Работа над проектами выводят отношения учителя и ученика на новый уровень. Учитель уже не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом дает возможность проявить свои организаторские способности, показать свои скрытые таланты. Проектная работа – это нужное и интересное дело. Исходя из практики применения проектной методики, могу с уверенностью сказать, что данная методика может применяться на любом этапе урока: актуализация опорных знаний, закрепление, повторение ранее изученного материала. В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать иностранный язык в речевых ситуациях повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний языка. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя - активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются: повышение мотивации учащихся при изучении английского языка; наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы; простор для творческой и созидательной деятельности. Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.