Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Шмелева . Учитель Агафонова Марина Сергеевна. Тема урока: «Синтаксический разбор словосочетания».


Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Шмелева .Учитель Агафонова Марина Сергеевна.
Тема урока: «Синтаксический разбор словосочетания».
Цели: 
1.Рассказ о видах словосочетаний по характеру главного слова.
2. Активизирование имеющиеся сведения о словосочетании.
3.Формирование у учеников умений: вычленять словосочетание из текста, классифицировать его тип, производить синтаксический разбор.
 
Тип урока: обучающий. Получения новых знаний.
Оборудование: словарик из Приложения к учебнику Шмелёва, учебник, доска.
                                                       Ход урока.
Вспомним …Словосочетание – языковая единица, в составе которой два самостоятельных слова связаны грамматически, а также подчинительной связью.
Проверка домашнего задания.
- Что изучает синтаксис?
- Дайте определение словосочетания?
-С помощью каких средств устанавливается грамматическая связь в словосочетании?
Прочитайте свои примеры словосочетаний.
Упр. 15 , стр .19.
Как вы озаглавили текст? Связаны ли в нем предложения одной темой? Какой? Какой вывод можно сделать о роли словосочетаний в составе предложений? (Весна в горах - заглавие текста.)
Словарная работа.
Со стр. 18-21 из словарика, находящегося в Приложении к учебнику Шмелёва, диктую выборочно слова. Одновременно объясняю их лексическое значение и прошу поставить ударение.
Взаимопроверка.
Ребята записывают новые слова в рабочие тетради, а один ученик пишет их на доске. Затем ребята меняются тетрадями на парте, проверяют, исправляют ошибки и ставят друг другу оценки.

Подготовка к изучению нового материала.
Записываем дату и тему урока в тетради.
Синтаксический разбор словосочетания.
Запись на доске:
играть в бадминтон                      лёгкий воланчикумело играть                                 волан из перьев
прервать игру                              бадминтонный волан
Докажите, что перед вами словосочетание
Сравните их, почему они распределены в два столбика?
Найдите главное слово.
Если главное слово выражено глаголом, то это глагольное  словосочетание.
Если главное слово выражено именной частью речи – именное.
Физ. пауза.  ( проводит подготовленный ученик).
Алгоритм  синтаксического разбора словосочетания.
Записываем в тетради.
Нахожу словосочетание.
Задаю вопрос.
Нахожу главное слово.
Определяю часть речи.
Определяю вид словосочетания.
Составляю модель словосочетания.
Задания для закрепления.
Работа с учебником. Упр .16. Выполняем устно. Находим в словосочетании главное и зависимое слово. Записываем в тетрадь только предложение, составленное из словосочетаний. Красивый могучий дуб рос на высокой горе. Дуб- подлежащее, рос- сказуемое.
Разбираем правило на стр .20.Мы помним, что предложение имеет законченную мысль. Разберем теперь, что грамматическая связь слов в словосочетании может выражаться с помощью окончания и предлога.
Записываем схемы словосочетаний на доске и в тетрадях.( стр 21)
Сущ+прил сущ+ сущ,гл.+ сущ, гл.+нареч. Поясняю написанное и предлагаю дома проситать текст схемы из учебника ещё раз, обращая внимание на правильную постановку вопроса, на обозначение главного слова в словосочетании и на то, что главное слово управляет падежом зависимого.
Творческая работа.
Составьте и запишите словосочетания, используя основные модели словосочетаний. Будем сочинять словосочетания на тему: «Любимые кулинарные блюда»: вкусный торт, ароматный кофе, пирог засохший, салат прокисший и т.д.
Викторина «Придумай нужные слова-эпитеты, и получатся яркие словосочетания!»
Проводится устно. Называю слова ученикам, и кто больше составит словосочетаний, характеризующих эти слова, тот победит! Объясняю, что лучше всего использовать красочные эпитеты, но нельзя употреблять слова: маленький, большой, старый, молодой, хороший, плохой и слова, обозначающие цветовую гамму. Записываю слова на доске: кирпич, взгляд, друг, вор, колдун, костюм и звезда. С эпитетами получится примерно так: крепкий кирпич, пронзительный взгляд, верный друг, шустрый вор, коварный колдун, нарядный костюм, яркая звезда.
Итог.
Какова тема нашего урока?
Какие задания вам легко удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать?
Какой алгоритм мы сегодня составили?
 Домашнее задание.
Придумать и записать в тетради эпитеты к словам, чтобы получились словосочетания. Запрещенные слова, вспомним викторину, не использовать. Слова: дверь, дедушка, кошка, музыка и пирожок. Обозначить звездочкой главное слово в словосочетании.
Отвечать устно на вопросы (стр. 21.)Быть готовыми к устному ответу на них на следующем уроке.
Упра. 18, стр. 22 письменно в тетрадях. Схематично все в словосочетании подчеркиваем.
Оценки.
Рефлексия. Хлопните в ладоши те, у кого все сегодня получалось очень хорошо. Встаньте, кто часто ошибался и что-то не понимал. Обхватите голову двумя руками те, кому было неинтересно. Похлопайте долго те, кому понравился урок.