Исследовательская работа История возникновения куклы


МБОУ «ООШ Сельхозтехника»
Исследовательская работа:
История возникновения куклы.

  
 
                                                         Работу выполнила: ученица 2 класса
Самохвалова Евгения

Руководитель: Храбалова Галина
Николаевна.
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I .ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………...
1. Теоретический обзор темы..…………………………………………………..
    1.1. Что такое кукла и её особенности ………………………………………..
   1.2. Когда появилась первая кукла……………………………………………
1.3.Типы и назначение кукол………………………………………………….
    1.3.1. Куклы-обереги……………………………………………………..
    1.3.2. Игровые куклы……………………………………………………..
    1.3.3. Обрядовые куклы………………………………………………..…
2. Практическая часть работы …………………………………………………...
    2.1. Социологический опрос…………………………………………………..
    2.2. Встреча с творческими людьми………………………………………
2.3.Изготовление куклы скрутки и мочальной куклы Луковка…………..
III.ВЫВОДЫ …………………………………………...........................................
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..….
V.  ПРИЛОЖЕНИЯ. …………………………………………………………….
 
 
 
 
 
I. ВВЕДЕНИЕ
 
Дома у меня много кукол. Я очень люблю играть с ними. Шью им наряды, разговариваю с ними. От мамы мне досталась кукла, с которой она играла в детстве. Мамина кукла совсем не такая, как мои куклы. Я поинтересовалась у мамы, какие ещё куклы у неё были, и какие у бабушки. Бабушка, Самохвалова Вера Ивановна, рассказала, что у неё в детстве куклы были самодельные из тряпок, из травы, мочала. Меня это очень заинтересовало, и захотелось узнать- какими куклами играли раньше. Ведь кукла – самая популярная игрушка.
У меня возникло много вопросов:
Что такое кукла?
Когда и где появилась первая кукла? Какие же куклы были раньше и как с ними играли?
Из чего делали кукол? Как их делали?
Цель исследования: история возникновения куклы, её назначение и связь с народными традициями.
Задачи проекта:
        Познакомиться с историей возникновения куклы;
        Изучить виды народных  кукол и технологии их изготовления;
        Изготовить традиционные народные куклы и сувенирную мочальную куклу Луковка;
        Выявить информированность современных детей по теме исследования.
Актуальность исследования: я думаю, что тема  исследовательского проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.
Гипотеза:  на игрушку куклу не влияет время, и  она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Объект   является - традиционная русская кукла.
Предмет исследования -  процесс    изготовления  традиционной русской куклы.
Были использованы следующие методы:
        изучение литературы и обобщение полученной информации;
        наблюдение;
        социологический опрос (подтверждение гипотезы);
встреча с творческими людьми.
Чтобы ответить на возникшие у меня вопросы я обратилась маме, бабушке, творческим людям, искала материал в Интернете, изучала научно-познавательную литературу, проводила опрос среди учащихся 1-2 классов.
 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
1.Теоретический обзор темы
 
1.1.         Что такое кукла и её особенности.
 
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратились к словарю С. И. Ожегова. Там объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Из Интернета узнала, что по мнению других учёных - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Куколки делались и  для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. 
На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.  
У  традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».
Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей.  Их делали  «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.

1.2. Когда появилась первая кукла?
История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился « человек разумный», а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди ещё не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки.
Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки ещё 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. Таким куклам можно было делать прически, а также одевать и раздевать их. Доказательством тому служат египетские барельефы, на которых видно, что дети играют куклами.

В Древней Греции и Древнем Риме куклы занимали немалое место в жизни детей. В основном игрушки делали из глины, реже из воска. Уже тогда куклы ярко раскрашивались, чтобы привлечь внимание.

В эпоху античности куклы стали делать из дорогих материалов, тщательно работать над их лицами. Самыми дорогими куклами считались игрушки из слоновой кости. Часто их использовали не только для забавы, но и в различных ритуалах (свадебных).
В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики. По мере взросления девочки сами начинали мастерить себе кукол.

Первые куклы были достаточно примитивными, но их старались сделать похожими на людей, поэтому уже у доисторических кукол двигались руки и ноги. Вплоть до 19 века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные куклы шили или вязали их мамы.
В середине 19 столетия, когда стал очень популярен фарфор, куклы стали делать из него. Пластиковая или резиновая кукла стала обычной для детей во всём мире. А продаваться такие куклы стали только в 1940-х годах.

Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры.
По назначению куклы различались по группам – обереги, игровые и обрядовые.


1.3.Типы и назначения кукол
 
1.3.1. Куклы – обереги
 Куклы делали из разных подручных материалов - из соломы, дерева, бересты, глины, льна, скручивали из ниток и ткани. Самая распространённая была тряпичная кукла. Тряпичные куклы делали свёрнутыми из лоскутов и перевязанными нитками (скрутки) – такие куклы делали без иголок. Ткань, которую использовали для тряпичной куклы, была изношена и легко рвалась. Считалось, что ношенная одежда хранит тепло души человека, который её носил и поэтому она обережная (оберегает).
В глубокой древности  куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.  О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они  являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Все помнят сказку Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой  кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.
Куколки «День и Ночь»  оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.  Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.   Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

 Колокольчик - кукла добрых вестей.  Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег.  Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.  Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали Вепсскую куклу. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.


1.3.2. Игровые куклы
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.  К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.
Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка.  Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

В подарок на именины делали куклу  Ангелочка.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

Столбушки.  Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, совершавшихся на их глазах, но и костюмы персонажей.

1.3.3.  Обрядовые куклы
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла  Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

Домашняя Масленица.  Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался  поклонению Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. На следующий год кукла сжигалась.

Кукла Десятиручка  помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Неразлучники.  В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку.  Её делали  после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.


2.     Практическая часть работы
2.1. Социологический опрос
Я решила провести социологический опрос среди учащихся 1-2 классов и выяснить, в какие игрушки они играют и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 35 учащихся начальной школы. Им  было предложено ответить на следующие вопросы:
1.     Какие игрушки есть у тебя?
2.     Какие из них ты любишь больше всего?
3.     Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
4.     Какие народные  куклы тебе известны?
Результаты социологического опроса приведены в таблицах. (Приложение 1).                          
Вывод: наши  сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому я решила поделиться своими навыками, которые приобрела во время исследовательской работы и встречи с творческими людьми.


2.2. Встреча с творческими людьми.
Кривова Татьяна Ивановна
Я посещаю кружок «Умелые руки» при Д.К. Сельхозтехника. Кружок ведет Кривова Т.И. На кружке мы делали куклы из мочала. Татьяна Ивановна рассказала, что это её авторская кукла.
История возникновения мочальной куклы «Луковка»:
Бабушка Татьяны Ивановны, Домна Ивановна, была мастерицей, рукодельницей. В трудные послевоенные годы негде было купить игрушки для детей, и бабушка внукам делала куклы из мочала и тряпок. Как-то Татьяна Ивановна, работая кистью из мочала, вспомнила своё детство и мочальную бабушкину куклу. Решила сделать такую же, получилась. С каждым разом получалось всё лучше и разнообразнее. Голова у куклы похожа на лукавицу. Арзамасский район славился как луковый край, так и стала кукла Луковка. И вот уже 20 лет Кривова Т.И. делает мочальную куклу. Эта кукла - сувенирная, большим спросом пользуется у туристов. Татьяна Ивановна проводит мастер-класс в Центре Ремёсел Арзамасского района по изготовлению куклы Луковка.

Пупкова Ольга Семёновна
В р.п. Выездное живёт Ольга Семёновна Пупкова. Ей сейчас 85 лет. Дома у неё большая коллекция разных кукол. Куклы она шьёт сама с детства и по сегодняшний день. Я побывала у неё в гостях и поинтересовалась о её увлечении. Первую куклу Ольга Семёновна сшила в 1936 году. На тот момент ей было 8 лет. Семья у неё была большая, жили бедно, игрушек не было, поэтому стала шить куклы своими руками. Первая кукла Ольги Семёновны была сделана из мочала, так как выбора не было из какого материала мастерить куклу. Сейчас она шьёт куклы из разного материала, использует любые ненужные вещи, остатки ткани, атласные ленты. В создании кукол помогает ей её фантазия, а также большой опыт. Свои работы Ольга Семёновна выставляет на разные конкурсы и выставки. Делится опытом перед школьниками и детьми дошкольного обучения.

2.3. Изготовление мочальной куклы Луковка.
Кукла сувенирная. Кукла в подарок. Сделайте мочальную куклу своими руками и подарите её подруге, маме, бабушке и все будут очень рады. Подарок к празднику готов.
Для выполнения работы понадобилось: мочало и лоскутки ткани для одежды.
1.Плетутся косички для ручек и ножек.

2.Основа куклы:
Берётся мочало, сгибаем пополам и крепим ножки, а потом ручки. Кукла делается кверху ножками.

3.Делаем голову:
Крутим шарик из мочала и вставляем в середину основы куклы и завязываем.

4.Для куклы- девочки плетём косички. Для куклы-мальчика делаем стрижку или шапочку.

5.Наряжаем куклу.


Куколка готова!

III. ВЫВОДЫ
В ходе работы я узнала много нового и интересного об истории создания куклы, её назначением и с технологией изготовления, встречалась с творческими и увлечёнными людьми.
В результате опроса и после проведения мастер-класса по изготовлению кукол Скрутки и мочальной - Луковка я пришла к выводу, что всем детям нравится мастерить куклы своими руками и играть ими, даже мальчикам.
Исследование подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и  она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с обществом.
Я получила огромное удовольствие. В дальнейшем планирую продолжить работу по этой же теме.

 
 
 

 
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Ресурсы интернет:
www.krupenichka.ruhttp://www.oxanafa.ru/narkykla/http://slovarozhegova.ruhttp://www.rukukla.ru2.     Я познаю мир. Игрушки // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». -  1998г.
3..Большая энциклопедия школьников. Москва «РОСМЭН»-2007г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык»,1991г.
 5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.
Москва, Просвещение,1991г.
  6. Левина М.С. 35 игрушек со всего света. М.,Рольф,2000г.
 
 

                    V. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Результаты социологического опроса учащихся 1-2 классов (35детей).
 
ВОПРОСЫ ДА НЕТ
1. Есть ли у тебя дома кукла? 30 5
2.Играешь ли ты в куклы? 28 7
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками? 30 0
4. Какие игрушки ты сделал (а) сам (а)? куклу, машинку, снеговика 5.Какие народные игрушки ты знаешь? матрешку, масленицу.