Внеклассное занятие на тему История возникновения тряпичной куклы на Руси (2 класс)


Внеклассное занятие 2 класс
Тема занятия: Создание условий для учебного сотрудничества через парную и групповую работу на занятии "История возникновения тряпичной куклы на Руси"
Цель занятия: - приобщение детей к истории русской народной культуры.
- формирование представления о традициях, обычаях, быте народа на Руси - через знакомство детей с образом народной (тряпичной) куклы.
Задачи:
- расширять представления детей о видах народной игрушки и истории её возникновения.
- воспитывать интерес к народным промыслам, традициям.
- формировать понятие «оберег».
- совершенствовать диалогическую речь: учить работать в паре и в группе, выражать свою точку зрения.
СЛАЙД 1
Ход занятия
1. Оргмомент- Добрый день! Я рада нашей встрече на занятии Мир моих интересов. Посмотрите на гостей. Улыбнитесь гостям, друг другу, мне и начнём урок.
СЛАЙД 2
- Посмотрите, что необычное вы заметили сегодня в нашем классе? (куклы)
- Похожи ли эти куклы на современные куклы, которыми девочки привыкли играть? (нет)
- Чем отличаются от современных кукол?? (без лица, самодельные, из ткани,)
2. Постановка цели занятия
- Как думаете, о чём пойдет сегодня речь на нашем занятии? (тряпичных куклах )
- Что бы вы хотели узнать о таких куклах? ( Предположения детей)
-
ВЫВОД:::СЛАЙД 3 История возникновения трячичной куклы на Руси
- Когда появились? -Кто делал такие куклы и из чего? - Зачем делали такие куклы?
3. Открытие новых знаний
- Посмотрите, что у меня в руках? (полено)
- Как вы думаете зачем я его принесла сегодня на урок? (предположения детей)
(Показываю полено одетое как кукла)
Кукла-полено СЛАЙД 4
- Давным - давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов, которые были под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков и т. д. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года.
- А знаете как появилась на свет самая первая кукла?
Есть такая легенда:
Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда отец рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.
- Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.
По народным поверьям, кукла-полено, поставленная в доме где-то выше головы людей, охраняет мир и покой семьи , оберегает от ссор и болезней
- Как вы думаете, почему первой была кукла-полено? (полено , дерево это был самый подручный материал, который всегда был под рукой).
- Как вы думаете, кто делал кукол? (любой человек - народ)
- Для чего нужны были куклы? (чтобы увлечь ребёнка, во время работы, чтобы ребенок не отвлекал родителей о работы, успокоить ребёнка)
- А из каких ещё материалов изготавливали куклы? (ткань - лоскутки, солома, глина, веточки и.т.д.).
- В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками и из разных материалов. а мы сегодня познакомимся с тряпичными куклами.
СЛАЙД 5
Маленькому малышу мама делала куклу-пеленашку. Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу,
чтобы она защищала его от злых сил, болезней, сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали ему для игр.
СЛАЙД 6
Вот кукла-Зернушка. другие названия, Крупеничка, Зерновушка», Горошинка. Это оберег на сытость и достаток в семье. Зернушку наряжали и хранили на видном месте в красном углу. В мешочек клали свежий урожай зерна или крупы, а весной его сеяли, чтобы уродился богатый урожай.
Положенная в Зерновушку гречиха означала сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном, перловка; на сытость, овес; на силу. Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
СЛАЙД 7
А вот эта кукла «Кубышка-травница» Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней. Кубышку часто давали детям. Считалось, что чем больше ребенок будет играть с берегиней, тем крепче будет его здоровье. Наши предки были уверены, что Травница не только укрепляет здоровье, но и отгоняет злых духов (благодаря сильному аромату целебных трав).
СЛАЙД 8
Куколка - Колокольчик - эта кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
СЛАЙД 9
Кукла «День-Ночь» Эта кукла - оберег охраняла жилище и его домочадцев, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день» и просил её об удачном дне, а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»
Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя 365 дней и 365 ночей.
СЛАЙДЫ10-11
СЛАЙД 12
4. Особенности изготовления тряпичной куклы
- Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)
- Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок-лоскутков, у них нет лица)
1. При изготовлении куклы-оберега нельзя было использовать иголки и ножницы, поэтому ткань и нитки рвали. Ткань скручивали и закрепляли нитками и узелками. Поэтому в старину говорили не шить куклу, а крутить. Количество узелков обязательно должно было быть четным.
2. У кукол не изображали лица, так как считалось, что имея лицо, кукла будет обладать душой. И через глаза, которые являются зеркалом души, в оберег мог проникнуть злой дух.
3. В создании кукол преобладали яркие цвета, особенно красные. Красный цвет на Руси считался мощнейшим защитным магическим цветом.
- Дети, скажите, пожалуйста, как называли таких кукол на Руси? Какое название им ещё давали? (Оберег)
- Что значит оберег? (оберегает, бережёт)
СЛАЙД 13
5. Практическая работа
- А сейчас я предлагаю вам научиться сами делать куклу-оберег.
- Какая кукла охраняет жилище и его домочадцев. Какую куклу дарят на Новый год? (кукла "День-Ночь")
 Кукла просто загляденье,
                      Детям всем на удивленье.
                      Коль хотите научиться
                      Эту куклу мастерить,
                      Вам придётся не лениться
                      И старанья приложить!
Работа в группах (4 группы по 5 человек)
1. Распределить обязанности (2 человека - заплетают косу, 2 человека мастерят куклу, 1 человек счетовод)
2. Изучите внимательно план изготовления куклы
3. Каждая пара изучите свою инструкцию и распределите между собой обязанности.
4. Куколку представить на выставку.
(2 человека - заплетают косу (один плетёт, другой держит), 2 человека мастерят куклу (один работает с тканью, а другой завязывает ниткой на узелки), 1 человек считает узелки и помнит, чтобы их получилось чётное количество
4. Приступайте к работе.
6. Выставка кукол.
7. Подведение итогов
- Что вы узнали нового о происхождении кукол?
- Что показалось самым запоминающимся?
- Какую полезную информацию вы получили?
- О чем бы вы хотели поговорить подробнее?
8. Рефлексия
- Кому сегодня на занятии было комфортно? Почему?
- Кто бы хотел дома сделать такой же оберег?
- Желаю вам удачи. Буду рада оказать помощь, тем, кто захочет в сделать куколку - оберег самостоятельно или научить других. Всем спасибо за работу.