Внеклассное мероприятие Пословица недаром молвится


Провела Ермаганбнтова Асемгуль АмантаевнаУчитель казахского языка ОСКШИ № 1 для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями
Предмет: казахский язык
Класс: 8
Внеклассное мероприятие «Пословица недаром молвится»
На слайде написаны пословицы.
- Красна речь пословицей.
- Без пословицы, не проживешь.
- Пословица – всем углам помощница.
1 ведущий: Қайырлы күн, қымбатты ұстаздар, тәрбиешілер, оқушылар. «Мақал бекерге айтылмаған» сыныптан тыс шараға қош келдіңіздер.
2 ведущий: Добрый день, дорогие учителя, воспитатели, ученики. Мы приветствуем Вас на нашем внеклассном мероприятии «Пословица недаром молвится».
1 ведущий: Мақал кеңінен қорытындыланған, тұжырымдалынған ойлардың түйіні. Ұтқыр да, ұтымды, жатық та көркем шығарма.
2 ведущий: Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
1 ведущий: Мақалда халықтың өмірі жан-жақты бейнеленген. Сондықтан да мақалдардың тақырыптары әртүрлі: Отан туралы, отбасы туралы, еңбек туралы, достық туралы, кітап туралы.
2 ведущий: В пословице отразились все стороны жизни народа. И поэтому тема пословиц разнообразна: о Родине, о семье о труде, о дружбе, о книге.
На сцену выходит мальчик с сундуком и кричит.
Мальчик:
Откройся!, открывайся, кому говорят!
Ведущий:
Юра, ты что кричишь?
Мальчик:
Да вот, дедушка прислал посылку с мудрыми советами. А я ее открыть не могу.
Ведущий:
Может надо сказать волшебное слово?
Мальчик:
А какое? Я не знаю.
Ведущий:
Ну, например, откройся пожалуйста.
Мальчик:
Откройся пожалуйста! (открывает посылку и достает пословицу)

Мальчик достает пословицу о чтении.
Чтение – лучшее учение. (Чтобы хорошо учиться надо много читать)
Ведущие произносят по одной пословице.
- Книга-зеркало души.
- Кітап-білім бұлағы.
- Хорошая книга-лучший друг.
- Кітап-көңіл айнасы.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Жақсы кітап-сенімді дос.
- Кто много читает, тот много знает.
1 ведущий: Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и о ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.
2 ведущий: Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.
Ученик:
Книги учат детей
Всем премудростям жизни-
Как быть человеком,
И бть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Мальчик достает пословицу о труде.
Дерево сильно корнями, а человек – трудом.
2 ведущий: А сейчас мы предлагаем вам собрать пословицы о труде.
- Землю красит солнце, а человека-труд.
- Без труда не вытащищь и рыбку из пруда.
- Без хорошего труда нет плода.
- Терпенье и труд все перетрут.
Ученик:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелки, вилки, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не савлилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
1 ведущий: А сейчас пока вы школьники, главный ваш труд – это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслуживать, а также помочь маме, брату, сестре. А сейчас мы предлагаем всем загадки о профессиях.
1. Лишь только прозвенит звонок
Как он приходит на урок.
Он намрасскажет о земле,
О мире, счастье, о добре. (Учитель-мұғалім)
В небе, солнцем разогретом,
Пчелы трудятся все летом.
Улей, поле, вновь леток,
Короток так лета срок.
А потом созреет мед.
Потрудился ....... (Пчеловод-омарташы)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач-дәрігер)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар-аспаз)
Мальчик достает пословицу о дружбе.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Дети читают пословицы.
Дружба дороже денег.
Нет друга – ищи, нашел – береги.
Человек без друга – что земля без воды.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друзья познаютсяв беде.
Старый друг лучше новых двух.
Песня «Мир похож на цветной луг»
Мальчик достает пословицу о счастье.
Счастье не ищут, а делают.
Ведущие произносят по одной пословице.
Счастье не птица: за хвост не поймаешь.
Счастье на деньги не купишь.
Счастье дороже богатства.
1 ведущий: Некоторые люди говорят, что счастье-это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Стих «Что такое счастье?»
Что такое счастье?
Мы найдем ответ.
Счастье-это мама,
Ласковый рассвет.
Счастье-это солнце,
Розовый закат,
Голубого неба
Добродушный взгляд.
Счастье-это дети,
Их веселый смех,
Голубая речка,
Отдых без помех.
Счастье-это школа,
Та, что учит нас,
Счастье-это правда,
Правда, без прикрас.
Счастье-это папа,
Бабушка и дед,
И моя сестренка,
Что бежит в балет.
Счастье-это прогулки,
Чтенье умных книг,
Счастье-это сказки
Задушевный лик.
1 ведущий:
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
А сейчас я предлагаю вспомнить, как правильно звучит пословица.
Голод – не щетка. (Тетка)
Два сапога – тара. (Пара)
Жди у горя погоды. (Моря)
Нашла коза на камень. (Коса)
Не зная броду, не суйся в моду. (Воду)
Первый клин комом. (Блин)
Сашу маслом не испортишь. (Кашу)
Мы сами с ушами. (Усами)
От бобра бобра не ищут. (Добра)
Мальчик достает пословицу о счастье.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Ведущие произносят по одной пословице.
Отан – оттан да ыстық.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Отанды сүю – отбасынан басталады.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Отансыз адам – ормансыз бұлбұл.
Жить – Родине служить.
Ученик:
Бақытты боп жүргенім
Сенің арқаң, Ұлы Отан.
Елім менің –тірегім,
Құшағында гүл атам.
Шығысыңнан арайлы,
Күліп атқан құба таң.
Сенен бақыт тарайды
Баршамызға Ұлы Отан.
Сарқылмайтын қуатым,
Тірегімсің сен, Отан.
Мәңгі соғып тұратын
Жүрегімсің сен, Отан!
Ученик:
Казахстан – земля родная
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная-
Это Родина моя!
2 ведущий: Продолжите пословицы.
Кто много читает .... (тот много знает)
Книгу читать ..... (как на крыльях летать)
Поздно встаешь .... (мало сделаешь)
Мир освещается солнцем, .... (а человек знанием)
Что одному не под силу, то ... (легко коллективу)
Не красна изба углами ... (красна пирогами)
1 ведущий: Один, семь, сто. Назовите пословицы, в которых употреблены числа один, семь, сто.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед-один ответ.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Сценка «Кончил дело – гуляй смело».
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко, птичка, кошечка.
Солнышко:
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, ясное солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Птичка:
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, милая пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Кошечка.
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, кошечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Наконец, уроки сделаны, мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит:
«Ну-ка, кто меня манил?»
Все: «Кончил дело – гуляй смело».
2 ведущий: Пословица – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.
1 ведущий: Пословицы учат нас многому, каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относится к матери, старшим, к родине.