Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного города.


УДК Солошенко А.А.
Студентка ЛПИфСФУ
г. Лесосибирск, Российская Федерация

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного города.


В современном мире, когда происходят глубокие перемены в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Для раскрытия сущности понятия «патриотического воспитания» необходимо проанализировать такие понятия как патриотизм и любовь к родине.
Обратимся к трудам Н.А. Добролюбова: «Патриотизм представляет собой любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь её богатства, всё это начинает формироваться в дошкольном возрасте» [1].
Б.Т Лихачев в своих лекциях по педагогике, считает патриотизм стержнем всего патриотического воспитания [2].
Сластенин В.А. пишет о патриотизме как качестве личности, проявляющееся через любовь к своему отечеству, преданность и готовность служить своей родине [3].
Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине [4].
Деркач Л.Н. в своей статье описывает патриотическое воспитание дошкольников не только в любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи актуальны, и каждая важна, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности [5].
В статье о патриотическом воспитании авторы М.В. Кирилина и Л.Н. Мельчина, предлагают в процессе чтения детям рассказывать о жизни древних людей. Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Предложить потешный фольклор (дразнилки, скороговорки). Развивать способность воспринимать художественные образы. Формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям. Знакомить с профессией археолога, учат, бережно относится к истории и прошлому. Важно углубить знания об истории, развивать чувство сопричастности к Отечеству и интерес к прошлому. Реализовать можно через игру, через изобразительную деятельность, на музыкальных занятиях - через народную музыку.
В патриотическом воспитании особенно важен возрастной подход, в нем учитываются закономерности развития личности (физиологические, психические, социальные), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом [6].
Методы патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста:
- взаимодействие с природой и непосредственное отношение к ней, наблюдения за природой, погодой во время прогулок, прививать желание охранять окружающую среду;
- экскурсионная деятельность, посещение музеев, выставок, театров;
- ознакомление с праздниками связанных с патриотическим воспитанием, походы на парады в честь 9 мая и т.д.;
- знакомство с почетными гражданами города, рассказы об их достижениях в улучшении города, беседы с ветеранами;
- творческая деятельность ( рисунки, поделки, лепка, тематические песни, чтение стихов и т.д.)
Мы изучили опыт работы воспитателя Лесосибирского, МБДОУ№ 10 «Кораблик», Марьяны Владимировны Колобовой, которая описывает опыт по работе по патриотическому воспитанию следующим образом: педагог провела занятие в честь «Дня пожилого человека». Педагог провела организационные моменты, вводную беседу с детьми, дидактическая игра, работа в командах над пословицами, физкультминутка.
Таким образом, мы будем придерживаться понимания патриотического воспитания, как прирожденной наклонности, которая дает базу для развития сознательного патриотизма. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.
Список использованных источников:

Водовозова Е. Н. / На заре жизни/ Москва, 1964 год.
Даль В.И. /Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т./ - С-пб., 1863-1866. - 877с.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов /Педагогика/. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Аванесян Л.Р. / Воспитание гражданина начинается в семье/ Аванесян Л.Р. , - Начальная школа. – 2010. - №11. – с. 9-12.-
Деркач Л.Н. /Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников/ Деркач Л.Н. , - Дошкольная педагогика. – 2009. - №2. – с. 21.
Микляева Н.В. /Социально-эмоциональное развитие дошкольников/. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160с.
lesdou10.narod. ru

15