Методическая разработка: Воспитание подростков отечественной историей и культурой

Т.Н. Петухова
(МБУ ДО ДЮЦ « Юность» клуб «Ритм», г. Екатеринбург)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В России динамику и структуру преступности наряду с традиционными причинами и условиями продолжают определять негативные обстоятельства, вытекающие из трудностей сегодняшнего социального и экономического развития. Материальные потребности стали главными в жизни современного общества, а материально-экономические ценности, в том числе образованность, культура, оказались отодвинутыми на второй план. За последние годы очевидно расслоение общества. Рост социальной напряженности и экономический кризис в обществе в первую очередь затронули детей. Атмосфера насилия, дефицит нравственности, низкая культура порождают ответную реакцию детей: равнодушие, грубость и жестокость и зачастую преступления. Прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 10 - 15%.
Поскольку правовое воспитание является неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания, которое рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности, в детско-подростковом клубе «Ритм» Железнодорожного района г. Екатеринбурга проводится комплексная работа с детьми и подростками всеми педагогами клуба в рамках своих направлений деятельности.
Так в рамках программы «Мир национальной культуры» наряду с блоками «особенности национальной культуры», «бытовая культура», «культура речи» выделена «правовая культура». Цель этого блока – профилактика правонарушений.
Чем обусловлена необходимость обращения к этой теме?
Прежде всего - анализ структуры девиантного поведения несовершеннолетних показывает, что ей свойствен групповой характер.
Среди факторов, влияющих на рост преступности несовершеннолетних, следует выделить существенное увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения или бытового окружения, обострение вопросов, связанных с общественно полезной занятостью несовершеннолетних, недоступность для них многих форм досуга, резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, оздоровительных лагерей, снижение роли воспитания подрастающего поколения, значительное превознесение культа насилия по ТВ, видео, радиотрансляциях, в литературе, безнаказанность подростков, совершающих правонарушения, и в том числе преступления, недостатки, просчеты в деятельности ОВД и других служб по предупреждению (профилактике) преступности несовершеннолетних. Подростки судят о реформе не по ее итогам, а по реальным последствиям, которые они видят и ощущают на себе сегодня.
Главный смысл ранней профилактической деятельности заключается в том, чтобы прервать начавшуюся деформацию личности подростков, от которых, судя по обнаружившимся отклонениям в поведении, можно ожидать перехода на путь преступлений.
Раннее вмешательство в процесс дальнейшего формирования характера направленности группы подростков и ее переориентация в социально полезном направлении необходимы тогда, когда в группе станут проявляться антиобщественные настроения либо к ней примкнут лица, совершающие правонарушения, хотя и отрицательное влияние еще не стало преобладающим.
Общая профилактика преступлений несовершеннолетних протекает в четырех главных сферах: в семье, школе, трудовом коллективе и по месту жительства.
Следует отметить, что существуют упущения в сфере массового правового воспитания и пропаганды правовых знаний, так как доля подростков, достаточно владеющих правовыми знаниями, продолжает оставаться небольшой. Проведенный учеными-криминологами в Екатеринбурге и Перми опрос среди учащихся выявил лишь общую, поверхностную информированность в области правовых знаний без каких-либо конкретных оценок своего поведения при том или ином конфликте с уголовным законом.
Клуб по месту жительства и является сосредоточением возможностей для профилактики правонарушений, а именно:
- работа с детьми носит групповой характер. А значит для подростка привлекательный;
- клубная работа допускает свободное общение, диспут, диалог, «мозговой штурм», а в системе ценностей ориентации несовершеннолетних традиционное место занимает досуговое общение:
- в клубе поощряется самостоятельность, творчество, лидерство, а подросткам очень нравится самостоятельность, они часто играют социальные роли самостоятельных взрослых, поэтому одним из важных элементов организации привлекающего их досуга является самостоятельность;
- именно в клубе создаются органы самоуправления («Лидер», «Абитуриент» и т.д.)
В данной структуре самоуправления находятся активные, энергичные, пользующиеся авторитетом и уважением подростки, которые могут объединить своих сверстников по интересам и мировоззрению. Такие очаги самоуправления изменяют соотношение положительной и отрицательной социальной направленности большей части трудных подростков.
Эти возможности необходимо использовать и задача педагога их реализовать в содержательной деятельности. На первом году обучения в рамках вышеназванной программы дети узнают собственный правовой статус, свои права и обязанности, значимость следования законам как общим правилам поведения. На втором году воспитанники знакомятся с отраслями права, той составляющей, которая касается несовершеннолетних На третьем году обучения обсуждаются проблемные вопросы в законодательстве, встреча со специалистами. Юридическая консультация, профориентация. Хочется подчеркнуть, что реализованные возможности и системная работа педагогов во взаимодействии с структурными подразделениями полиции, учителями школы, Советом ветеранов дает свои плоды: ежегодно воспитанники клуба поступают в ВУЗы города юридической направленности. В 2010 году – 2 человека. 2011 году – 2 воспитанника; в 2012 планируют также поступать 2 человека.
В заключение выделим следующие основные задачи, которые стоят перед человеком, изучающим и работающим с подростками с отклоняющимся поведением: 1) понять и учитывать основные особенности формирования личности в юношеском возрасте; 2) выявить отрицательные особенности личности подростка, которые необходимо исправить; 3) выявить положительные задатки или особенности, на которые можно опереться и которые необходимо развить в процессе учебно-воспитательной и индивидуально-профилактической работы; 4) выявить причины аномального поведения; 5) выявить условия возникновения отрицательных особенностей, чтобы ликвидировать их. В связи с этим необходимо знать: 1) индивидуально-психологические особенности подростка, влияющие на его поведение; 2) состояние педагогической и социальной запущенности; 3) состояние психического и физического здоровья; 4) среду, окружающую подростка в настоящее время, и ту, в которой он рос, развивался, воспитывался в прошлом.
Кроме того, несомненно развитие личностно-деятельностного направления и конструктивно-диалогического подхода в развитии правового сознания, мышления и поведения обучаемых и воспитуемых должно сопровождаться решительным отказом от распространенного авторитарно-менторского стиля правового обучения и воспитания.
Исторически сложилось так, что российская государственность хронически страдала недостатком гуманности. Государство почти всегда олицетворялось с карательным аппаратом. Времена изменились и клуб по месту жительства может стать местом проявления гуманизма в силу своиз неформальных обязанностей и отношений между участниками процесса воспитания и образования.









 Сапогов В.М., «Уголовно-исполнительная система: право,экономика, управление. 2011 № 2
 Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2008. С. 188.