Парламентский урок на тему Развитие парламентаризма в России


Развитие парламентаризма в России
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов.
Развивать навыки работы с программой “PowerPoint”, Конституцией РФ.
Воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны.
Оборудование: Конституция РФ, презентация Microsoft Power Point
Ход урока
Слово учителя. Сегодня мы проводим весьма необычный урок. На нём присутствуют учащиеся классов старшей параллели, учителя и гости, которые являются полноправными участниками урока. 27 апреля 1906 года начала работу Первая Государственная Дума. Этот день отмечается как День парламентаризма в России. В этом году мы празднуем 105летие этого события. И прежде чем начать наш урок, я попрошу вашего внимания на экран.(видеосюжет)
Анализируя наш видеосюжет, можем отметить, что не все учащиеся осведомлены о том, что в Российских школах проводятся уроки парламентаризма. Исходя из этого, I рабочая группа получила опережающее задание исследовать вопрос об истории проведения Парламентских уроков в нашей стране. И так предоставляем слово I рабочей группе.
Ученик: Наша группа получила задание исследовать вопрос об истории проведения Парламентских уроков в нашей стране. Объектом исследования стали гиперссылки по данной теме в сети Интернет. Проанализировав их, мы пришли к следующим результатам (см. табл. 1):
Таблица 1
Регион Период Темы
1. Пермский край 2006 г.
 
2007 г.
 
2008 г.
2009 г. Единый открытый Парламентский урок, который стал заключительным этапом и событием в череде мероприятий, организованных Законодательным Собранием Пермской области в рамках празднования 100-летия российского парламентаризма.
Парламентский урок, посвящённый процессу принятия региональных законов.
«Законы Пермского края, их роль в нашей жизни».
Парламентский урок на тему «Как работает закон». В новом учебном году разработчики урока предложили ученикам всех ступеней обучения проанализировать, как работают законы, принятые в крае.
2. Ульяновская область 2008 г. «Конституция РФ — основной закон нашей страны».
3. Челябинская область 2009 г. Деятельность органов законодательной власти Южного Урала.
4. Московская область 2009 г. Парламентский урок для учащихся-победителей районной интеллектуально-правовой игры.
5. Алтайский край 2009 г. Тема «Парламентского урока» — «Представительные (законодательные) органы государственной власти в современной России. Молодёжь и законотворческая деятельность».
6. Самарская область 2009 г. Законы Самарской Губернской Думы.
7. Волгоградская область;
Нижегородская область, Республика Калмыкия 2009–2010 гг. Проведение Парламентских уроков.
8.Республика Татарстан Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы:
1) инициатором и лидером проведения парламентских уроков является Пермский край;
2) парламентские уроки становятся не локальным, а общероссийским явлением;
3) в Татарстане эти уроки стали проводить немного позже
Учитель. Таким образом, Татарстан не сразу включился в процесс проведения Парламентского урока, в то время как другие регионы его уже активно практиковали.
Учитель.
Ребята мы с вами все время говорим о парламенте. А что такой парламент? (общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции.
Что в переводе означает слово парламент? (от фр. рarler – говорить)
Как называется парламент РФ и из каких палат он состоит? (парламент в РФ называется Федеральным собранием. Он состоит из двух палат. Первая, высшая палата называется Советом Федерации, вторая палата, нижняя называется Государственной Думой.)
Как называется парламент Республики Татарстан? (Государственный Совет)
Сколько дупутатов заседают в Гос. Совете?
Кто возглавляет Совет Федерации? (Миронов Сергей Михайлович).
Кто возглавляет Гос. Думу? (Грызлов Борис Вячеславович)
Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович).
Какова главная задача парламента? (Принятие Конституции и внесение в нее изменений; принятие законов и их толкование).
Какие законы вы знаете? (Закон об образовании, Семейный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс, Закон о культуре, Закон о государственных символах, Избирательный кодекс, Экологический кодекс Республики Татарстан и др.).
Учитель. Ребята, как вы считаете, достаточно ли широко раскрыта структура, функции, и деятельность парламента РФ и РТ в учебниках по обществознанию и истории? Мне кажется, что являясь гражданами своей страны, мы должны и обязаны знать деятельность органов власти. Кроме того, вопросы по этой теме включены в материал ЕГЭ.
С этой целью вторая учебная группа получила задание провести контент-анализ учебников, задействованных в учебном процессе в 9–11-х классах для выявления наличия в них подобного материала.
Группа приводит результаты своего исследования.
Ученик. Наша группа получила задание изучить материал современных школьных учебников по социально-гуманитарным предметам в старших классах федерального и регионального уровня, чтобы выяснить, как в них раскрываются вопросы деятельности современного татарстанского парламента. Были просмотрены наиболее известные учебники по истории и обществознанию 2004—2010 гг. выпуска.
В результате можно сделать следующие выводы:
1) в федеральных учебниках не приводится никаких упоминаний о парламенте Татарстана;
2) в региональных учебниках этому вопросу отводится очень мало места (например, Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А. История Татарстана ХХ — начало XXI века. 9 кл. Казань, 2006).
3) в целом в имеющихся учебных пособиях данная проблема рассматривается недостаточно.
Учитель. В этой связи возникает вопрос о степени осведомлённости старших школьников о парламенте Татарстана. С этой целью третьей учебной группе было поручено провести социологический опрос учащихся 9—11-х классов, результаты которого она представляет.
Ученик. Наша группа получила задание выяснить степень осведомлённости учащихся старших классов о современном парламенте Республики Татарстан путём социологического опроса, методом анкетирования. Необходимо было ответить на несколько вопросов. Анкетирование проводилось в 9—11-х классах и охватило 51 человек. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Вопрос Кол-во и % правильных ответов
1.Есть ли в Республике Татарстан свой парламент? 2.Как называется современный парламент Татарстана? 3.Кто возглавляет парламент Татарстана? 4.Назовите законы, принятые парламентом Татарстана По итогам социологического опроса можно сделать следующие выводы:
1) подавляющее большинство опрошенных считает, что Республика Татарстан имеет свой парламент;
2) около половины из них не знает точно, как называется современный парламент Татарстана;
3) примерно две трети опрошенных не осведомлены о том, кто является председателем парламента;
4) только пятая часть старшеклассников сумела назвать хотя бы один закон, принятый парламентом Республики.
Учитель. Результаты опроса выявили важную проблему — значительная часть учащихся недостаточно осведомлены о деятельности парламента РТ. А это означает, что уровень политической культуры школьников весьма невысок, и в таких условиях вряд ли можно говорить о сформированности активной гражданской позиции и возможности влияния молодёжи на разработку и принятие республиканских законов, на серьёзное взаимодействие общества и власти. Поэтому Парламентский урок и получение знаний об основах регионального парламентаризма, месте и роли парламента в системе органов государственной власти представляется крайне актуальным. Давайте послушаем историческую справку о развитии парламентаризма в России.
1 ученик. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших ещё в XIII – XV вв. Из курса истории мы знаем, что 17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.
Именно здесь, в этом историческом зале Таврического дворца, 105 лет тому назад начала свою работу Первая Государственная Дума Российской империи. Само это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени - от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX века новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране. А сейчас давайте мы с вами рассмотрим работу Гос. Дум.(слайд 2 – I Дума)
2 ученик. На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.
(слайд 3 – II Дума) 3 ученик. В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев. Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.
(слайд 4 – III Дума)4 ученик. Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.
(слайд 5 – IV Дума)5 ученик.15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.
Учитель. В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро. После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе. В 1993 году была избрана Дума первого созыва.
(слайд 9 – I Дума)Ученик. В Думе было десять депутатских объединений, это обозначает, что десять партий преодолели 5% барьер и были представлены в составе Думы. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила. Были представлены фракции «Выбор России», ЛДПР, «Женщины России», «Яблоко», «Аграрная партия», КПРФ и другие партии. Были созданы 23 комитета и одна комиссия. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году. Из схематичного изображения видно, что большинство мест в Государственной Думе занимают представители партии “Выбор России”
(слайд 10 – II Дума)Ученик. С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фракций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Увеличилось количество комитетов – их стало 28, сохранилась одна комиссия. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150 – доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.
(слайд 11 – III Дума)Ученик. В 1999 году прошли новые выборы в Государственную Думу. Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией «Единство» она представляла самую большую фракцию. Вновь 5% барьер преодолели партии ЛДПР, «Яблоко», «Аграрная партия». Увеличилось количество комиссий – до 18, количество комитетов осталось прежним – 28. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.
(слайд 12 – IV Дума)Ученик. Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается от предыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения. Из схематичного изображения видно, что большинство мест в Государственной Думе занимают представители партии «Единая Россия». Наряду “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Составе Думы работают 29 комитетов и одна комиссия. Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу уже известный вам Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году и срок её полномочий продлится до 2007 года.
(слайд 13 – V Дума)Ученик. 2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. В ее составе осталось также четыре партии, однако некоторые изменения произошли. В связи с тем, что выборы проходили только по партийным спискам - в составе новой Думы отсутствуют независимые депутаты. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия «Справедливая Россия». Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.
Учитель. Деятельность Государственной Думы разнообразна и плодотворна, что показывают изменения в нашей внутренней и внешней политике. Итак, мы с вами ближе познакомились с деятельностью и составами различных Дум. Но у нас остался ёще один интересный вопрос. И это вопрос о гражданской позиции. И я предоставляю слово руководителю объединения «Основы лидерства» Заишловой Виктории Викторовне.
Мозговой штурм
- Что же представляет собой гражданская позиция личности как социальный феномен? (Все действия человека, его внутренний мир, его реакция на окружающий мир. Позиция - точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой.)
- Какие качества личности выражаются в гражданской позиции? (Мы являемся гражданами своей страны и для каждого из нас есть права и есть обязанности. В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социальных отношений, определяя свое место в демократическом обществе, свои жизненные цели и способы их достижения).
- Перечислите формы проявления гражданской позиции. (Формы проявления гражданской позиции разнообразны. Например, условно выделим такие: пассивная, в том числе пассивно-равнодушная или пассивно-оценивающая; конформистская (потребительская); бунтарская (протестная); созидательная. Формы могут переплетаться, изменяться в разных жизненных ситуациях).

- Объясните значение понятия «антигражданская позиция»? (Осмысленное циничное отчуждение от жизни общества, государства, отрицание общепринятых гражданских ценностей, идеалов, форм общественной жизни характеризуют антигражданскую позицию).
- Каким образом вы можете исполнить свой долг перед Отечеством? (Соблюдать законы своей страны, платить налоги, служить в армии, защищать Родину, охранять памятники культуры, бережно относиться к окружающей среде, добросовестно учиться, работать; нужно знать не только свои права, но и обязанности, понимать, что ответственность за благополучие страны в целом зависит и от каждого из нас тоже, пойти на выборы и проголосовать).
-Отрадно осознавать, что вы понимаете проблемы человеческой совести, личной ответственности граждан, а не только властей. Ваш вклад в благополучие государства – жить, соблюдая гражданскую позицию, отдавая свой гражданский долг.
- С какого возраста можно голосовать на выборах?
- В настоящее время у каждого взрослого человека есть право проголосовать на выборах. Свободные выборы требуют ответственного подхода избирателей, а общечеловеческие, гуманистические ценности являются приоритетными перед всеми остальными.
- Из каких граждан должно состоять гражданское общество? (Независимо мыслящие, активные, самостоятельно действующие граждане, обладающие полнотой прав и осознающие свои обязанности).
В мире плюрализма, «разномыслия» за человеком признается право самоопределения, право выбора. Однако общество объективно заинтересовано в адекватной гражданской позиции своих членов.
Каковы критерии идеальной гражданской позиции? Из каких идеальных характеристик должна состоять личность с правильными гражданскими позициями? Из этих критериев мы создадим непробиваемую стену, оберегающую благополучие нашего сильного государства. Прошу каждого по очереди выходить, выстраиваться в круг, перечисляя личностные характеристики гражданина. (Учащиеся выходят, называют качество, выкладывают человечков в круг по границам России и сами тоже строятся в круг. Для депутата и гостей предоставляется человечек без надписи, они вписывают своё индивидуальное гражданское качество, и также выстраиваются в круг.)
- порядочность;
- дисциплинированность;
- ответственность;
-интеллектуальность;
- умение вести конструктивный диалог;
- находить общий язык со всеми;
- умение вести за собой;
- умение принимать правильные решения;
- проявлять гибкость в отношениях;
- умение позитивно мыслить;
- умение планировать и достигать целей;
- умение предвидеть ситуацию;
- правильно распределять свое время;
- уметь принимать решения;
-быть заинтересованным в своем развитии;
- быть генератором идей;
- занимать активную жизненную позицию;
- быть внимательным к окружающим людям и к миру;
- умение материально обеспечивать себя;
- умение постоять за свои интересы.
Руководитель. – Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу. Запомните это комфортное чувство. Когда мы вместе – мы сильнее, мы – крепкая броня, охраняющая мир, спокойствие, границы нашего самого большого, богатого государства. Всем спасибо, присаживайтесь.
- По жесткой характеристике Ф. Ожье, «от демократии не остается ничего, если индивид не исполняет своего гражданского долга». Принятие общечеловеческих ценностей, убежденность в их главенствующей роли в жизни современного общества, ясное понимание траектории общественного развития и целей различных общественных сил и персоналий, готовность к конструктивному диалогу - так проявляется гражданское сознание.
Сейчас мы продемонстрируем свои навыки коммуникабельности, коммуникативности и умение вести конструктивный диалог. Переходим к небольшой пресс-конференции.
Пресс- конференция с депутатом.
- Вы с самого начала шли к государственной службе или только в зрелом возрасте пришли к этому? Кто вы по профессии? И какая профессия предпочтительнее для государственной службы?
- Кого из известных личностей (отечественных и западных) вы можете назвать лидерами?
- Нам на занятиях по лидерству говорят о том, что лидерские задатки есть у каждого человека. Как, по-вашему, человек становится лидером или рождается?
- Вы достигли высокого уровня. Что помогло: образование, стремление или жизненный опыт?
- Трудно ли быть депутатом государственного совета? Что Вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?
- Были ли вы инициатором каких-либо законопроектов, и какова их дальнейшая судьба?
- В Госсовете Татарстана очень мало молодежи и женщин, как это обстоятельство влияет на деятельность парламента?
Учитель:
-Мы сегодня говорили о многом: о парламентаризме, о структуре парламента, о работе Гос. Совета. Мы затронули тему гражданской ответственности. Мы поговорили с депутатом Государственного Совета. Но не только депутаты строят наше будущее. И от нас с вами зависит будущее нашего общества. Вы много сегодня услышали, увидели, и я предлагаю вам сейчас создать Кодекс гражданской позиции «Ответственность за будущее». Пусть каждый из вас впишет в страничку меру той ответственности за будущее нашего общества, которая для вас приоритетна. Как гражданин РФ, РТ согласно своей занимаемой должности в обществе я ответственна за ваши знания.
- А я считаю, что ответственна за воспитание патриотических чувств.
- А я ответственна за воспитание нравственности.
- А какая ответственность у наших учащихся?
- Я считаю, что я обязан успешно сдать ЕГЭ, поступить в институт.
- Я считаю, что должен заботиться о своем здоровье.
- Я ответственна за свои полученные знания.
- Я ответственна за свое поведение перед собой, родителями, школой, общественностью.
- Я чувствую ответственность перед Отчизной.
- Я чувствую ответственность за родителей, за сестренку.
- Я чувствую ответственность перед законом.
- Я несу ответственность за толерантность в нашей стране.
Итогом нашего урока явился данный документ, который отражает нашу гражданскую позицию и к выполнению которого мы должны стремиться. Спасибо.