Методическая разработка открытого урока Газовые горелки.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Методическая разработка открытого урока по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» на тему: Газовые горелки. Устройство и принцип действия. Разработал: преподаватель специальных дисциплин высшей категории Мандрикова Наталья Александровна Тайшет 2014 Мандрикова Н.А. преподаватель специальных дисциплин высшей категории по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) ГБПОУ ИО ТПТТ, «Газовые горелки. Устройство и принцип действия»: Методическая разработка открытого урока по междисциплинарному курсу профе ссионального модуля ПМ.01.Подготовка металла к сварке – МДК 01.01. Подготовка металла и сварочного оборудования к сварке. Тайшет 20 14 г . – 7с. Методическая разработка представляет интерес для преподавателей и мастеров п/о, воспитателей и др. Содержит информацию об устройстве , принципе действия и истории создания газовой горелки . Имеет мультимедийное сопровождение. Раздаточный материал приведен в приложении. Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической ком иссии дисциплин технического профиля ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2014 года) Рецензент: Тема урока: Газовые горелки. Устройство принцип действия. Цели урока: Обучающая: познакомиться с устройством, видами и принципом действия газовых горелок; закрепить порядок оснащения газового поста и перечень оборудования, входящего в него. Развивающая: разрабатывать просмотровое чтение, связную речь, быструю реакцию, логическое мышле ние, умение выделять главное, профессиональные навыки по организации поста для газопламенных работ. Воспитывающая: отрабатывать взаимоуважение, умение работать в команде, уважать мнение и личность другого человека, отстаивать свою точку зрения. Методическо е обеспечение урока: Юхин Н.А. Газосварщик – учебник, презентация MS Power Point Газовые горелки, раздаточный материал (см. приложение). Материально – техническое оснащение урока: ноутбук, проектор, экран, три комплекта для работы в группах: газовая горел ка, два хомута, отвертка фигурная, стальная проволока, пассатижи , магниты, листы для составления карты, фломастеры . Основные методы урока: беседа, самостоятельная работа , практическая работа, соревнование . Форма организации урока: работа в группах. Межпре дметные связи : история, химия, физика. Ход урока: 1. Организационный момент. (5 мин) Жеребьевка обучающихся при входе в кабинет, распределение их по группам. Приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей занятия. 2. Представление нового материал а, основных понятий и повторение пройденного через ответы на возникающие вопросы. (8 мин) 3. Углубление в новый материал. Работа в группах, составление и оформление блок - сх е мы на доске, сверка с эталоном. (10 мин) 4. Письменная работа на макетах . Обозначение основных узлов горелки. (5 мин) 5. Практическая работа. Сборка узлов горелки и моделирование закрепления газовых рукавов. ( 7 мин) 6. Соревнование групп. Собери пост . (5 мин) 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин) Сценарий урока. Этап урока Материал Слайд 1 Жеребьевка участников. Раздача жетонов различных цветов. Формирование групп. 2 В отличие от дуговой, газовая сварка – изобретение иностранное. Родина этого способа соединения металлов - Франция. Именно во Франции в конце XIX века была создана газовая горелка, работающая на смеси водорода и кислорода. Но эксплуатировать такие горелки было опасно из - за возможности проникновения пламени в резервуар с водородно - кислородной смесью и ее взрыва. Затем горелка была усовершенствована. Но получаемое при водородо – кислородной сварке пламя имело недостаточную температуру ( - 2200 °С) для сварки. В 1895 г. французский химик Анри Луи Ле Шателье впервые получил высокотемпературное пламя при сжигании смеси ацетилена и кислорода. 2 2 ? Из чего можно получить ацетилен? (карбид кальция + вода) ? А какую температуру имеет ацетилено – кислородное пламя? (3200 °С) 2 В 1901 г., французскими инженерами Эдмоном Фуше и Шарлем Пикаром была сконструирована газосварочная горелка, работающая на ацетилено - кислородной смеси. Предложенная ими конструкция газосварочной горелки практически не изменилась до настоящего времени. Изобретатели га зовой сварки назвали ее автогеном, т.е. «самопроизводящейся». В отличие от бабушек, современные газовые грелки очень легкие, компактные и безопасные. 5 3 Итак, что же такое – газовая горелка? На чем основан принцип ее работ ы? Когда мы хотим что - то узнать о новом предмете, какие вопросы прежде всего нас интересуют? Смотрим на слайд. Зачем оно или для чего? Из чего оно состоит? Какие бывают виды? И, наконец, как оно работает? Чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо ознакомиться с материалами на ваших столах. Каждая группа отвечает на один вопрос, а затем знакомит с ним всех . (ду блируем записи с вариантами презентации). 6 7 4 А теперь давайте познакомимся с устройством газовой горелки. В работаете письменно на макетах, которые затем вклеите в свои тетради. (параллельно идет показ на модели горелки). Общая схема работы горелки. Инжектор. Подробрая схема работа горелки. 5 Замечательно! Давайте проверим, какая группа лучше сможет собрать настоящую горелку и ничего не перепутает. Вам нужно не только правильно собрать узлы горелки, но соединить ее ниппели с газовыми рукавами. А вот как и с какими именно – определитесь сами. Для этого вспомните, у какого газа какое давление. Но не забывайте про время – у вас 5 минут. (практическая работа) * 6 А теперь ребята, вам нужно в правильной последовательности собрать пост для газовой сварки из того, что лежит в конверте. У вас есть 3 минуты. (контроль) 7 Пришло время подвести итог нашего занятия. Вы все молодцы. Группа, не допустившая ни одной ошибки или 2 за все занятие – отлично, 2 – 5 ошибок – хорошо, более 5 ошибок – удовлетворительно. Спасибо вам за работу. Если у вас не возникло затруднений и все по нравилось, поставьте плюс на своих жетонах. Если были затруднения или не понравился урок поставьте минус. Повторите дома пройденный материал. Урок окончен. До свидания. 14 ПРИЛОЖЕНИЕ Жетоны для жеребьевки. Макет газовой горелки для работы в тетрадях. М а териал для составления газового поста. Материал для работы в группах. Сварочной горелкой называется устройство, служащее для смешивания горючего газа или паров горючей жидкости с кислородом и получения сварочного пламени. Каждая горелка имеет устройство, позволяющее регулировать мощность , состав и форму сварочного пламен и. Сварочные горелки классифицируются : по способу подачи горючего газа и кислорода в смесительную камеру — инжекторные и безинжекторные; по роду применяемого горючего газа — ацетиленовые , для газов - заменителей, для жидких горючих и водородные , по назначению — на универсальные ( сварка , пайка , наплавка ) и специализированные (выполнение одной операции); по числу пламени — однопламенные и многопламе нные, по мощности пламени — малой мощности (расход ацетилена 25 — 400 дм3/ч), средней мощности (400 — 2800 дм3/ч), большой мощности (2800 — 7000) по способу применения — ручные и машинные . Сварочные горелки должны быть просты и удобны в эксплуатации, обеспечиват ь безопасность в работе и устойчивое горение сварочного пламени. Инжекторная горелка — это такая горелка, в которой подача горючего газа в смесительную камеру осуществляется за счет подсоса его струей кислорода, вытекающего с большой скоростью из отверстия сопла. Этот процесс подсоса газа более низкого давления струей кислорода, подводимого с более высоким давлением, называется инжекцией , а горелки данного типа — инжекторными. Для нормальной работы инжекторных горелок необходимо, чтобы давление кислорода было 1,5 — 5 кгс/см2, а давление ацетилена значительно ниже — 0,01 — 1,2 кгс/см2. Безинжекторная горелка — это такая горелка, в которой горючий газ и подогревающий кислород подаются примерно под одинаков ым давлением 0,5 — 1,0 кгс/см2. В них отсутствует инжектор, который заменен простым смесительным соплом, ввертываемым в трубку наконечника горелки. Газовые рукава 1. Ацетиленовый 2. Для жидкого топлива 3. Кислородный Рукав черного цвета окрашивают на длине 1 - 1,5 м с обоих концов соответствующей краской. По особому разрешению можно использовать рукав длиной до 40 м. Поверхность наружного резинового слоя должна быть гладкой, без пузырей, отслоения, трещин, оголенных участков оплетки. Запрещается применять кислородный шланг вместо ацетиленового и наоборот. Двусторонний ниппель и хомут для соединения рукавов . Длина соединяемых отрезков не менее 3 м. Порядок зажигания горелки : Приоткрыть вентиль кислорода Открыть вентиль горюче го газа После кратковременной продувки рукава – зажечь горелку и отрегулировать пламя. Дополнительный материал при резерве времени – 5 – 7 минут. Установить соответствие цвета баллона и названия. кислород пропан водород углекислый газ ацетилен аргон