Творческий проект на тему: Прогулка в роскошь времён. Изготовление текстильной куклы в свадебном одеянии Орловской губернии.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная
школа №8
Творческий проект
по технологии
на тему:
Прогулка в роскошь времен...Изготовление текстильной куклы в свадебном одеянии Орловской губернии.
Выполнила обучающаяся 9 класса
Высоткова Марина
Учитель: Дозорова О.Ю.
г. Мценск 2013г.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТА
"Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,Я лицо ей разошью нитками цветнымиИ волшебное сама выдумаю имя."Галина Заславская"
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моё сегодняшнее желание знать, какой же была народная кукла, как ею играли и что она значила. В этом кроется не только мой познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое Орловского края.
Куклы существуют уже много веков. Они есть в каждой культуре, и являются одновременно игрушкой, предметом интерьера и оберегом. Особенно это касается кукол, которые шьются вручную. Конечно, в магазине сейчас можно купить любую куклу, с роскошными нарядами, синтетическими волосами и пластиковым телом. Но это совсем не то. Настоящая кукла, которая будет помогать, оберегать и прослужит нескольким поколениям – это кукла, сделанная вручную. 
Долго смотрела на авторских кукол на разных сайтах и в литературе, решила попробовать сделать сама. Всегда приятно взять в руки чудесное творение в виде текстильной куклы сделанной своими руками с большой любовью и удовольствием. 
Кукла своими руками – это отличный подарок близким, родным или друзьям, полезная вещь в доме и красивый предмет интерьера.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Кроме всего перечисленного всегда присутствовал интерес к русскому народному костюму. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Новизна моей работы заключается в том, что этот русско-народный костюм будет выполнен  моими руками и по созданному эскизу. Он будет выполнен из подручных, экологически чистых материалов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.         Изучение истории возникновения кукол
2.         Изучение видов кукол
3.         Изучение технологии изготовления кукол
4.       Изготовление шарнирной куклы
5.         Изготовление женского костюма в народных традициях
           Девизом творчества работы стал принцип « Для чего создается костюм, для кого, из чего», то есть основные исходные данные в работе над костюмом - назначение, образ, ткань.
Цель работы над творческим проектом – изготовить куклу в русском народном костюме  в котором сочетается универсальность, целостность и простота форм.
В процессе работы мне предстоит решить следующие задачи:
Изучить историю кукол.
Изучить сведения об искусстве изготовления одежды.
Подобрать инструменты и материалы для работы.
Разработать технологическую последовательность обработки изделия.
 Выполнить изделие.
   
Прогнозируемый результат:
-  написать творческий проект;
- выполнить куклу в русском народном костюме, которая будет востребована в школьном музее.
При выполнении работы использовались следующие методы:
1 .       работа с доп. литературой;
2.        частично – поисковый;
3.        получение результатов;
4.        интерпретация.
КУКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.
17335515621000
-19716754666615001572895182626000КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.
-635001905000ИГРОВЫЕ КУКЛЫ предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки.
163576060198000Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол  была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью,  перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.
 ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если  в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.
Куклой можно было признаться в любви, существовали куклы на все случаи жизни - пожелания богатства, подружки дарили друг другу особую куклу, болящему дарили куклу Травницу, а на свадьбу молодым дарили куклу Неразлучники.
16446516573500"КУБЫШКУ-ТРАВНИЦУ" наполняли душистой лекарственной травой и подвешивали там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни.
422719510858500
НЕРАЗЛУЧНИКИ (свадебная кукла)
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.
30416512573000
ЗЕРНУШКА - кyкла, которая символизирует достаток в доме и плодородие. Это оберег семьи. В ее основе - мешочек, наполненный зерном. Куклу обычно, дарили на Новый год, праздники, связанные с урожаем. Зернушек дарили на свадьбу, чтобы молодые жили в достатке.
435864037274500
ПОКОСНИЦА изображала женщину во время сенокоса. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком и ярких тонов, потому что первый покос издавна считался праздником. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания.  
СОВРЕМЕННАЯ КУКЛА
Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды.
1727201905000КУКЛЫ ТИЛЬДА называются так по имени их создательницы – Тони Финангер. Эта мастерица проживает в Норвегии, и она впервые придумала идею и дизайн таких кукол.
Кто хоть раз бывал в Норвегии, тот не удивится, почему творения Тильды получились именно такими. Ведь там совершенно другая природа, другие люди и атмосфера. Девушки там необычайно естественные, простые и обаятельные, они любят носить косички и одеваться в старинные наряды. Все это Тильда и отразила в своих игрушках, таких же душевных и сердечных.
Вообще, такие куколки отличаются большим разнообразием. Это могут быть девушки-крестьянки, зверушки в виде собачек, котов, мышей, тигров и других животных.  Взглянув на такие игрушки, иногда диву даешься, чем тут восхищаться, да и сделать их не так несложно? Но потом понимаешь, что они какие-то волшебные и магические, наверное, Финангер над ними изрядно поколдовала.
477901018389601746253429000  СКУЛЬПТУРНО-ТЕКСТИЛЬНЫЕ КУКЛЫ не будут напоминать собой худосочную Тильду. Совершенно особенные лица у этих кукол. Только из колготок можно сделать такие сдобные мимические складочки. Милые бабули, потешные дедушки, розовощекие пупсы, пышнотелые бальзаковские красавицы, разношерстное население коммуналки – все это излюбленные персонажи творцов кукол из колготок.
Шитье этих кукол завоевало огромное количество сердец и рядовых рукодельниц, и именитых кукольных дел мастеров.
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУКЛА
4119245120840500-19304016002000В середине 19 в. появились куклы в национальных костюмах - этнографические куклы. Это коллекционные, сувенирные куклы, костюмы которых детально воспроизводят традиционную одежду народов.
И сегодня этнографическая кукла помогает приобщиться к культурному наследию прошлого.
КАРКАСНАЯ КУКЛА - «ТАЛИЯ»
Как и многие современные веяния, в Россию мода на каркасных кукол пришла из Франции, Англии и Германии. К куклам с пышными прическами и в красивых шелковых нарядах относились крайне трепетно. Ведь далеко не каждая русская барышня могла позволить себе надеть подобные платья в реальной жизни. 
-38735-24892000С 1800 по 1870 годы туловище обтягивали лайкой или материей со вставками и швами, чтобы придать игрушкам реальный вид.
Выполнена эта текстильная кукла на каркасе, который придает хорошую устойчивость кукле, каркас выполняется из дерева или проволоки и оборачивается ватой, ветошью. Сверху обтягивается кукольным трикотажем. Голова из бисквитного фарфора с конца XIX века.
ШАРНИРНАЯ КУКЛА
368935013208000До XIX века куклы обычно изготовлялись из тряпок, дерева или воска; ноги у большинства деревянных кукол были на шарнирах - на коленях и бедрах.
Я увлеклась шарнирными текстильными куклами. Они выглядят необычно, но этим они и интересны. Делать их, поверьте, необыкновенно интересно. 
3088640385000500-11620535750500ПРИМИТИВНЫЕ КУКЛЫ подразумевают вид кукол потрепанных временем, залюбленных, домашних кукол. Так же эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных художников - они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами...Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции
Куклы интересны тем, что мастерить их очень увлекательно, и радость у рукодельницы огромная от сделанной работы. Когда видишь рождение своей куклы возникает ощущение, что происходит что-то необыкновенное! Как будто появляется в твоей жизни новый член семьи. 
ВЫБОР МОДЕЛИ КУКЛЫ
Исследовав мир игрушек, я поняла, что он разнообразен, в нем имеется очень большое количество личностей.
Какую же выбрать для изготовления? Рассмотрю несколько вариантов.
Модель № 1.
Кукла «Тильда»

Тильды... Эти милые, нежные создания становятся талисманами, они приносят в жизнь людей сказку.
 Модель № 2
Примитивная кукла.

Модель № 3
Шарнирная кукла


Модель № 4
Традиционная народная кукла

ДИЗАЙН – АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ
«+» «-»
Модель № 1. Изготовив такую игрушку понимаешь, что они какие-то волшебные и магические, наверное, Финангер над ними изрядно поколдовала.
Взглянув на такие игрушки, иногда диву даешься, чем тут восхищаться, да и сделать их не так несложно
Модель № 2
Эта тряпичная кукла, самая простая по раскрою. В куколке-примитив много внимания уделено деталям, а это делает создание куколки от начала до конца не таким простым. Хочется выполнить работу более сложную.
Модель № 3
Шарнирные текстильные куклы выглядят необычно, но этим они и интересны. Делать их, наверное, необыкновенно интересно.  Недостатков не нашла.
Буду шить.
Модель № 4 Эти куклы – аналог тряпичных кукол, в которые играли наши бабуши и прабабушки. Делаются эти куклы достаточно просто. Основанием служит грубый лен и чем грубее он будет, тем лучше кукла оберег будет стоять. Есть множество Кукол Оберегов, которые защищают от разных напастей, в данном случае эта куклы неразлучники, предназначенная для защиты семейных отношений. во-первых – у меня пока нет повода делать такую пару;
во-вторых – они слишком просты в изготовлении, а что касается одежды, то в таких моделях её можно представить только в общих чертах. Мне же хочется показать нюансы русской национальной одежды.
Вывод: Рассмотрев достоинства и недостатки представленных моделей, я остановила свой выбор на моделе №3 «шарнирная кукла», т.к. она достаточно сложная в изготовлении. Мне буде очень интересно работать над созданием её образа.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ВЫБРАННОЙ МОДЕЛИ.
center2782138 Эта кукла может принять почти любую человеческую позу, благодаря встроенным в плечи, локти, бёдра, колени, шарнирам. Руки и бедра крепятся к телу шнурами, спрятанными внутри и дающими нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу.
Кукла, изготовлена единичным экземпляром. В готовый комплект входит кукла с макияжем, париком из пряжи, одеждой, обувью и дополнительными аксессуарами.
Высота куклы 56 см, объем груди – 48,5 см, талия – 36,5 см, обхват бедер - 49 см
ДИЗАЙН – СПЕЦИФИКАЦИЯ ВЫБРАННОГО ИЗДЕЛИЯ
ШАРНИРНАЯ КУКЛА В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ
Финансовые
затраты: в условиях сегодняшней жизни :
минимальные
Назначение изделия:
украшение
интерьера, подарок, наглядное пособие для уроков технологии, истории
Пользователь изделия:
обучающиеся школы
Способ
изготовления:
ручная работа , вышивка, рисование.
Требования к материалам:
прочность, экологичность.
Материалы:
натуральные, синтетические ткани, тесьма, кружево, синтепон.
Место
применения:
школьный музей.
Внешний вид, стиль:
Эстетичность, декоративность, аккуратность, оригинальность
Требование с точки зрения экологичности и безопасности использования:
Экологически чистое и безопасное изделие
ШАРНИРНАЯ КУКЛА В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ
Финансовые
затраты: в условиях сегодняшней жизни :
минимальные
Назначение изделия:
украшение
интерьера, подарок, наглядное пособие для уроков технологии, истории
Пользователь изделия:
обучающиеся школы
Способ
изготовления:
ручная работа , вышивка, рисование.
Требования к материалам:
прочность, экологичность.
Материалы:
натуральные, синтетические ткани, тесьма, кружево, синтепон.
Место
применения:
школьный музей.
Внешний вид, стиль:
Эстетичность, декоративность, аккуратность, оригинальность
Требование с точки зрения экологичности и безопасности использования:
Экологически чистое и безопасное изделие

Обоснование проблемы выбора одежды для куклы
С выбором куклы я определилась, следующий этап моей проектной деятельности: изготовление одежды. На уроках истории, технологии, искусства, мне приходилось довольно часто сталкиваться с темой, касающейся одежды разных эпох, стилей, народов. Особенно внимание притягивала народная одежда, но не могу сказать, что она мне очень нравилась, а ведь одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. Мне очень захотелось «окунуться» в историю русского народного костюма, особенно родного Орловского края, попытаться изучить, выполнить, и как следствие всей работы, может быть, увидеть и понять всю прелесть русской народной одежды.
Мне не терпится приступить к работе над созданием образа девушки в какой-нибудь обрядовой одежде, например – свадебной.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ
В народной одежде наиболее значительное место заняли два комплекса: понёвный и сарафанный.
37402272065311Грибков Сергей «В лавке» 1882
Грибков Сергей «В лавке» 1882
7620010668000Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сорока, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России в частности в Орловской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян.
Очень интересно представлен поневный комплекс в картинах русских художников:
-60593146746Ф.В.Сычков « За работой»
Ф.В.Сычков « За работой»


Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой
-203812380962Алексеев Н.М. «Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников»
Алексеев Н.М. «Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников»
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой. В XV-XVII веках он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с понёвой.
Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками. В праздничный наряд входили и так называемые душегрейки – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.
56515853440Иванов Михаил «Ответа жду» 1900
Иванов Михаил «Ответа жду» 1900
Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей. 


493395267970Невеста (1851) Капков Яков
Невеста (1851) Капков Яков

Праздничная одежда отличалась от повседневной и заключала в себе полный набор предметов, которые были определены местной традицией. Шилась праздничная одежда из дорогой хорошей ткани фабричного или домашнего производства: шелка, парчи, тафты, кисеи, льняного полотна домашней выделки, тонкого домашнего или фабричного сукна, тонких хлопчатобумажных тканей. Все предметы одежды, головные уборы, обувь обычно богато орнаментировались.
933451739900041694104001770«Невеста» Сергей Соломко (1867-1928)
00«Невеста» Сергей Соломко (1867-1928)
35363151020667Капков Яков « Невеста» 1851
Капков Яков « Невеста» 1851
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Можно сказать, что рубаха – это древнейшая из одежд, ибо ее название восходит к древнему слову "руб" , т.е. "самый грубый". Длина рубахи, материал, из которого она сшита, характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом. Богатые женщины носили одновременно две рубахи - исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Поверх рубахи замужние женщины обычно носили поневу - юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из двух-трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром - гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей.
В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. C открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение "опростоволоситься", т.е. опозориться. Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом - повойником, который состоял из доньи и околыша, стянутого на затылке. 
ВЫБОР МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ
Модель №1
Данный костюм выполнен в стиле южнорусских поневных комплексов, характерных для Орловской губернии.
Он включает в себя нательную рубаху с прямыми поликами, поневы распашной, пояса (гашника), запоны или завески (передника), головной убор в стиле народного убора «повойник». Особую нарядность костюму придает передник. Тканые узорные и гладкие полосы, полоски-затканки чередуются на нем c вышивкой и вышивками из ситца.
Этот  костюм декорирован вышивкой кружевом, тесьмой.
Модель №2
Сарафанный комплекс состоит из рубахи, душегрейки – епанечки, сарафана и головного убора «коруны»
Модель №3
Костюм состоит из рубахи с рукавами, понёвы, передника и шерстяного пояса c кистями. Праздничную нарядность костюма завершает головной убор «сорока», шитый жемчугом и цветными бусами, жемчужные серьги и коралловое ожерелье.
Вывод: проанализировав представленные модели я остановила свой выбор на первом понёвном комплексе т.к. он выполнен в стиле южных губерний Европейской России и ближе всего подходит к народным костюмам Орловской губернии. Выполнение необходимых выкроек не должно вызвать больших затруднений, да и в процессе изготовления  можно совершенствовать навыки шитья.
ДЕКОРИРОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО КОСТЮМА ВЫШИВКОЙ
Вышивка - один из древнейших способов украшения не только костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать", и это умела каждая уважающая себя женщина.
Одежда человека – это три уровня тела человека: верх – голова, средина – грудь, низ – ноги и часть живота. Каждая часть обязательно «обряжались» и не просто так, а со смыслом. За каждым названием  стоит миф, предание.
На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей. Вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.
ТРАДИЦИОННАЯ СЛАВЯНСКАЯ СИМВОЛИКА МОЕГО КОМПЛЕКТА
Прочитать знаки орнаментов – задача довольно-таки трудная. Я решила использовать в изделии следующие мотивы вышивки:
Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви, сексуальной привлекательности.
Квадраты - знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный
Вышивка будет располагаться в центральной части передника.

Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода.
Женская фигура с большими птицами по сторонам - это символ плодородящей силы. Вышивка будет располагаться в нижней части передника.
Кресты - преграда и отвращение зла, знак закрытости и защиты.
Вышивка будет располагаться в верхней части передника.
Квадраты иногда усиливаются штриховкой вдоль или поперек.
Вышивка будет располагаться в центральной части рукава
Звезды - знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей. 
Вышивка будет располагаться по краям рушника.
Мотивы используемой в костюме вышивки будут являться надежной защитой от чёрных сил. Прочитать вышивку можно следующим образом: я молодая, привлекательная, чувственная, непорочная девушка. Моя образованность и сметливый ум позволяют мне разумно подходить к жизненно - важным вопросам. Я достаточно здорова и готова к продолжению рода. Моё усердие в работе на земле, обязательно будет вознаграждено высоким урожаем, а значит – достатком.
Цвет оберега
Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
Чёрный – Земля.
Синий – Небо, Воды.
ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ВЫБРАННОЙ МОДЕЛИ
Основой наряда с понёвой и его отличительной чертой является рубаха с прямыми поликами. Прямые рукава, богато расшитые вышивкой , плавно скошены к запястьям, имеют сбороку по низу. Вырез рубахи образован частью передних и задних полотнищ, и короткими основаниями прямых поликов, присборен, стянут по шее.
Рубаха и белой хлопчатобумажной ткани. По подолу она украшена полосой красной ткани и широким кружевом.
По красному фону распашной понёвы пропущены тонкие разноцветные полосы нити, образующие клетки. 
Праздничный запон в понёвном комплексе – это украшенный передник с преобладанием красного цвета. Запон украшен кружевом и вышивкой.
Головной убор соответствуют комплексу с понёвой – в большинстве случаев это повойник. 
162814017081500
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЫБРАННОГО ВАРИАНТА
Русский народный костюм формировался на протяжении веков и его эстетика была обусловлена социально-экономическими условиями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом.
Эстетический идеал в одежде - сочетание красивого оформления, соответствие возрастным особенностям, ситуации, условиям быта.
Для декоративного оформления данного народного костюма кроме цветового компонента, в традиционной для крестьянской одежды красно-белой гамме, будет актуально сочетание различных материалов и фактур (текстиль, кожа, кружево и т. д.).
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МАТЕРИАЛА.
Основные тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат.
Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).
Используемая ткань для одежды должна быть натуральной ситец, бязь, лен, шёлк), а для куклы – атлас-стрэйч телесного цвета.КОНФЕКЦИОННАЯ КАРТА.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОНЁВНОГО КОМПЛЕКТА
наименование переплетение образец
Ситец полотняное переплетение Бязь Лен Сорочечная ткань ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КУКЛЫ
Стрейч-атлас
Атласное переплетение СитепонФУРНИТУРА
образец наименование образец /рис./ наименование
Нитки швейные №40
Пряжа
Косая бейка
бисер
пуговицы Нитки «мулине»
Канва
Кружево
Тесьма.
ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Швейные машины появились не так давно, во второй половине 19 века. Да и стоили они дорого. Крестьянскую одежду приходилось шить вручную. Именно это условие подтолкнуло меня попробовать сшить народную одежду для куклы без применения швейной машины. Саму куклу я буду шить с пользованием швейной машины.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БУДУЩЕГО ИЗДЕЛИЯ
Сейчас особое внимание обращают на экологическую чистоту сырья. В своём изделии я хочу использовать, в основном, хлопчатобумажные ткани. От изделий, выполненных из натуральных тканей, веет теплом и уютом.
У моей бабушки оказались целые «завалы» кусочков и отрезов натуральных тканей, которые мне помогут выполнить куклу с минимальными материальными затратами.
ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ.
1. Чертежные принадлежности
Линейки металлические. Карандаши Н, 2Н, циркуль, точилка, ножницы, калька, треугольники, мягкий картон, миллиметровая бумага. 2. Швейные принадлежности
Нитки швейные армированные разных цветов №40, иглы, наперсток, булавки, ножницы, распарыватель, утюг, электрическая швейная машина, сантиметровая лента, синтепон.
ОХРАНА ТРУДА.
В технологическом процессе необходимо соблюдать правила безопасной работы:
При выполнении машинных работ.
1. Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой;
попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины;
2. Что нужно сделать до начала работы:
застегнуть манжеты рукавов, надеть спецодежду;
проверить исправность машины;
проверить перед соединением деталей, не остались ли в них булавки;
3. Что нужно делать во время работы
не класть ножницы и другие инструменты около движущихся частей машины;
4. Что нужно сделать по окончании работы:
убрать рабочее место.
При выполнении влажно-тепловых работ.
1. Опасности в работе:
возгорание шнураожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
поражение электрическим током;
2. Что нужно сделать до начала работы:
проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
проверить наличие резинового коврика;
3. Что нужно делать во время работы:
выполнять влажно-тепловую обработку стоя на резиновом коврике;
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не шнур;
ставить утюг на специальную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался;
4. Что нужно сделать по окончании работы:
выключить утюг;
поставить его на специальную подставку.
При выполнении ручных работ.
1. Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз;
2. Что нужно сделать до начала работы:
подсчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведенное для них место;
3. Что нужно делать во время работы
быть внимательной в работе;
надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
4. Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.;убрать рабочее место.
КОНСТРУИРОВАНИЕ


Припуски оставить от 5 до 3мм.
ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ.
Мерки: Сш – 3,7 см;
Сг (ПОг) – 12 см;
Ди – 25 см;
Пг – 1 см.
№ п/п Обозначение Название отрезков и точек Расчётная формула Цифровой рассчёт, см
Построение сетки чертежа
1 В Построить прямой угол в точке В2 ВВıШирина сетки ½Сг+Пг ½12+1=7
3 ВН Длина сетки Ди+1 25+1=26см
4 ВНН1В1 Построить прямоугольник Построение рукава
5 В1Г Глубина проймы ½Сг+0,5 6+0,5=6,5
6 ГГ1=В1В2 Длина рукава 1.5 – 2,5 см 1.5 – 2,5 см
7 Г1Г2 Линия бокового среза рукава 0,25см 0,25см
8 ГГ3= ГГ4Вспомогательные точки 0,7см 0,7см
9 Г3Г4 Криволинейный участок линии бокового среза Соединить точки плавной линией Построение выреза горловины
10 ВО Ширина горловины ⅓Сш+0,5 ⅓3,7+0,5=1,7см
11 ВО1Глубина горловины спинки 0,5 0,5
12 ОО1Линия горловины Соединить точки плавной линией 13 ВО2Глубина горловины переда ВО2=0,5…2 0,5…2
14 ОО2Линия горловины Соединить точки плавной линией Построение линии бока
15 Н1Н2 Расширение низа изделия 2,5 2,5
16 Н2Н3 Завышение низа изделия 0,5 0,5
18 НН2Оформление линии низа Соединить точки плавной линией 17 Г2Г3Г4Н3 Оформление линии бока Соединить точки плавной линией МОДЕЛИРОВАНИЕ РУБАХИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДНИКА - ЗАВЕСЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ КРОЯ
Передник:
1 - Нижняя часть 1 дет. со сгибом
2 - Нагрудник с частью спины 2 дет. со сгибом.
Рубаха:
21537981500352 1 - перед 1 дет. со сгибом
2 – становина 1 дет. со сгибом
3 - приставка 2 дет.
4 - верхний рукав 2 дет.
5 - нижний рукав 4 дет.
6 – полик 2 дет.
7 - ластовица 4 дет.
Повойник:
1 - Позатылен 2 детали
2 - Очелье 1 деталь со сгибом
3 - Завязь 4 детали
ПЛАН РАЗМЕЩЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
38100036195000Рубаха:
169608534417000Передник:
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ
Стачать туловище, установив на машинке ширину стежка 1мм и набить синтепоном.
Из жесткого пластика вырезать кружочки для низа туловища, ног и рук. Приклеить к тканевым кружкам к 2-м деталям бёдер. 2-м деталям низа туловища и 2-м деталям внутренней поверхности предплечий.
Пришить соответствующие готовые кружки к низу туловища потайным швом. 
Крепление рук производится при помощи пуговиц.
Набить предплечья, отверстия зашить потайным швом.
Изготовление кисти. Сшить и вывернуть детали.
Прошить между пальцев. 
Взять по 5 проволочек на каждую руку, и, обмотать их ватой, вставить их в каждый пальчик.
Набить кисть
Зашить верх кисти.
Пришить кисти к предплечью
Крепление ног выполнятся аналогично креплениям рук.
Сшить детали головы, вывернуть и набить.
Зашить отверстие набивки потайным швом: 
Пришить голову к шее тоже потайным швом

Украшение мягкой игрушки - красивая одежда и аксессуары. Всё это придаст работе законченный образ.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОНЕВНОГО КОМПЛЕКСА
Рубаха:
Подготовка кроя к обработке: декорирование переда, становины и верхней части рукава вышивкой и кружевом.
Подготовка изделия к первой примерке: сметывание деталей кроя.
Обработка изделия после примерки: обмётывание деталей кроя петельным швом.
Соединение деталей кроя:
соединение становины и приставки швом назад иголку;
сборка деталей рукава;
соединение рукава с поликом швом назад иголку;
соединение рукава с передом и спинкой швом назад иголку;
обработка боковых срезов швом назад иголку.
Обработка горловины: сборка в мелкие прищепы горловины переда, спинки, поликовОбработка низа рукава сборкой в мелкие прищепы.
Окончательная отделка изделия.
Передник – завеса:
Подготовка кроя к обработке: декорирование нижней части и нагрудника, вышивкой, тесьмой и кружевом.
Подготовка изделия к первой примерке: сметывание деталей кроя.
Обработка изделия после примерки: обмётывание деталей кроя петельным швом.
Сборка в мелкие прищепы верхнего среза нижней части передника;
Соединение деталей верхней части передника по периметру швом назад иголку;
Обработка горловина верхней части передника потайными стежками.
Обработка боковых срезов нижней части передника потайными стежками.
Соединение деталей кроя: соединение нижней и верхней частей передника швом назад иголку;
Окончательная отделка изделия.
Повойник:
Подготовка кроя к обработке: декорирование очелья бисером, тесьмой и кружевом.
Подготовка изделия к первой примерке: сметывание деталей кроя.
Сборка в мелкие прищепы деталей позатылена. Одна из них – подкладка.
Соединение деталей завязи по двум продольным и маленькому поперечному срезам швом назад иголку; Детали вывернуть на лицевую сторону, шов выправить.
Сборка в мелкие прищепы больших поперечных срезов деталей завязи.
Соединение деталей очелья и позатылена швом назад иголку;
Пришивание детали подкладки позатылена передника потайными стежками.
Окончательная отделка изделия.
ОПИСАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗДЕЛИЯ
30607021780500
Рубаха прямого силуэта. Прямые полики и глубокий, кареобразный вырез горловины, собран в мелкие прищепы, так же собран низ рукава.
Поверх длинной рубахи, у которой расшиты рукава, а подол отделан кружевом и кумачом, надевается, «понёва», состоящая из двух длинных полотнищ черного цвета с малозаметными полосками в большую клетку. К подолу поневы пришивается полоска кумача. Такая понева считается праздничной и называется «дoброй понёвой».
На богато украшенный вышивкой передник-завеску из льна, нашита тесьма, плетеное кружево. 
Главным украшением костюма является повойник из красной шёлковой материи, унизанными мелкими бусами. Спереди надбровник, называемый, «тарачкoм», состоящий из узкого, длинного желтого кружева. Это - праздничный головной убор.
Дополняет весь костюм кожаная обувь.
Обязательным дополнением к костюму является пояс-оберег.
«Рушник» и «утирка» редко играют у крестьян роль собственно утиральников, а служат украшением на образа, для повязки головного убора, для вывешивания на стенах внутри избы в праздничные дни.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ.
            Наше производство должно быть таким, чтобы экологические и экономические задачи не разделялись, а решались как единое целое.
Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и соответственно меньше разрушать природную среду.
Изготовление куклы и одежды для неё не принесло никакого вреда экологии, так как это:
•    Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
•    Рациональное использование природных ресурсов.
•    При работе нет запаха вредного для  организма человека.
ОЦЕНКА СЕБЕСТОИМОСТИ.
Экономия такого шитья очевидна. Моя кукла, в основном, была изготовлена из остатков от ранее сшитых изделий. Однако некоторые покупки мне пришлось совершить. Мне стало интересно определить стоимость изделия. Затраты на основные материалы:
№ Наименование товара стоимость товара
м/шт. количество товара
м/шт. Сумма
1 Бязь 70 0,35 22,5
Ситец 33 20 6,6
2 Синтепон 85 1 85
3 Стрейч– атлас 360 0,3 120
4 Нитки швейные 12 2 24
5 Лен 160 0,3 53
6 Косая бейка 5 1 5
7 Кружево широкое 40 0,5 20
8 Кружево узкое 70 0,5 35
9 Кромочное кружево 30 1,5 45
10 Бусины 20 6 120
11 Нитки «мулине» 20 3 60
12 Тесьма декоративная 17 1 17
13 Нитки вязальные 70 1 70
14 Канва 120 0,1 12
ИТОГО: 615
Выполнив изделие самостоятельно, я пришла к выводу, что стоимость материалов не так уж и высока, всего _____ р. , а с учетом того , что часть материала (в таблице выделены цветом) я не покупала, а использовала имеющиеся дома остатки, то моя кукла обошлась мне _____ р. Я думаю, что для ручной, эксклюзивной, авторской работы, это более чем дёшево.
РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ
-104660294005 И.П. «СЛАВЯНСИЕ КОТЮМЫ»

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УСЛУГИ:
ПРОКАТ КУКОЛ В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДАРОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ
И.П. «СЛАВЯНСИЕ КОТЮМЫ»

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УСЛУГИ:
ПРОКАТ КУКОЛ В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДАРОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ
Обращаться по телефону: 8- 910-о59-хх-хх
Обращаться по телефону: 8- 910-о59-хх-хх

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ
Мне очень понравилось заниматься декоративно – прикладным творчеством.
Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Моя кукла не родилась сама: ее создала я. Она обрела жизнь при помощи моего воображения и воли и теперь, являясь частью культуры Орловского края, кукла будет сохранять в своем образе самобытность и характерные черты народа. В этом главная ценность моего изделия.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
·          была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
·          освоена технология выполнения;
·          изготовлено демонстрационное пособие;
·          в проекте создание экспозиции в музее истории школы.
Выводы: Думаю, что эта коллекция вызовет интерес не только у молодого поколения, поскольку она очень красива.
В результате работы, цель и задачи, поставленные мной, были выполнены. Изготовила шарнирную куклу в свадебном костюме составила описание ее изготовления, а также рассчитала себестоимость готового изделия.
Модель экономически выгодна, принимая во внимание современные условия.
Уверена, что шедевры можно использовать на уроках технологии, истории. Она найдет достойное место в школьном музее.
Я очень довольна своей работой. Труда было затрачено много, но теперь я с большим уважением и понимание отношусь к образу народного костюма.

ЛИТЕРАТУРА.
Литова 3. А «творческие проекты в школе» - Москва. :Просвещение 2010г
Симоненко В. Д. Технология учебник для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы. М.: Издательство «Вентата-Граф» 2011г
История Руси с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург НПМП «Волот» 2009г.
З.А. Литова «Творческие проекты в школе», «Школа», 1/34, 2000, стр. 12-18.
Е. А. Ерныхова. Декоративно-прикладной искусство обско-угорских народов. Иошкар-Ола, 2000.-138 стр.
А.Я. Мульги «Рукоделие в школе» , 1998.
1.         Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2.         Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.
Важною «павой», «душой голубицей»Издавна так называли девицу.Девичьи руки в труде и заботеС ранней поры привыкали к работе:Ткали и пряли, вязали и шили,Сеяли, жали и тесто месили.В трудной работе сгибалась спина...Но выходила на праздник онаВ дивном наряде крестьянской одежды,Где весь узор о мечте и надежде:Красным расшиты запон и рубаха(Черное — скорбь, что на родине свято),По подолу, как на вспаханном поле,Звзды узорной легли полосою;Символы солнца и знаки земли.Матери-жизни и птицы любви.Шею украсили бусы, мониста,Бисер, кораллы , янтарь золотистый.Всех драгоценней убор головной –Жемчугом шитый и битью златой:Кика, сорока — убор молодицы,Косник , венец — украшенье девицы,Сборник, повойник — убор для старухи...Самый красивый — убор молодухи.Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!