Внеурочное мероприятие мастер класс по изготовлению куклы «Благополучницы» для учащихся начальной школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18













Внеурочное мероприятие
мастер класс по изготовлению
куклы «Благополучницы»
для учащихся начальной школы









Выполнили:
учитель начальных классов
Проскурина Ольга Геннадьевна.
Учитель начальных классов
Каткова Ольга Викторовна












г. Нижний Новгород
2015г.
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Народная мудрость
Вид мероприятия: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети начальной школы, учителя и родители.
Проблематика:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки необходимы ребенку для успешной учебы в школе.
Цель:- познакомить детей с историей появления кукол, их ролью в жизни крестьян,
- способствовать развитию интереса к народному творчеству,
-научиться делать кукол из ткани.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике изготовление тряпичной куклы (мастер класс);
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы» для участия в школьном НОУ.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. Созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации мероприятия.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям мероприятия.
2. Презентация «Традиционная тряпичная кукла».
3.Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве». 
4.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
5. Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
6. Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ткань, нитки.

Ход мероприятия.
Вступительная беседа.
-В какие игрушки играют современные дети?
-Есть ли у вас любимые игрушки? Почему они вам нравятся?
-Знаете ли вы какие игрушки были у ваших прабабушек?
-Как вы думаете: сколько лет назад появились первые куклы?
- Каково было их назначение?
-Из чего были изготовлены первые куклы?
В России тряпичная кукла была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их кукол насчитывалось до сотни. В России тряпичная кукла была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их кукол насчитывалось до сотни.
Выступление учеников 4-х классов (Стихи)
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...

Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!

Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.

Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.

У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.

Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!

Выступление учеников 4-хклассов студии танца «Best Art» (танец «Кадриль»).

Выступление Щелкановой Анастасии ученицы 4 кл. «А» классный руководитель Проскурина О.Г. с презентацией «Русская народная кукла».
Настя: «Здравствуйте, меня зовут Настя Щелканова. Моя работа посвящена русской народной кукле.
Когда я была совсем маленькой (примерно в 1 классе), я мечтала когда вырасту стать директором фабрики игрушек. Позднее мы с мамой увидели объявление, что творческий дом ремесел «Веретено» проводит курсы и мастер-классы по народным ремеслам, в т. ч. и по русской народной кукле. Именно с творческого дома ремесел «Веретено» началось мое знакомство с русской народной куклой. Мне захотелось узнать какие русские народные куклы делали раньше в русских деревнях, как их делали, для чего и поделиться своими знаниями и навыками с моими одноклассниками. Занятия с Мариной Владимировной Куракиной оказались очень интересными и увлекательными.
В августе 2014 г. нам с мамой посчастливилось отдохнуть в г. Суздаль. Мы попали на празднование дня города (990 лет), а также посетили двенадцатый Владимирский фестиваль «Лоскутные узоры России – 2014», который проходил в г. Суздаль. В рамках фестиваля мы посетили несколько выставок и мастер-классов ведущих специалистов и самодеятельных художников по технике лоскутного шитья, народной кукле, традиционного и современного костюма и арттекстилю.
Цель моей работы – культурно-нравственное развитие через традиционные духовные ценности и обучение рукоделию.
Для достижения цели настоящей работы были поставлены следующие задачи:
Познакомиться с историей появления народной куклы;
Изучить технологию создания русской народной куклы, ее виды и назначение;
Сделать несколько видов русской народной куклы;
Через данное исследование получить представление о традиционной роли женщины в семье (жена, мать).
Еще в середине XX века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла.
Не  зря  говорят, что  всё  новое – хорошо забытое  старое. С малого возраста  крестьянские  дети помогали взрослым, а  с 7 – 8 лет труд становился их основным  занятием. В кукольных играх  дети  сами  учились кроить, шить, вышивать, прясть. На  кукол  вязали пояски,  плели лапти.
В куклы не только играли - с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладу. На экране вы можете видеть как в 2013 г. на праздник «Масленица» мы классом ездили в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, где сожгли куклу-масленицу. Куклы были рядом на свадьбах и при рождении. С ними встречали гостей, их дарили на дни рождения. С ними делились радостями и невзгодами. Через куклы дети начинали постигать свои корни. В каждой семье их делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Самые первые  куклы (наверное, ещё  на  заре  человечества) делались из золы.  Из  очагов  бралась  зола, смешивалась  с  водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки внучке,  причём   дарилась в  день  свадьбы. Эта  кукла была  оберегом  женщины, дома, очага. Обережных кукол изготавливали по строгим правилам, без использования иголок и ниток.
Обережная кукла – это маленький дух дома, который приносит своим создателям любовь, благополучие и здоровье, и бережет от дурного глаза и бед. Не зря ее называют Обережная кукла.
Куклы, о которых я буду рассказывать, сделаны нами с мамой, большинство в творческом доме ремесел.
Первую тряпичную куклу девочка мастерила лет в двенадцать - тринадцать. Примерно в этом возрасте девочка достигала зрелости и делала вепскую куклу или капустку.

Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости, делается из старых лоскутов без использования ножниц и иглы. Кукла согревала колыбельку и отводила порчу. Девушки делали куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали что пора свататься.

Куклу "На удачное замужество" делали перед [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. По технике изготовления она относится к столбушкам. В ее основе - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (символ плодородия). Акцент при изготовлении куклы - оберега делается на шее, где девушка накручивает разноцветные воротнички в нечетном количестве. Это желаемые качества будущего мужа.

Подружки молодухи делали ей в подарок куклу Десятиручку, которая символизировала помощь в домашних делах. Основа куклы-Десятиручки набирается из соломы, травы или лыка. После изготовления основы, кукла наряжается в тряпичные лоскутки и украшается цветными нитями, лентами и бантиками. По низу кукольного сарафанчика, вкруговую, обязательно повязывается девять нитей-бантиков, каждый из которых несет ответственность за какое-нибудь отдельное дело.
Кукла-Десятиручка подвешивается на заметное месте, где женщина проводит в труде большую часть своего времени.

Куклу «Семья» делала сама молодуха на девичнике, чтобы крепкой была семья. Обережная куколка СемьЯ (Плодородие или Московка) - для тех, кто род свой хочет приумножить.
Эта кукла - символ благополучного материнства, единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода. К телу основной куклы привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию Рода.
Другое название куклы "Семья" – «Московка». Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок.
Делается без использования иглы.

Большое значение на Руси имели свадебные куклы.
Неразлучники – обрядовая кукла, которая подвешивалась во главе свадебного поезда, везущего новобрачных в дом жениха после венчания. Неразлучники делаются на едином основании – получается одно неразрывное целое. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.

Бабка характерная (на столбике) - не обережная и не игровая, она подарочная. Она символизирует ум и мудрость. Профиль у нее действительно получается характерный, требовательный, но в тоже время добрый и смешной. Такую бабку свекровь дарила невестке со смыслом о месте женщины в доме: "Баба без дела не сидит!!!".

Кукла-оберег «Материнство» (другое название «Новгородская беременная»). Её делают не для себя, а в подарок. Она приводит к беременности.
Эта кукла - это образ Матери, у которой хватит любви на каждого ребенка. Основа куклы - береста или березовая палочка, завернутая в ткань. Из бересты также готовится пенальчик для младенчика. Малыш делается одной ниткой, которая обрывается только в самом конце! Работа проводится без применения иглы.

Кукла Девка - Баба является куклой, которая знаменует переход в жизни женщины от девки к взрослой и умудренной опытом бабе.
Почему режет слух это «превращение в бабу»? Да потому, что сегодня значение слова баба совсем иное. Называться бабой было весьма почётно и это надо было заслужить, родив продолжательницу рода
· девку. Женщина, породившая животворящую силу только и могла носить это звание Баба. Ведь только мать дочери может передать свой опыт, то есть обабиться. Дочь становится продолжательницей рода. Те же, кто рождал сыновей - так и оставались молодухами.
Кукла Девка - Баба представляет собой куклу - перевертыш.

«Кукла на ложке» - это игровая кукла. В ее основе деревянная ложка. Ее делали для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка.  После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу и клала в люльку к своему малышу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению. В настоящее время такая кукла более декоративна, при ее создании используется нашитая тесьма, кружева, ленты. Её делают в подарок, чтобы малыш хорошо кушал.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] принесет в дом достаток и благополучие.

Другими обережными куклами, приносящими достаток в дом, являются Благополучница и Рязанская денежная кубышка. По поверью куколка Благополучница, внутри которой спрятана монетка (в основе нашей куколки 5 рублей), приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью. Рязанская денежная кубышка - обрядовая кукла, предназначалась для привлечения денег в дом. Внутрь куклы положены пять монет: 5р. – в туловище и четыре по 10 копеек – в голову, живот и мешочки. Аналогично этой кукле делается «Травница», которая защищала от болезней в доме. Внутри кукла наполнялась лекарственными травами. Периодически ее надо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах и дух трав, которые будут отгонять все возможные болезни. Травницей разрешали играть детям и вешали над кроваткой. А если в доме кто-то болел – ставили у кровати больного.

К игровым куклам относятся также куклы балаганного театра. Примером которых является «Козлик на палочке». В основе куклы палочка (шпажка), за которую держится кукловод. Первыми русскими комедиантами на Руси являлись скоморохи. В России существовали две разновидности народного кукольного театра под открытым небом: «вертепная» (стержневая) и «петрушечная» (пальцевая), когда кукла была надета на руку. В Петрушечной комедии, которую показывал один скоморох (в музыкальном сопровождении гудка или дудки, на которой играл второй человек), он надевал на себя юбку с обручем в подоле, затем поднимал обруч кверху, закрывая голову, и из-за этой самодельной занавески показывал представление. Эта ширма называлась «раек».
Кукольные комедии непременно показывались на святки и реже на Масленицу. Самой любимой в народе была святочная комедия о козе. Позднее кукольники стали инсценировать многие русские бытовые сказки и песни. Очень любимы в народе были сатирические кукольные повествования, такие, как «Сказание, или Повесть о куре или лисе» и «Повесть о Ерше Ершовиче», которая высмеивала взяточничество и корыстолюбие, существовавшие в русском судопроизводстве. Но самыми любимыми народными комедиями являлись комедии (сценки) о Петрушке.

Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.
Современные мастера используя старинные техники и технологии создают новые куклы. В рамках настоящей работы была сделана кукла мужика. Автором данной куклы является Сюсина Татьяна Анатольевна, г. Камышин Волгоградской области. Примером другой сувенирной куклы, изготовленной нами в творческом доме ремесел «Веретено является «Волжанка» (автор не известен).

В классе мной был проведен мастер-класс по изготовлению куклы «Благополучница». Кукла не очень сложная. У всех ребят она получилась, причем куклы у всех вышли разные и красивые. Наши работы вы можете посмотреть на экране.

Благодаря своей работе мной было проведено исследование, какие куклы делали в прошлые века, каково было их назначение, изучены основные технологии создания народной тряпичной куклы. Основным источником информации в ходе работы послужило живое общение с мастерами –кукольниками, от которых я перенимала накопленный опыт. Я также узнала много интересного о быте русских девушек прошлых веков. Так, считалось, что каждому человеку от Бога предписано вступить в брак и продолжить свой «род-племя». В девочке воспитывали прежде всего «женство» - качество, благодаря которому она могла бы выполнить своё предназначение на земле – быть женой, матерью, хозяйкой дома. Именно с развитием этого качества связано создание многих видов русской народной куклы.
Возрождение рукотворной текстильной куклы – живое феноменальное явление. Уже сегодня его следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали.
Работа была творческой, интересной и увлекательной.
Спасибо за внимание! А теперь приступим к изготовлению куклы «Благополучница»
В мастер классе принимали участие учащиеся начальной школы, их родители и гости данного мероприятия школ Советского района.

Мастер класс по изготовлению куклы «Благополучницы» проводит Щелканова Анастасия ученица 4 класса «А» классный руководитель Проскурина О.Г.

Мастер класс по танцу «Кадриль» проводит Забара Арсений ученик 4 класса «Б» классный руководитель Каткова О.В.

Организация выставки работ учащихся и гостей праздника.