Конспект мастер-класса по изготовлению игрушки в технике бисероплетение

МАСТЕР-КЛАСС «НОВОГОДНИЙ ШАР»
Автор: педагог-логопед КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Глубоковского района» управления образования ВКО Буйрова Надежда Викторовна

План-конспект мастер-класса

Продолжительность мастер-класса: 1 ч. 30 мин.

Цель – обучение педагогов кабинета коррекции правилам и приемам работы в технике «бисероплетение».
Задачи:
знакомство с историей возникновения техники бисероплетения;
овладение практическими умениями и навыками работы с бисером;
закрепление правил ТБ при работе с колющими и режущими инструментами, мелкими бусинами;
развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук.

Наглядные пособия: книги по бисероплетению; работы, исполненные в технике бисероплетения.
Оборудование: Бусины цветные (зеленые, желтые, малиновые, сиреневые, голубые – по 30 шт.), леска рыболовная (3 м), ножницы, пассатижи, музыкальная композиция - коллекция flamenko «Испанская гитара», пазлы «Новогодняя игрушка», цельные картинки к пазлам «Новогодняя игрушка», цветные конвертики, шарф белая травка, имитирующий снег.
На занятии используются следующие методы обучения:
объяснительный (рассказ, инструктирование);
иллюстративный (демонстрация схемы изделия, определённых видов действий, показ готовых изделий в технике бисероплетение);
деятельностный (изготовление поделки).


Структура занятия:

1.1. О бисероплетении (рассказ).
Первые изделия из бисера появились в глубокой древности, по возрасту стеклянные трубочки и бусинки ровесники пирамид и фараонов, и именно Древний Египет стал проводником восточного искусства в развивавшуюся быстрыми темпами Европу. За свою более чем 4-тысячелетнюю историю украшения из бисера не один раз переживали эпохи почти полного забвения и бурные моменты нового возрождения. Бисер практически не использовали в первый период Средневековья, но о нем вновь вспомнили в эпоху Возрождения, когда искусство изготовления изделий из бисера поднялось на новую высоту. В XVIIXVIII вв. он, казалось бы, навсегда уступил место драгоценным камням, но XIX в. положил новое начало широкому использованию бисера для отделки костюмов и изготовления аксессуаров. Настоящий бум популярности бисер пережил в первой половине XX в., когда из него делали шапочки, шейные украшения и браслеты, мастерили сумочки и косметички. Середина XX в. стала вновь временем забвения разноцветных стеклянных трубочек: модные тенденции и быстрая индустриализация мира диктовали свои правила унификация и единый стиль одежды, массовое производство бижутерии, модный и дорогой стиль new look предполагал ношение украшений из драгоценных камней и благородных металлов, а не из дешевого стекла. И только в связи с активным распространением бижутерии в 1970-е гг. бисер медленно, но верно стал возвращаться в индустрию моды.
Первые художественные полотна из бисера появились еще в эпоху фараонов, в Каирском музее и по сей день туристов поражают изысканные плотные бисерные сетки, на которых изображены любимые божества древних. Искусство изготовления мизерных бисеринок впечатляет не меньше, чем мастерство низальщиц.
Сегодня любая ручная работа ценится куда как дороже массовой бижутерии, а иногда и изделий из драгоценных камней. Рост популярности ручного изготовления ювелирных украшений и бижутерии, в свою очередь, дал толчок интенсивному развитию производства бисера. Сегодня его можно купить самых разных расцветок, размеров, украшения из него дополняются различными бусинами, стразами, пайетками. Практически нет такой дизайнерской идеи, которую нельзя было бы воплотить в жизнь в домашних условиях из-за отсутствия подручных инструментов или материалов. Стеклянный бисер, из которого можно создать бесконечное многообразие сложных орнаментов, способен лучше золота или серебра (именно благодаря своему цветовому многообразию) оттенить естественную природную красоту полудрагоценных и поделочных камней, а те, в свою очередь, придают изделиям из стекла энергетику живого чуда природы камня.
Венеция чрезвычайно гордилась своими мастерами-стеклодувами, которым удавалось делать мельчайшие бисеринки самых разных оттенков. Дочери таких искусных ремесленников могли выходить замуж за сыновей патрициев, дети от таких браков продолжали древние итальянские роды. Но существовал и строгий запрет на передачу тайн стекольного мастерства в другие города и страны, такой поступок считался государственной изменой и по закону карался смертью.
Для того чтобы своими руками создать украшения, объемные скульптуры, которые могут произвести настоящий фурор среди вашего окружения, требуются крупицы терпения, быстро приобретаемой сноровки и небольшая доля фантазии, с успехом заменяемой многочисленными идеями и подсказками, которые можно найти как в Интернете, так и в специализированных книгах и журналах. Но для того чтобы повторить понравившееся вам украшение, грамотно прочитать схему в журнале, изобрести новое колье, браслет, заколку или игрушку нужно иметь необходимые материалы и освоить основные виды техники и приемы плетения бисером. Освоив тот или иной способ плетения, попробовав повторить то или иное изделие, можно переходить к разработке собственных задумок. Учитесь, дерзайте, плетите и никогда не унывайте!

1.2. Переход к беседе:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Скоро Новый год, как все готовятся его встречать? ..
(Какой главный атрибут Нового года?) (Ответы)
Правильно, украшают и наряжают елки. Вот и у нас появилась ёлочка к празднику, я вам предлагаю сегодня украсить нашу ёлочку. Для того, чтобы приступить к работе я вам даю каждому по волшебному конвертику и предлагаю заглянуть в него, что вы там обнаружили? Правильно пазлы. (Конвертики – по цвету бусин). Соберите свои картинки. Что получилось? (Ответы)
У всех получилось по новогодней игрушке?
Назовите, какая игрушка каждому досталась?
Что нарисовано на каждой игрушке?
Я вам предлагаю приступить к изготовлению наших игрушек. Для этого вспомните пожалуйста какого цвета был ваш волшебный конвертик (мешочек) и возьмите со второго стола коробочку с бисером того же цвета.
Молодцы, присаживайтесь на места. Убедительная просьба пока ничего не трогать и послушать меня.
(Пригласить к ёлочке. Ларец укрыт «снегом».)
Скоро, скоро Новый год!!!
У елочки зеленой
Найден розовый ларец
Из бисера мудрёный.
Наш ларец совсем непрост,
Дорог нам в нём каждый гость:
Пёс Барбос, улитка Даша,
Черепашка, Миша с Машей,
Зайка с рыбкой и зайчонок,
Пуделёк, совсем ребёнок.
Собрался честной народ
Скоро, скоро Новый год!!!
Предлагаю вам обратить внимание на работы в технике бисероплетения, на их разнообразие. (Обратить внимание на экспонаты под ёлкой).
Для первого знакомства с техникой «бисероплетение» я предлагаю вам выполнить не очень сложную по изготовлению игрушку. Работу будем выполнять индивидуально, но ёлочку украшать вместе, так как совместная работа сплачивает и создает дух коллективизма.
1.3. О технике безопасности.
Работа с бисером требует особого подхода к организации рабочего места для того, чтобы не уставать быстро и не испортить зрение.
Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочной люстры. Следите за тем, чтобы свет падал следующим образом: тень от рук и головы не должна ложиться на рабочую поверхность стола. Если освещения недостаточно, то можно воспользоваться настольной лампой. Проверьте, чтобы в лампе была матовая неяркая лампочка мощностью не более 40 Вт, иначе она будет слепить глаза и не позволит избежать дополнительной нагрузки на глаза.
На поверхности стола нужно расстелить мягкую ворсистую ткань для бисера размером 20 х 20 см. Ворсинки ткани не позволят бисеринкам раскатываться во время работы. Ткань должна быть однотонной, спокойной расцветки, чтобы бисер был хорошо виден и не уставали глаза. Лучше, если у вас будут два кусочка ткани светлый и темный для разного бисера.
Бисер удобно хранить в небольших баночках, пузырьках или полиэтиленовых мешочках. Начиная работу, бисер высыпают на ткань небольшими горками, не смешивая их между собой. Если рабочее место оборудовано правильно, то работать будет легко и приятно. Но в любом случае следует ограничить время занятий бисером до 1 часа в день.
Работая с режущими и колющими инструментами, прошу вас соблюдать правила ТБ, не подносить их близко к глазам, не махать по сторонам, после использования положить все на место. По завершении работы убрать рабочее место.
Перед вами на столе коробочки с бисером, отрезок лески, ножницы.
2. Выполнение работы «Новогодний шар»
Последовательность выполнения работы «Новогодний шар»
( схемы раздаются каждому)
ШАРИК НА ОСНОВЕ «КОЛЬЦА» ИЗ ПЯТИ БИСЕРИН
Выполняется с помощью одного конца лески без твердой основы. Этот шарик часто используется для отделки изделий, как элемент изготовления игрушек.
а) (Работаем по первой стороне схемы)
Для плетения шарика возьмите бусины с большими отверстиями. Наберите на леску пять бисерин и замкните их в «кольцо», продев рабочий конец лески через бисерину 1 в прямом направлении (рис. 1).

Аналогично выполните третье и четвертое «кольца», проведя в конце леску снизу вверх в бисерину 9 первого «кольца» (рис. 4).


Наберите четыре бисерины и замкните их в «кольцо», проведя леску в бисерины 1 и 2 «кольца-основания» (рис. 2).

Наберите две бисерины и выполните последнее, пятое «кольцо», проведя леску в бисерины 16, 5 и 9. Для перехода на следующий ряд пропустите конец лески в бисерины 8 и 7 первого «кольца» (рис. 5).


Подтяните леску. Нанижите три бисерины и замкните их в следующее «кольцо», пропустив конец лески в бисерину 6 предыдущего «кольца» сверху вниз и в бисерины 2 и 3 «кольца-основания» (рис. 3).


Нанижите три бисерины и снова протяните леску в бисерины 8 и 7 (рис. 6).



б) Проведение пальчиковой гимнастики «Ёлочка».


в) (Работа по второй половине схемы)



Таким образом, получилось первое «кольцо» второго ряда. Протяните леску в бисерины 12 и 11, нанижите две бисерины и замкните их в «кольцо», пропустив леску в бисерины 21, 12 и 11 (рис. 7).


Так вы выведете конец лески наверх для того, чтобы стянуть шарик. Проведите леску в бисерины 22, 25, 27, 29 и 30.
Хорошо подтяните леску.
Шарик приобретет объемную форму. Верните леску в бисерины 23 и 9 для того, чтобы рабочий и нерабочий концы (конец лески с узелком) лески оказались рядом друг с другом, завяжите узел, концы подрежьте и оплавьте (рис. 10).





Аналогично выполните еще два «кольца», проведя в конце леску в бисерины 20, 19 и 23 (рис. 8).




Для последнего «кольца» наберите одну бисерину и проведите леску в бусины 28, 20, 19 и 23 (рис. 9).

Шарик состоит из пяти вертикальных рядов, 30 бусин. Стяните леску и заделайте концы.



б) Проведение пальчиковой гимнастики «Ёлочка».
Цель: Снятие напряжения и развитие тонкой моторики, творческого воображения, координации речи с движением.

Перед нами ёлочка:
Показывают «ёлочку»: руки согнутые в локтях, перед собой; пальцы руки переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки,
Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики,
Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки,
Показывают «зайчиков» кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладошки со сведенными пальцами.

Звезды, человечки.
Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.


3. Подведение итогов МК.
Вот такой шарик новогодний у нас получился. Трудно было при его изготовлении? Что-то нового вы узнали о бисероплетении? Настроение у всех хорошее? Теперь нам осталось нарядить нашу ёлочку. Сделаем из изготовленных шаров гирлянду. Для этого продеваем ленточку через шар, завязываем узелок, говорим новогоднее пожелание – и так по очереди. Приступаем. (Собирается гирлянда из шаров)
Перед праздником зима
Для зелёной ёлки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Ёлочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зелёном.
Ей зелёный цвет к лицу,
Ёлка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета! (Т.Волгина)
Вот такая гирлянда с новогодними пожеланиями у нас получилась! Повесим её на нашу ёлочку и улыбнёмся друг другу!
Что для вас было интересным и новым, чему научились?
Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
Возникали ли у вас, затруднения при изготовлении новогоднего шара, если да, то какие?
Вам понравилось наше занятие?
Что вам понравилось, а что нет?
Всем спасибо за работу!




Литература по теме:
Развитие речи: Дидактические материалы. Учебное пособие для предшкольных классов и групп/ Сост.: Н.И. Бенеш, Л.И. Миллер, Ю.Н. Натарова, С.Ю. Тинькова, О.В. Макиенко – Алматы: ЗАО «Издательство» Мектеп», 2003.
Бисер. Украшения на любой вкус/Составитель Т.В. Шнуровозова. – М. : РИПОЛ классик, 2010 – 256 с.:ил.
Сказочный мир бисера. Плетение на леске. Книга 1/ Э.Ю.Исакова, К.И. Стародуб, Т.Б. Ткаченко. Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с. и цв. илл.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.liveinternet.ru/users/4451463/post249025145/










15