Программа по внеурочной деятельности Чудеса для детей из ненужных вещей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №16 г.Павлово







Дополнительная образовательная программа



«Чудеса для детей из ненужных вещей»
Сроки реализации - 2015 - 2016 гг.



Возраст воспитанников - 8 - 9 лет


Автор программы
Комина Маргарита Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СШ №16 г.Павлово



г.Павлово
2015

·
Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы «Поделки для детей из ненужных вещей» - художественно-эстетическая. Ориентирована на развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия мира и формирование эстетического вкуса. Программа является интегрированной – в ней соединены самые различные виды изодеятельности: оригами, квиллинг (бумагокручение), скрабукинг (оформление открыток и альбомов и т.д), аппликация, бисероплетение, пластилин, тестопластика, изобразительное искусство и работа с природным материалом – всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественно-эстетическом направлении, освоить различные техники и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала. В связи с этим дополнительная образовательная программа «Поделки для детей из ненужных вещей» имеет выраженный развивающий характер.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что она основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Актуальность данной программы
Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Поэтому актуальность программы состоит в том, что особое значение в настоящее время приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями может видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он создает нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основой подготовки воспитанников является изучение декоративно-прикладного творчества. Занятия проходят последовательно и имеют определенную форму.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является ее посторенние и осуществление на основе различных приемов обучения. Эффективный прием в обучении декоративно-прикладного творчества является усложнение материала из занятия в занятие.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.






Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к ручному труду, посредством выполнения поделок из различных материалов.
Задачи:
познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
развивать творческую активность, воображение, поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся 2,3 классов (8-9 лет)
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа рассчитана на один год обучения по два часа в неделю.
Программа построена на следующих принципах:
Принцип доступности. При изложении материала учитываются возрастные особенности детей, материал дается с учетом возраста учащихся и их субъективного опыта. Материал дается по принципу «от простого к сложному».
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. Принцип наглядности осуществляется при помощи таких средств как: контекст, сравнение, изобразительные средства, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности). Нужно пользоваться не только зрительной наглядностью, но обращаться также к слуху и к другим ощущениям.
Принцип сознательности. Это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. Принцип сознательности должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как осознание учащимися стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения
Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе.
Содержание разделов программы

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, соленым тестом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.
Вводное занятие. План работы. -1ч (теория).
Цель и задачи на год. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом.
Правила внутреннего распорядка (1 час)
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.
Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.
Экскурсия. Заготовка природного материала (2 часа)
Экскурсия в лес, и сбор природного материала (шишки, мох, листья, ветки, перья, ягоды, жёлуди).
Практическая работа: Подбор природного материала, заготовка и сушка .
Поделки из природного материала (8 часов)
Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.
Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, черноплодки.
Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.
Поделки из бумаги и картона (5 часов) и квилинг (6 часов)
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Игрушки из бросового материала (4 часов)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.
Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых стаканчиков, баночек, кусочков поролона, пенопласта, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, лоскутки кожи и ткани, блестки.
Плетение из бисера (8 часов)
История создания бисера. Вышивание, плетение, вязание из бисера.
Практическая работа. Плетение цепочки, солнышка, паучка, цветов.

Поделки из пластилина (4 часа)
Когда, где и зачем придумали пластилин?
Практическая работа. Корова на лужайке, улитка, плоскостная лепка: Пчелы и улей, лепим картину.

Тестопластика (9 часов)
Знакомство с историей возникновения техники «тестопластика», с техникой изготовления поделок из теста.
Практическая работа: Освоение техникой и приёмами соединения и лепки деталей из теста, расположение деталей на картоне. Развитие умения аккуратно работать, оформлять работу творчески.
Оригами (3 часа)
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
Скрабукинг ( 2 часа)
Скрабукинг что это такое? Оформление альбома
Выставка - праздник. Подведение итогов.
В конце каждого занятия планируется проведение мини-выставок, на которых дети демонстрируют свои работы, делая необходимые комментарии.
В конце каждого раздела проходит выставка лучших работ. Учебно-тематический план работы с учащимися

№ п/п
Тема
Кол-во часов







Теория
Практ.


Вводное занятие.
4 часа



1.
Вводное занятие. План работы.
1
1
-

2.
Правила внутреннего распорядка.

1
1
-

3-4.
Экскурсия. Заготовка природного материала.
2
1
1


Поделки из природного материала.
12 часов



5.
Бусы из ягод.

1

1


6-7.
Аппликация из листьев.

2
1
1
1

8.
Цветок (поделка из шишек).

1
-
1


9-10.
Ёжик (поделка из шишек).

2
1
1

11-12.
Морская рамочка (поделка из ракушек и камней).

2
1
1

13-14.
Рамка с бабочками (поделка из веток).
2

2

15-16.
Зимний лес (поделка из веток, пенопласта).

2
-
2


Поделки из бумаги и картона
8 часов



17
Весёлый паучок.

1
-
1

18-19.
Букет цветов
2
-
1

20
Хвойный и лиственный лес.

1
-
1

21-22.
Цыплёнок (объёмная аппликация).
2
-
2

23-24.
«Гриб»-подставка для карандашей
2
-
2


Квилинг.
8 часов



25-26.
Ажурная снежинка.

2
1
1

27.
Аленький цветочек.

1
-
1

28.
Одуванчик.

1
-
1

29.
Пчёлка.

1
-
1

30.
Божья коровка.

1
-
1

31.
Голуби
1
-
1

32.
Зонт
1
-
1


Игрушки из бросового материала
5 часов



33
Клоун-полочка (поделка из спичечных коробков).

1
-
1

34
Змейка (поделка из одноразовых стаканчиков).

1
-
1

35
Забавные человечки (поделки из фантиков и ниток).

1
-
1

36
Декоративная ваза (поделка из баночки, пластилина, камушек).

1
-
1

37
Полянка бабочек (поделки из фантиков и проволоки).
1
-
1


Тестопластика.
10 часов



38
Роза.

1
-
1

39-40
Витой венок.

2
1
1

41-42
Цирк.

2
-
1

43
Деревья.

1
-
1

44
Маски.

1
-
1

45
Панно
1
-
1

46-47
Плетень с подсолнухами
2
-
2


Пластилин
4 часа



48
Когда, где и зачем придумали пластилин?

1
1


49
Корова на лужайке
1
-
1

50
Улитка из пластилина
1
-
1

51
Плоскостная лепка: Пчелы и улей, лепим картину.

1
-
1


Бисероплетение
8 часов



52
История создания бисера.
1
1
-

53
Солнышко
1
-
1

54

Паучок
1
-
1

55-56
Цветы
2
-
2

57
Цепочка
1
-
1

58
Стрекоза
1
-
1


Оригами




59
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

1
1
-

60
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

1
-
1

61
Тюльпаны
1
-
1


Скрабукинг




62-63
Скрабукинг что это такое? Оформление альбома
2
1
1

64
Итоговое занятие. Выставка-праздник.
1





Формы занятий:
- беседы;
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- творческие занятия;
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- выставки;
- праздники.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо:
Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника, листы от различных деревьев.
Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, бисер, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички, вата, пинопласт.
Крупы: горох, рис, греча, пшено.
Клей ПВА и «Момент».
Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки,.
Карандаши простые и цветные, краски, кисточки необходимы для раскрашивания поделок из соленого теста.
При работе бывают, нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.

Результаты дополнительной образовательной программы.
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.


Список используемой литературы.

1. Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева «Декоративное искусство - детям» Просвещение 1996 г.
2. «Узоры из бумажных лент» (перевод с английского) Издательство «Ниола-Пресс» 2007 г. Автор Хелен Уолтер.
5. «Аппликация из природных материалов» Мир книги 2011г.
6. «Оригами» (Большая настольная книга для всей семьи). Соколова С.В.
8. «Самоделки из разных материалов» Г.И. Перевертень, 1991г.
9. «Кружок изготовления игрушек - сувениров» О.С. Молотобарова, 1993 г.
12. «Что можно сделать из природного материала» Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Москва, Просвещение 1991г.
13. «Простые поделки из пластилина» Е. Румянцева. Айрис-Пресс, 2010г.
14. «Аппликационные работы в начальных классах» И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. Просвещение, 1990г.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315