«Не дай мусору умереть, или вторая жизнь ненужных вещей»


И. Чернецкаяучитель биологии МБОУ СОШ №3 г. Салехарда
«Не дай мусору умереть, или вторая жизнь ненужных вещей»
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,ради бога, – размышляйте, и хотя криво, – да сами. Г.Лессинг
Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе.
Формирование экологических компетенций у школьников возможно при использовании в образовательном процессе таких форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся. К ним относятся исследовательские работы, участие в конкурсах и олимпиадах эколого-биологической направленности, разнообразная природоохранная деятельность, которые позволяют проявить подросткам свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте помогает юношам и девушкам определиться с выбором будущей профессии.
Формирование экологических компетенций у обучающихся возможно при использовании проектной деятельности, как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности. Итогом работы над экологическими проектами у подростков постепенно формируется экологическое мышление как основа экологической культуры и экологической компетентности, которые, в свою очередь, являются, важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность как за свое поведение в природе, так и поведение других людей. Как отмечал ученый-эколог Н.Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».
В статье в качестве примера использования проектной деятельности в школе представлен проект социально-экологической направленности «Вторая жизнь ненужных вещей». Проект разработан обучающейся 10 класса, Вахрушевой М., руководитель проекта И.Г. Чернецкая, учитель биологии.
Социальный проект по экологии
В наше время, на рубеже тысячелетий, остро стали вопросы сохранения окружающей природы. Решение этих вопросов зависит от каждого из нас, от нашего экологического сознания. Природа для всех - значит каждому надо уметь вести себя так, чтобы не наносить вреда другим людям.
Актуальность проекта
Вы задумывались, что такое мусор? Что выбрасывают люди? Знаете ли вы, сколько скапливается мусора в больших городах? В России за год образуется около 7 млрд. т бытовых отходов (до 350 кг на одного человека в год). Одна средне-статистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 3 кг мусора.
В последние десятилетие в составе пищевого мусора растёт доля бумаги, картона и особенно пластмасс, в том числе полиэтилена, который практически не разлагается естественным путём. Использованная и выброшенная жестяная банка пролежит много лет и только, примерно через 20 лет, подвергнется разрушению. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожить и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Мы живем в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа. Мы часто гуляем с одноклассниками, родителями по нашему городу. Всегда удивляемся тому, как он меняется на глазах: растут новые дома, расширяются проезжие дороги, благоустраиваются улицы и дворы. Неизменной остаётся только одна картина – мусор. Несмотря на постоянную борьбу жителей города с этой проблемой, она остается первостепенной и зимой, и осенью, а особенно весной и летом. Мусорные контейнеры, которые стоят повсюду, тоже не могут решить этой проблемы до конца. Согласитесь, они очень портят внешний вид, когда переполнены мусорными отходами. И во всём этом роются бродячие собаки, птицы и даже люди….
Мне не безразлична экология родного города. Я хочу видеть свой город чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой – чистоту делают люди. Для привлечения внимания к важности бережного отношения к природным ресурсам, пропаганды знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части отходов мы определили тему проекта, объект, предмет, гипотезу.
Вид проекта
- практико-ориентированный
Цель проекта
1. Формирование экологического сознания у обучающихся посредством проведения разнообразных конкурсов, игр, конференций, уроков.
2. Проведение эколого-просветительской деятельности как важнейшую часть патриотического воспитания среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);
3. Пропаганда знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части мусора.
Задачи проекта:
1. Привлечь к проблеме мусорных отходов родителей, педагогов, обучающихся.
2. Вести просветительскую работу по экологическим проблемам среди участников образовательного процесса через сеть Интернет (сайт «Экологические проблемы», группа единомышленников в Контактах).
3. Разработать и провести цикл мероприятий для младших школьников по формированию экологической сознательности.
4. Создать памятки «Юного эколога» для ознакомления со статистическими данными о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами.
Виды деятельности
учебно-игровая
исследовательская
коммуникативно-диалоговая
практико-ориентированная
Участники проекта
Проект ориентирован на младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.
1)Обучающиеся в МБОУ СОШ № 3
2)Учащиеся города Салехарда
3) Родители.
Уровни реализации: институциональный, муниципальный.
Этапы реализации проекта
1 Этап
Подготовительный
1) Сбор информации о проблемах бытовых отходов в г. Салехарде.
2) Совместная деятельность с учителем биологии по содержательной части конкурсов и игр на экологические темы.
1)Совместная деятельность с учителем информатики по созданию шаблона сайта, регистрации группы в контактах.
2 Этап
Пропагандистский
1)Организация выступления в начальных классах с целью рекламы и вовлечения учащихся в деятельность сайта.
2) Разработка положения серии конкурсов «Подари мусору вторую жизнь» и сценария игр, классных часов.
3) Проведение социологического опроса среди учащихся школы.
3 этап
Организация учебно-практической деятельности
1)Совместная деятельность с учителем биологии по организации и проведению конкурса «Подари мусору вторую жизнь».
2)Совместная деятельность с учителями, обучающимися по разъяснению принципов работы сайта, группы в Контактах.
4 этап
Диагностический
1)Обобщение опыта, обработка результатов социального опроса и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
1)Создание на территории города Салехарда группы учащихся, заинтересованных экологическими проблемами;
2)Повышение уровня знаний по экологии у детей;
3)Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей;
4)Повышения уровня исследовательской культуры школьников;
5)Повышение интереса к творческой деятельности по вопросам экологии;
6)Увеличение числа участников экологических игр и конкурсов.
7) Вторичное использование бытовых отходов: создание дизайнерских разработок по оформлению визуальной среды школы, пришкольной территории, территории детских садов, игровых площадок.
Описание проекта
1. По моей просьбе, наши знакомые и наша семья взвесили за неделю выбрасываемый мусор. В среднем в каждой семье выбрасывается: стекло – 0,9кг, бумага, картон - 1,5 кг, пластик - 2,5 кг, пищевые отходы - 6 кг. Подсчитали, сколько бы мусора скопилось у одной семьи за год: стекло –46,8 кг, бумага, картон – 78кг, пластик – 130 кг, пищевые отходы – 312 кг. Сумма – 567 кг. Проанализировав научные источники, узнали, что переработка 100 кг макулатуры спасет 1 дерево. Если бы одна семья каждый год сдавала макулатуру, то мы бы за 3 года спасли одно дерево! Поэтому, с целью сознательного отношения детей к проблеме замусоривания планеты мы разработали Положение серии конкурсов среди учащихся школы, под названием «Вторая жизнь ненужных вещей».При поддержке учителя биологии и учителей начальной школы, мы провели соответствующий Конкурс среди учащихся 3-5 классов с целью привлечения их внимания к важности бережного отношения к природным ресурсам, изучению свойств материалов упаковки и рациональному ее использованию, а так же для развития творческой атмосферы в школе; пропаганды знаний о проблемах бытовых отходов, путях образования, способах сбора, методах сортировки и переработки, возможности вторичного использования части отходов.
В конкурсе приняло участие 230 обучающихся 3-5 классов, которыми были представлены поделки, изготовленные из упаковки, упаковочных материалов, бумаги, картона, пластика, текстиля (светильники, паровозики, вазы, карандашницы). 2. Проведенный социальный опрос среди начального звена МБОУ СОШ №3, показал, что большинство из детей имеют представление об экологических проблемах. По результатам анкетирования выявили, что представления учащихся о бережном отношении к природе незначительные и имеются далеко не у всех учащихся.
На этой страничке:
Можно задавать мне вопросы или вести обсуждения…
Можно узнать новые новости по экологии…
Посмотреть видео и фотографии по экологии с моего личного архива и предоставленные участниками группы
Найти единомышленников.
Заключение
Мне не безразлична экология родного города. Я хочу видеть свой город чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой – чистоту делают люди.
Я предлагаю организовать конкурс на лучшее изделие из отходов между школами, детскими садами. А самыми лучшими работами украсить интерьер дворов, подъездов, парка.
Общий бюджет проекта
Финансирование проекта обеспечивается следующим образом:
1. За счет имеющихся ресурсов в школе: Интернет, интерактивное оборудование.
2. Финансирование призового фонда победителям конкурса. Призовой фонд учреждается согласно Положения экологического КОНКУРСА. (бюджет школы – выйти с ходатайством).
Подари вторую жизнь ненужным вещам, отдав их семьям, попавшим в тяжелую ситуацию - семьям с детьми-инвалидами, погорельцам, беженцам, многодетным и пожилым, семьям с приемными детьми, малоимущим и сиротам.