Программа кружка Бисеринка 1 год обучения


МКСКОУ III -IV вида
«Якшур-Бодьинская школа-интернат»
Программа кружка
«Бисеринка»
Руководитель кружка -
Шипилова Лариса Евгеньевна
воспитатель 2 квалификационной категории
2012 – 2013 учебный год

Продолжительность освоения программы - 1 год.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 7-10 лет
Образовательная область - художественная
Уровень усвоения - общекультурный
Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная.

Пояснительная записка.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей, страдающих дефектами зрения.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у младших школьников большой интерес.
Бисероплетение – это искусство, которому все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.
Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.
Образовательная годичная программа "Бисеринка" составлена с учетом требований современной педагогики, с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.
Такая программа способствует развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного представления. Посещая кружок, ребята обучаются работе с иглой, знакомятся с инструментами. У них развивается моторика кисти рук, глазомер, творческое мышление, двигательная и зрительная память. Воспитывается терпение, аккуратность, усидчивость, внимательность и творческий подход к делу. У школьников совершенствуется мелкая моторика рук. Очень полезно для детей, испытывающих трудности в школе (невнимательность, неусидчивость, импульсивность, плохой почерк и недержание строки), а так же всем, кто хочет научиться основным приемам плетения бисером и создавать поделки своими руками.
Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Цель программы:
Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основами формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка;
Задачи программы:
Образовательные:
Дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
Ознакомить с основами композиции, цветоведения и материалами и инструментами; Научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение.
Научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).
Научить организовывать рабочее место;
Воспитательные:
Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, настойчивость, усидчивость, терпение,
Воспитывать умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
Прививать основы культуры труда.
Воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам;
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, память, развить пространственное мышление; ориентироваться в пространстве.
Развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
Знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях;
Развивать познавательную мотивацию;
Развивать умение организовывать свое рабочее место.
Развивать самостоятельность и аккуратность.
7. формировать эстетический и художественный вкус.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникновению желания добиться планируемого результата;
приобретению навыка самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;
Формы работы:
Беседы;
Занятия;
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Коллективно-творческая работа;
Работа с родителями
Игра;
Оформление выставок.
Методы:
1. Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
2. Наглядные (демонстрация, электронная презентация);
3. Практические (практическая работа, выставка).
Календарно-тематическое планирование.
Месяц № занятия Тема
Содержание занятий Кол-во
часов Оборудование принадлежности
сентябрь 1 Вводное занятие: Задачи и цели работы кружка, план работы на учебный год.
Беседа “Из истории бисероплетения”. 2 Беседа о классификации и свойствах бисера. Знакомство с инструментами, материалами: история об игле, о ножницах, о бисере. Бусины, бисер, стеклярус, проволока, мисочки, игла, ножницы, линейка.
3 Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. 4 Низание бисера на проволоку. Параллельное плетение. Итого за сентябрь: 4 часа октябрь 1 Изготовление модели полевых цветов из крупных бусин.
Выбор цветов, подбор бисера, цвета. Изучение схемы. 2 Изучение схемы листьев. - выполнение листьев
3
Продолжение.
-выполнение листьев4 Изучение схемы лепестков.
-выполнение лепестков Итого за октябрь: 4 часа ноябрь 1,2 Продолжение.
- выполнение лепестков 3, 4 -оформление изделия Итого за ноябрь: 4 часа декабрь 4 занятия Мастерская деда Мороза
Изготовление елочных игрушек (плоское плетение) -плетение модели снежинки -плетение модели Деда Мороза -плетение модели снеговикаянварь 4 занятия Подарок папе к 23 февраля
Изготовление брелоков на выбор. История праздника 23 февраля. Февраль 4 занятия Подарок маме к 8 марта
История праздника 8 марта. 1, 2 История о браслете, фенечках.
Изготовление станка для фенечки. Игла, ножницы, линейка, нитки, коробка.
3 Изготовление украшений браслетов, фенечек из бисера и бусин. Выбор бисера и цвета. 4 Браслеты, фенечки из бисера и бусин. Продолжение. Итого за февраль: 4 часа
Март 1 Браслеты, фенечки.
Продолжение 2, 3 Браслеты, фенечки.
Продолжение 4 Браслеты, фенечки.
Заключительное занятие. Настоящая программа является существенным дополнением в решении Игла, ножницы, линейка, нитки, коробка.важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, приучает к творческой деятельности.
Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к самоутверждению в детском коллективе, общению в совместной деятельности сверстников; самоуважению. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами бисероплетения, учатся экономно расходовать используемый в работе материал, закрепляется знание цвета, навыки счёта, формируется “культура творческой личности”.
В программе участвуют дети от 8 до 11 лет.
На первом году работы дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения. Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные работы.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
В результате реализации программы в конце первого года обучения дети будут иметь представления:
об истории бисероплетения;
о классификации и свойствах бисера.
об основных этапах технологического процесса изготовления изделий из бисера.
Знать:
основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.
приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение и др.
правила организации рабочего места.
Уметь:
использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,
работать в соответствии с инструкцией взрослого
замечать красивое вокруг себя;
организовывать свое рабочее место.
Формой подведения итогов являются выставки работ детей.
Дополнительная образовательная деятельность «бисероплетение» проводится 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия 30 минут, в месяц – 8 занятий – 240 минут – 4 часа, в год – 72 занятия – 2160 минут – 36 часов. В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не более 10 минут.