Конспект урока литературного чтения на тему Нравственный смысл в басне И. А. Крылова Зеркало и обезьяна.

Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: Нравственный смысл в басне И. Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: раскрыть нравственный смысл басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».
Задачи урока:
Образовательные: учить читать басню по ролям; различать речь автора и героев басни; анализировать содержание текста.
Развивающие: формировать навык выразительного, беглого чтения; уметь анализировать поступки героев; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств: умения уважать других и не быть хвастуном; уважительного отношения к результату своей учебной деятельности; воспитание чувства юмора.

Планируемые результаты урока:

Предметные: использование различных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Метапредметные:
Познавательные овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные формирование умения определять причины успеха и неуспеха своей учебной деятельности; формирование приемов логического мышления: анализ, синтез, сравнение.
Коммуникативные уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные формирование нравственных чувств: уважение к другим; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение 3 класс» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация.

Ход урока:
Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Как вы понимаете смысл выражения «Век живи, век учись»?
-На уроках вы должны не просто сидеть, а активно работать, получать новые знания, которые вам пригодятся в жизни.
Объясняют смысл выражения.
Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка. Слайд.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

-Откуда эти строки? (Из басни «Ворона и Лисица»)
-Прочитайте медленно.
-Прочитайте с ускорением.
-А сейчас быстро, замедляя темп.
-Прочитайте скороговоркой.
-Прочитайте выразительно.
Проверка домашнего задания.
Чтение басни «Мартышка и очки» наизусть.
Выставление отметок.





Выполняют разночтение отрывка из басни.





Читают наизусть басню.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Слайды.
Появляются отрывки из басен И. Крылова.
-Откуда все эти рисунки? (Из басен)
-Что такое басня? (Стихотворный сатирический жанр, высмеивающий поступки людей)
-О каком литературном жанре пойдет сегодня речь? (О басне)
-Кто является самым известным баснописцем?
(И. А. Крылов)
Слайд
-Кого вы видите на рисунке? Предположите, как будет называться басня, с которой мы сегодня познакомимся?
-Назовите тему сегодняшнего урока.
-Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?
-Прежде чем ее читать, нам необходимо выяснить значение некоторых слов. Слайд.
Образ вид, облик.
Кум крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.
Ужимки гримассы; неестественные телодвижения.
Сатира обличающее осмеяние.
На руку нечист нечестен, вороват.
Кривляка человек, который постоянно кривляется.
Взятка плата должностному лицу за совершение каких-либо незаконных действий.
Отвечают на вопросы учителя.









Предполагают, высказывают свои мысли.


Совместно с учителем определяют тему урока.


Совместно с учителем опр
·еделяют значения слов.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель выразительно читает басню.
-Оправдались ли ваши предположения, о чем эта басня?
-Какие мысли чувства вызвала у вас эта басня?
-Чем обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину).
-Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, поэтому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыталась их пересчитать)
-Прочитайте вопрос 4 на с. 137. (слова из басни и пословица похожи по смыслу)
-Рассмотрите иллюстрацию к басне в учебнике и найдите соответствующие строки к ней.
-Какие герои в этой басне? (медведь, мартышка)
-У них одинаковый характер?
-Что вы узнали о мишке? О обезьянке?
-Докажите, что мишка не такой, как обезьяна. Найдите строки в тексте.
-Что вы можете сказать о характере обезьяны? Найдите строки, описывающие ее характер.
-Подумайте, в ком приятнее найти недостатки в себе или в других?
-А из вас кто-нибудь искал недостатки в других, прежде чем найти в себе?
-Правильно ли поступать так, так обезьяна?
-Теперь прочитайте басню по цепочке.
-Чем отличается басня от стихотворения? (в басне есть мораль)
-Есть ли в этой басне мораль? Зачитайте.
-Что такое мораль? (нравоучение)
-Какие строки в морали являются нравоучением?
-Зачем нужны другие строки? (чтобы доказать)
-Какая еще особенность басни? (говорят о животных, но подразумевают людей)

Высказывают свои мнения.


Сравнивают.



Анализируют текст басни.
Отвечают на вопросы.




Рассматривают рисунок и сопоставляют с текстом басни.
Анализируют характер героев.
Высказывают мнения.

Доказывают.

Работают с текстом находят строки, описывающие характер героев.







Отвечают на вопросы.





5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-А теперь вспомните характер обезьяны. Каким тоном нужно читать ее слова? Прочитайте ее слова вполголоса в парах друг другу. Кто считает, что у него получилось хорошо прочитайте вслух.
-А каким тоном нужно читать слова медведя? Кто прочитает слова медведя, передав тон?
-Кроме медведя и обезьяны в басне есть еще чьи-то слова? Чьи? (автор)
-Кто читает мораль? (автор)
-Как автор относится к обезьяне? Высмеивает или осуждает?
-Значит мораль нужно читать с осуждением.
-Теперь прочитаем басню в лицах, передав правильный тон, эмоции и чувства.
-Какие строки басни стали крылатыми выражениями? Запишите их в тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «какие у нее ужимки и прыжки»)
-Почему такие выражения называют «крылатыми»? (они перелетают от одного к другому)


Отвечают на вопросы.


Читают в парах друг другу.






Читают басню в лицах


Отвечают на вопросы.




Записывают выражения в тетрадь.


6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-С каким жанром мы сегодня работали? (басня).
-С какой басней мы сегодня познакомились?
-Чему учит эта басня?
-За что бы вы похвалили бы себя на сегодняшнем уроке?
-Молодцы, ребята. Мне понравилась ваша работа на сегодняшнем уроке, вы смогли доказать, что вы настоящие актеры!
-Урок окончен. Всем спасибо за внимание!
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение басни.
Отвечают на вопросы учителя.





Высказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность.




15