Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Сказка похожая на басню. Русская народная сказка У страха глаза велики

Урок: Литературное чтению, 3 класс.
Тема: Сказка, похожая на басню. Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Автор урока: Ильина Н.И., МОУ гимназия № 15 Советского района г. Волгограда
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения находить информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задачи: 1. Организовать работу с вопросами к тексту, заданную в явном виде.
2. организовать работу в парах.
3. Создать условия для применения разных форм преобразования полученной информации в другую форму (таблицу, схему, инсценировку, рисунок)
4. организовать работу учащихся по взаимооцениванию.
Результат: 1. Найдут ответы на вопросы.
2. Получат опыт работы в группе.
3. Преобразуют полученную информацию.
4. проанализируют и оценят представленные работы.
Данная педагогическая ситуация направлена на формирование читательских умений: умения находить информацию в тексте, заданную в явном виде, преобразование информации в другую форму (таблицу, схему, инсценировку, рисунок)
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
Интерес к содержанию и форме русской народной сказки, похожей на басню;
Интерес к миру чувств и мыслей героев, отражённых в сказке;
Эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев сказки, понимание моральных норм при оценке поступков героев сказки.
Ученики получат возможность для формирования:
Умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями сказки;
Понимание о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные УУД
Ученики научатся:
Понимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
Работать с текстом сказкой;
Самостоятельно работать с выставкой литературы;
Соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Ученики получат возможность научиться:
Самостоятельно выделять и формулировать учебную познавательную цель;
Осуществлять планирование своей деятельности;
Проявлять инициативу;
Осуществлять самоконтроль и контроль усвоения материала;
Контролировать свои действия в коллективной работе.
Познавательные УУД
Ученики научатся:
Отличать тексты по стилям;
Строить устные высказывания в соответствии с учебной задачей;
Уметь выделять главное
Ученики получат возможность научиться:
Производить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД
Ученики научатся:
Выражать свои мысли в устной форме;
Проявлять устойчивый интерес к работе в малых группах и парах;
Принимать участие в инсценировке.
Ученики получат возможность научиться:
Устно выражать своё мнение об услышанном и прочитанном;
Проявлять самостоятельность в групповой работе;
Выбирать способы деятельности в групповой работе и в работе парами.

Учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть, В.Ю. Свиридова, система Занкова, издательский дом «Федоров» 2013г. Стр. 59-62
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Актуализация опорных знаний
Как называется глава, над которой мы работаем?


Как вы понимаете эти слова?




Что же делать каждому человеку, чтобы не разочаровываться самому и не огорчать окружающих?

Где можно увидеть эти примеры?

Согласна, об этом нам говорит и Новелла Матвеева в эпиграфе к нашей главе:
Живой да будет каждая строка,
Из жизни черпай злато размышлений.
Как вы понимаете эти строки?




Герои каких произведений нам послужили примером?

К каким жанрам литературы они относятся (Учитель помещает на доске карточки с названием жанров)






Дети пользуются учебником или вспоминают: «Всмотритесь в мир своей души»

Свободное высказывание детей.
Мы знаем себя как никто другой, но часто в разных жизненных ситуациях мы ведём себя не так, как хотим того сами или ожидают от нас родители, учителя, друзья.

Надо меняться, учиться на своих ошибках и на примере других.



В реальной действительности и в художественной литературе.





Свободное высказывание.
Примеры окружают не только в реальной жизни очень много можно прочитать в литературных произведениях. Встать на место героя и прожить его жизнь.

Дети называют изученные произведения и авторов


Мифы, стихи, басни, пословицы.



Проверка домашнего задания.
Чему они нас учили?









Верно, послушайте это стихотворение в исполнение. (Звучит песня)

Что такое басня?






Посмотрите на выставку, которая у нас получилась, Мы знакомы только с баснями Эзопа и И.А. Крылова. Басни каких авторов вы видите на нашей выставке книг?

На какие группы можно разделить эти басни?
Краткий пересказ.
В мифе «Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины» говорилось, что все люди одинаковы, они сделаны из одного теста, из одной глины. Только все обладают разными отличительными чертами характера: храбрый, как лев, трусливый, как заяц, легкомысленный, как воробей.

В стихотворении «Девочка и пластилин» говориться о том, что человек сам отвечает за то, каким будет тот, кого он «лепит» Если хочешь видеть хорошее, то хорошее и будет вокруг тебя, а если будешь видеть только плохое – всё станет плохо.


Ещё мы познакомились с жанром басни.

Это жанр литературы написанный в прозе или в стихотворной форме. Главные герои- животные, но речь идёт не только о них. Это становиться ясно – когда читаешь поучение, мораль басни. Они нас учат быть добрыми, справедливыми, честными, трудолюбивыми.



Поисковая и аналитическая деятельность.

Басни в стихотворной форме и басни в стихах.

Определение темы урока.
Очень часто мораль басни становиться пословицей или поговоркой, с ними тоже знакомились на уроках.
Я предлагаю собрать пословицы и определить о каких качествах человека мы будем говорить сегодня.








Верно, а вот произведение какого жанра, вам предстоит узнать во время нашей музыкальной паузы.


А о чём же будет наша сказка?



Дети работают в парах и собирают пословицы
Трус и таракана принимает за великана.
Трусливому зайке и пенек волк.
Волков бояться в лес не ходить.
Трус и тени своей боится.
Кто дрожит тот и бежит.
Эти пословицы о смелости и трусости. Значит об этих качествах человека мы и будем говорить

Дети слушают, музицируют «Сказки гуляют по свету» сл. Е. Птичкина, муз. М. Пляцковского.
Мы будем читать сказку.

О смелости и трусости.

Работа по теме урока
Прочитайте название сказки.

С каким из жанров литературы эта сказка похожа?

Предлагаю прочитать эту русскую народную сказку и найти другие сходства с басней.
Первичное восприятие (аудиосказка).


Как считаете, почему?







А что же осталось неизменным?

Есть ли сходство с героями басен?

Прочитайте начало сказки и назовите главных героев? Какое прозвище у бабушки? Почему?
Какое прозвище у внучки? Курочки? Мышки?

Чем они занимались?

А что же с ними произошло? Расскажите своими словами.

А теперь прочитайте отрывки, в которых описывается, что каждый из водоносов увидел: а) бабушка; б) внучка; в) курочка; г) мышка; д) зайчик.

Ну а почему каждый увидел что-то свое?

Действительно ли все так страшно?


Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?

Давайте прочитаем вывод. Мораль этой сказки.

Прочитайте вопрос на стр. 62


Молодцы, очень хорошая работа. Мы нашли в этом произведении признаки басни. Какие?

Давайте теперь найдём признаки сказки.




Действительно, «цепочки героев» или кумулятивное построение характерны для народных сказок. Пользуясь моделями - треугольниками постройте сюжет этой сказки.

Вспомните, герои каких сказок имеют такую же цепочку-от большого к маленькому.
Разгадайте сказку по цепочке.












Выразительное чтение.
С. 62 Инсценировка

Кому поручите роль рассказчика
Это название является тоже пословицей.

С басней. В них моралью часто выступает пословица.



У детей возникает проблема: аудиосказка и текст книги не совпадает

Сказка – это жанр устного народного творчества. Очень древний жанр. Сказки были уже тогда, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из поколения в поколение устно (из уст в уста). Уже позже, когда появилась письменность, сказки стали записывать. Разные люди записывали одну и ту же сказку по-разному. Вот и получилось, что сказка в учебнике и аудиосказка различаются. Но смысл ее остается тот же.

Герои сказки.

Да, животные мышка и курочка.

Дети читают самостоятельно
Бабушка –старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка, мышка-хлопотушка.

Носили воду.

Краткий пересказ.


Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению.



Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.

Нет, а в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.
Не надо бояться того, чего не знаешь.


Дети читают последний абзац.

Раньше появилась сказка. В тексте так и сказано: «С той поры, с того времени и говорят люди добрые»

Есть мораль, герои-животные выполняют роль людей, обладают человеческими качествами.

Повторы. (Находят в тексте.)
Нанизывание героев, выстраивание из них “цепочки”.
Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов. (Находят в тексте.)

Дети строят цепочки: от большого к маленькому.




Репка.





Колобок.






Теремок.


Дети работают в группах. Распределяют роли.

. Она хорошо читает.

Рефлексия.
С каким произведением мы познакомились? К какому жанру это произведение относится? Чему нас научила сказка-басня?

Оценка работы на уроке.
Это сказка очень похожа на басню Надо быть смелым. Нечего боятся – если не знаешь, что там на самом деле. Попробуй разобраться

Взаимооценка с комментариями.

Домашнее задание
Попробуйте сочинит свою сказку с похожим сюжетом. Начать и закончить можно с морали, как в нашем случае. А моралью может выступать пословицы, с которыми мы сегодня познакомились. Поделите их между собой. Договоритесь.



15