Программа наставничества для учителей -молодых специалистов


Программа наставничества
Крепак Наталья Александровна, учитель истории и обществознания,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина», города Набережные Челны
Актуальность темы программы.
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психическое становление личности ученика. Но это по силам только учителям, обладающим высокой профессиональной мотивацией и способным к профессиональному и личностному росту. На сегодняшний день многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.
Проблема, поднятая в ходе реализации данной программы: особое место в социально-демографической группе молодёжи занимает молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.
Целью программы является обеспечение эффективного вхождения в должность молодого педагога и уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в новую работу; формирование педагогически и методически грамотного учителя.
Основными задачами программы являются
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Участники программы. Целевая аудитория.
Молодые специалисты.
Сроки реализации программы наставничества: 1 год.
Формы реализации программы.
Основные мероприятия.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей. Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год работы в школе.
Цель наставничества на первом году работы молодого учителя: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Этапы Что проводится мониторинг
сентябрь Изучение мотивации педагогической деятельности.
Ознакомление с основными требованиями к школьной документации. Основные требования к Портфолио молодого специалиста. Оформление учебного кабинета, основные требования к кабинету. Характеристика на основе наблюдений, бесед.
октябрь Адаптация в педагогическом коллективе. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий.
Участие молодого специалиста в дне Отрытых дверей.
Пополнение портфолио методическими разработками
ноябрь Формы аттестации педагогов.
Беседы с молодыми учителями по результатам четверти, мониторинг успеваемости. Диагностика учебных достижений учеников молодого учителя
январь Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий. Организация и участие в проектной деятельности. Анализы уроков, внеурочных мероприятий
февраль Изучение отзывов детей и их родителей о работе молодого специалиста.
Участие молодого специалиста в дне Отрытых дверей. Диагностика деятельности
специалиста
Март Изучение качества знаний, умений и навыков учащихся молодого специалиста в процессе ВШК. Беседы с молодыми учителями по результатам четверти, мониторинг успеваемости. апрель Взаимопосещение уроков.
Участие молодого учителя в анализе уроков, анализе тематических выставок учителей школы.
Распространение первого опыта работы через участие в семинарах, публикации в СМИ. май
Беседы с молодыми учителями по результатам четверти, мониторинг успеваемости.
Мониторинг участия в проектной деятельности.
Анализ воспитательной работы.
Анализ Портфолио.
Самоанализ деятельности начинающего учителя.
Самоанализ деятельности педагога-наставника Основные предметные области в работе с молодыми специалистами:
Учебный план – Рабочая программа учителя – тематическое планирование.
Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная)
Методические требования к современному уроку.
Соответствие методов обучения формам организации урока.
Соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников.
Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы.
Школьная документация.
Организация индивидуальных занятий с высокомотивированными на учёбу обучающимися.
Организация индивидуальных занятий с низко мотивированными на учёбу обучающимися.
Школьное образовательное пространство. Вхождение в него и участие в его расширении.
Различные формы и методы организации воспитательной работы в классе и школе.
Обучение молодых специалистов инновационным технологиям
и способам:
Проектная деятельность. Способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.
Личностно- ориентированный подход. Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Психобиографическая методика- каузометрия. Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником. Каузометрия относится к числу биографических методов; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути.
Механизм реализации программы.
При реализации данной программы можно получить как промежуточные результаты, так и конечные. На каждом этапе реализации проекта необходимо учитывать накопленные умения молодого учителя.
Ресурсы программы:
1. Наличие литературы по изучению по изучению проблем наставничества, психобиографических характеристик, методик преподавания.
2. Системное взаимодействие со ОУ города, Управлением образования, с социальными структурами.
3. Материально-техническая база.
Партнёрство в реализации программы.
1. Городская психологическая служба.
2. Информационно- Методический Центр города.
3. Центры дополнительного образования.
4. Клубы молодых специалистов города.
5. Общество молодых ученых города.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Предполагаются следующие формы распространения опыта работы.
Повышение качества преподавания в городе, регионе.
Психологическая устойчивость молодых специалистов, адаптированность к работе в условиях постоянной модернизации современного образования.
Разработка методических рекомендаций для опыта наставничества.
Обучающие семинары для молодых специалистов (для города, РТ, в перспективе и на уровне РФ).
Повышения уровня компетентности молодых специалистов, что позволит им с успехом проходит аттестационные испытания.
Публикация материалов по данной теме, в настоящее время уже опубликованы ряд статей в сборниках международной конференции, в республиканских журналах и в средствах массовой коммуникации.
Повышения компетентности самих педагогов-наставников.