Статья: от наставничества к тьюторству в общеобразовательном учреждении: предпосылки, трудности и перспективы в условиях малого города


ОТ НАСТАВНИЧЕСТВА К ТЬЮТОРСТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются предпосылки внедрения системы наставничества и тьюторства в образовательном учреждении, анализируются возможные способы развития внутреннего кадрового резерва, позволяющего образовательным учреждениям малого города повысить общий уровень профессионально-педагогической культуры педагогов, не задействуя ресурсы из вне, делается вывод о перспективности переходной формы сопровождения педагогов «от наставничества в тьюторству». Реализация государством такого направления модернизации российского образования, как составление для школьников индивидуального учебного плана, способствовала внедрению тьюторской системы обучения в сферу общеобразовательных учреждений. В ФЗ «Об образовании в РФ», вступившем в силу 1 сентября 2013 года, согласно которому гражданин РФ имеет право «на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности», также заложена идея индивидуализации образования, что является основой тьюторства [5]. Данная система сопровождения обучения соответствует основным запросам современной образовательной ситуации, в том числе формированию у учащихся универсальных способов решения проблем в различных сферахих жизнедеятельности, помощь в нахождении межпредметных связей. Кроме того, возникновение должности «тьютор» в числе работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования в приказе Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года[2] и принятие квалификационных характеристик данной профессиив Едином квалификационном справочнике должностей, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 [3], закрепляют статус тьюторства в России официально. А функционирование многочисленных центров тьюторства при различных образовательных структурах (Ассоциация тьюторов в Томске, Центр тьюторства в Волгоградской академии повышения квалификации) свидетельствует обобширном практическом распространении исследуемого явления в России.
Т.М. Ковалева основную функцию тьютора определяет как посредничество между разными субъектами образовательного пространства [1, с.14]. Как возможность гуманитаризации педагогической деятельности «тьюторство» понимает С.Г. Мануйлова. С.В. Дудчик понимает под тьюторской деятельностью способ формирования познавательного интереса у учащихся. В нашем понимании «тьюторство» - организация профессиональной деятельности, основной задачей которой являетсяразработка и реализацияиндивидуальной образовательной программы.
Предварительными условиями для введения тьюторского сопровождения в практику общеобразовательных учреждений являются:
1) внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной программы длядальнейшего карьерного и личностногороста;
2) формирование в общеобразовательных учреждениях «избыточной среды», помогающей учащемуся сделать выбор, исходя из его интересов в рамках его возможностей.
До введения тьюторства в нашей стране использовался такой способ сопровождения обучения как наставничество. Наставничество-метод развития персонала, основанный на взаимоотношениях, в которых более опытный и осведомленный сотрудник помогает в работе менее опытному или менее осведомленному сотруднику [7].В 70-80-е гг. XX в. наставничествов качестве ведущей формы адаптации молодых специалистов использовалось особенно активно. Традиционно ведущей задачей наставника является помощь в профессиональной адаптации начинающего специалиста, приобщение начинающего учителя к традициям коллектива. В настоящее время опыт института наставничества продолжает применяться в ряде образовательных организаций.Однако такая форма взаимодействия зачастую носит лишь внешний характер, так как в большинстве случаев отсутствует чёткая регламентациязадач педагога-наставника. Согласно данным анкетирования молодых специалистов со стажем работы менее трёх лет в школах города Щучье Курганской области, наблюдается недостаточный уровень личной ответственности наставников за профессиональный рост коллег. Ситуативный характер диалогов и консультацийтакже не способствует профессиональному росту начинающего педагога.Знания и навыки самого наставника небезграничны, по этой причине наставничество не сможет обеспечить потребность в непрерывном, постоянном развитии сотрудников.
Результаты анкетирования педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 3» города Щучье Курганской области показали, что наблюдается понимание того факта, что участие в семинарах, практикумах, проблемных круглых столах, дискуссиях, деловых играх, лекториях, вебинарах должно иметь системный характер. При этом особо стоит отметить, что не только молодым специалистам, но и учителям со стажем необходим «проводник», куратор, обеспечивающий разработку индивидуальных программ, информационных и организационных мероприятий, направленных на развитие у сотрудников ООУ мотивации к получениюсамообразования.
Переход от системы наставничества к тьюторству, особенно в условиях малого города, сопровождаетсяопределённымитрудностями. Отсутствие необходимых специалистов и недостаточная финансово-экономическая база не позволяют ввести должность тьютора в штатное расписание в ООУ малого города. Следовательно, необходимо внедрение иной, особой формы сопровождения педагогов. Одним из возможных путей повышения эффективности процесса профессионально-личностного становления учителей, на наш взгляд, является развитие внутреннего кадрового резерва. Под кадровым резервом понимается группа работников потенциально способных к более сложной, в том числе управленческой, деятельности [6]. Основными требованиями к подбору кандидатов кадрового резерва при этом являются [4, с.73]:
Инициативность, как способность привнести новые идеи;
Ответственность, как способность выполнять свою работу качественно;
Организаторские способности.
В условиях малого города, на наш взгляд, целесообразным будет являться объединение учителей нескольких малокомплектных школ на базе одной наиболее крупной. При грамотно построенной системе действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование личностного потенциала сотрудников в определённой мере будет содействовать формированию профессиональных кадров.
Перспективы перехода от системы наставничества к тьюторскому сопровождению в общеобразовательных учреждениях в современных социально-экономических условиях связаны с необходимостью организации процесса индивидуальной работы по формированию и развитию познавательных интересов, что в свою очередь способствует процессу формирования личности. Профессия «тьютор» является своеобразным откликом на актуальную потребность обществав непрерывном самообразовании для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.