Программа Дополнительная образовательная программа объединения осетинская гармоника

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» Правобережного района РСО-Алания


«УТВЕРЖДАЮ» Рассмотрено на МС Директор МКОУ ДОД «ЦДОД» Протокол № _____ ____________________ от «10» сентября 2014 года А.Б.Гасинова « 15» сентября 2014 года



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ОСЕТИНСКОЙ ГАРМОНИКИ
Для детей 7-17 лет Срок реализации 3 года


Составитель:
Педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории Кокаева Зарема Константиновна




г.Беслан 2014
Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена по принципу составления адаптированной – как разновидность модернизированной и составляющей программ.
Составлен с учётом конкретных условий данного образовательного учреждения.
Содержание образовательной программы соответствует требованиям: достижения мировой культуры, российским традициям, культурно-национальных особенностей региона.
Сегодня на повестке дня остро стоит проблема сохранения осетинской национальной музыкальной культуры, музыкального наследия, языка, национального фольклора.
Главная задача педагога дополнительного образования:
– изучение осетинских народных мелодий, основных составляющих, их музыкально-выразительных средств, их ритмики, мелодии, гармонии;
Также я считаю необходимым:
– возрождать традиции игры на национальном инструменте, широко распространённым в Осетии;
– приобщать молодое поколение к его духовным ценностям, национальным истокам, побуждать интерес и гордость за них.
Непосредственно в процессе своей работы я ставлю главной задачей ознакомление детей с историей осетинского национального искусства. Научить обучающихся понимать и любить музыку, бережно относиться к культурному наследию своего народа, возрождать подлинно народное искусство песенно-танцевальной музыки. Путём целенаправленного организованного обучения достичь профессионального и исполнительского мастерства, открыть путь в мир искусства.
Программа рассчитана на 3 года. Приём в объединение проводится в начале учебного года составлением репертуара на последующие годы обучения. Сформулировываем специфические учебные задачи для всех годов обучения.
Содержание данной образовательной программы соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности, формах и методах обучения):
методов контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности обучающихся):
средствах обучения (необходимого оборудования, инструментов, материалов).
Содержание данной программы направлена на:
создание личности ребёнка
развитие мотивации личности к познанию творчества
обеспечение эмоционального благополучия ребенка
создание условий для социального, культурного и профессионального самоуправления творчеством, самореализации ребенка, её интеграции в систему осетинской национальной культуры.
интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй
Данная образовательная программа отвечает следующим требованиям – актуальность, ориентация на решение данных проблем.
Соответствие требованиям и условиям её реализациям
Рациональность – соответствие желаемого, возможного, между целями и реально необходимыми средствами
Целостность – полнота и согласованность
Контролируемость, т.е. способ проверки полученных результатов.
В пояснительной записке определены следующие принципы:
Обоснование необходимости разработки и внедрения предполагаемой программы в образовательном процессе:
Актуальность
Практичность
Значимость
Связь с существующим по данному направлению виду программ.
Адаптированность, как разновидность модернизированность и составительской программ, составленной с учётом конкретных условий данного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы должны обеспечивать
Обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо ориентироваться на предполагаемый результат образовательного процесса, необходимо ставить реально достижимые, соответствующие возрастным особенностям детей.
Конкретизация целей осуществляется через определение задач.
Задачи обучения должны раскрывать способы и пути достижения целей.
При формировании задач необходимо ориентироваться на основные составляющие образовательного процесса:
Обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Ожидаемый результат первого года обучения предусматривает развитие музыкальных способностей обучающихся (слух, ритм, память) и выявление вокальных данных путём организованного, целенаправленного обучения. Очень важно научить каждого ребёнка игре на инструменте, через музыку открыть путь к искусству. Ознакомить их с элементами музыкальной выразительности, оценки музыки. Знакомство с устройством инструмента, строением его правой и левой клавиатуры, правилами посадки и постановки рук. Развитие навыком и умений исполнения музыкальных произведений. Достичь качественного звучания, ритмичности, динамики, интонации.
Ожидаемый результат по учебно-тематическому плану второго года обучения ставит перед собой задачи: совершенствование приобретённых исполнительских умений и навыков на первом году обучения. Эмоциональное восприятие музыки, воспитание, стремления к творчеству. Овладение исполнительскими штрихами «акцент». Развитие музыкальности, аккомпониаторских навыков – сопровождение танца.
Задачи процесса третьего года обучения:
– знать основные средства музыкальной выразительности.
– Оценивать качество своего исполнения.
– Импровизировать различные музыкальные интонации.
– Знать специфические особенности звукообразования.
– составлять концертную программу на новый учебный год, используя современные технологические методы: компьютер, флешка, мини-диск.
– совершенствование исполнительской техники и мимики при исполнении.
Задачи процесса обучения
В воспитании – приобщение детей к музыкальному устройству, привитие им интереса и любви к музыке, воспитания средствами музыкальной культуры, дружбы и взаимопонимания между народами многонациональной Осетии
В обучении – овладение навыками игры на диатонической гармонике. Повышение требований к качеству исполнения. Усложнение репертуара. Играть выразительно песни и мелодии. Важное место в работе уделять концертной деятельности.
В развитии – внимание уделяется развитию творческих способностей путём совершенствования процесса исполнения и слушания, обучению обучающихся импровизировать музыкальные произведения.
Организационно-педагогические основы обучения.
Первый год обучения, второй, третий.
Возраст от 7 до 17 лет
Количество детей в группах:
1-я группа 1-го года – 15 детей
2-я группа 1-го года – 12 детей
3-я группа 1-го года – 10 детей
Уровень подготовки детей при приёме в группы 1-го года обучения определяется прослушиванием, проверкой музыкальных способностей детей (слух, память, ритм). Определённую роль при приёме детей играет желание научиться играть на инструменте.
Режим работы: индивидуальные обучения ведется 2 раза в неделю.
Привлечение к работе родителей, совместная творческая работа.
Отличительные особенности программы :
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа отражает продолжительность обучения и его особенности.
Этапы реализации программы, их обоснование, их взаимосвязь
Формы и методы педагогического воздействия: новизна и наличие инновационного подхода и оригинальность.
Особенности возрастной группы определяет адресность программы, т.е. указывает категорию и возраст детей.
Режим занятий: общее количество часов в год, количество часов и дней в неделю.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки: в общем виде прогнозирует результат обучения
Определяет режим, форму и методы обучения.
Предъявляет формы итогового и промежуточного контроля, т.е. выступление на праздниках, фестиваля., конкурсах, концертах. Здесь должна быть отражена гибкая система контроля, и обязательно критерии оценки освоения материала обучающимися их личного роста и духовного развития.
Содержание программы в целом должно быть направлено на реализацию задач и достижения цели, определённых в пояснительной записке.
Содержание программы – основной раздел, который включает раскрытие каждой темы в учебно-тематическом плане, указаний форм организации деятельности обучающихся.
Требования к уровню подготовки:
Результат обучения должен отражать изменения, произошедшие с детьми, в процессе освоения программного материала.
Что должен знать, уметь, чему должен быть способен.
Требования к уровню подготовки должны быть соотнесены с целями и задачами программы, с возрастными особенностями обучающимися.
Перечень учебно-методического обеспечения
Данный раздел программы представляет собой список перечисления средств обучения: нотные записи, тетрадь по цифровому обучению, интернет, запись фонограмм, флешка.
В список должны войти учебно-нагладные пособия, демонстрационные материалы (фото знаменитых гармонистов-исполнителей, клипы и т.д.)
Программа включает в себя материально-технического обеспечения. Этот раздел отражает перечень необходимых инструментов: хроматическое, диатонической гармоники, флешка, компьютер, мини-диск, трещётки, костюмы для выступлений.
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план для каждого года обучения. Оформлен в виде таблицы. Распределение часов на теоретические и практические отражает соотношение разных видов деятельности в процессе изучения отдельных тем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Тема
Всего
Теория
Практика

1
Упражнения для правой и левой руки
30
10
20

2
Симд – музыка народная
20
2
18

3
Плавный танец
20
2
18

4
«Хъуыбады» - музыка народная
19
2
17

5
Беседа о музыке
2
1
1

6
Народная мелодия обр. И.Мистуловой
15
1
14

7
Свадебный круговой
15
1
14

8
Застольная
15
1
14

9
«Тахуды» музыка народная
2
1
1

10
Круговой танец
15
1
14

11
Песня пастуха
15
1
14

12
«Цъай-дон» муз. Цоппоева
30
2
28

13
Девичий танец
30
2
28

14
Хонга кафт
30
2
28

15
Разбор музыкальных произведений
30
2
28

16
Итого:
288
31
257



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Тема
Всего
Теория
Практика

1
Юго-осетинский сим добр. Газданова
28
1
27

2
Знакомство с творчеством Б.Газданова
2
1
1

3
Народная мелодия, обр.И.Мистуловой
30
1
29

4
Круговой танец
30
1
29

5
Лирическая Лекова
15
1
14

6
Девичий круговой
15
1
14

7
Хонга из спек. «Сатта и Батти»
30
1
29

8
«Тахуды» музыка народная
30
1
29

9
Лезгинка
15
1
14

10
Кабардинская мелодия
15
1
14

11
Круговой танец
30
1
29

12
Хонга кафт
11
1
10

13
Молодежный танец
11
1
10

14
«Песня»
8
1
7

15
Итого:
270
14
253


Критерии работы 3 года обучения, также состояние и выбор концертной программы для работы с ансамблем, осуществлять и использовать новые современные технологии: компьютерный минидиск, флешка, запись фонограмм.
Требования – соответствовать стилю и качеству работы, профессионально, системно, грамотно, необходимые критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Тема
Всего
Теория
Практика

1
«Турецкий симд» обр. Б.Газданова
58
1
47

2
Попурри на темы народных мелодий.
58
1
47

3
Хонга кафт
58
1
47

4
«Зилга»
58
1
47

5
Концертная пьеса Ф.Алборова
58
1
47

6
Круговой Гурджибекова
58
1
47

7
Круговой танец музыка народная
58
1
47

8
«Симд» муз.Ревазовой
58
1
47

9
Танец джигитов
41
1
47

10

6
1
5

11
Итого:
511
10
501


Просветительно - досуговая работа:
Празднование мероприятий, посвященных дню рождения К.Л.Хетагурова
Празднование 70-летитя со дня Великой Победы.
Всемирный день ребенка: Акции «Дети-детям»
Традиционный конкурс-праздник гармонистов.
Праздник «Золотая осень»
Посещение музея литературы и искусства
Знакомство с творчеством ведущих гармонистов
Посещение концерта ведущих музыкантов республики
Новогодние праздники
Участие в досуговых и просветительских мероприятий ЦДОД
Праздник осетинской музыка «Пой фандыр»
Выезд в святую рощу Хетага. Знакомство с обычаями, традициями.
Этапы педагогического контроля

Ожидаемые результаты
Формы подведения итогов
Сроки

1.
Играть выразительно песни и мелодии; играть ритмично, грамотно программу, предусмотренную по плану
зачет
1 полугодие, декабрь

2.
Выучить программу концерта
Праздничный концерт «Пой фандыр»
Март

3.
Знать программу для II полугодия
Отчетные занятия
Май



















Перечень учебно-методического обеспечения

1.Ревазова Сима Пьесы. Этюды. Ансамбли и песни для осетинской гармоники – Владикавказ, 2000.
2. Шаталов Борис. Музыка народов Кавказа для национальной хроматической гармоники и аккордеона – Владикавказ, 1992.
3. Цоппоев В. Танцевальные мелодии Северной Осетии. Составленное и переложенное – М.Музыка 1983
4. Кокаева З. Тетрадь для нот. Учебное пособие 1978-1980.
Просмотр видеокассет и прослушивание аудиокассет с записями музыки народов Кавказа.
15