Внеклассное занятие Весна, весна, приди красна… (1 класс)


Зайцева Елена Николаевна, учитель-дефектолог,
ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского района СПб
Конспект внеклассного занятия
"Весна, весна, приди красна..."
(1 класс, дети 7 лет с ОНР)
Цель – коррекция нарушений речи детей, приобщение детей и родителей к традициям русской культуры, привлечение родителей к активному участию коррекционно-образовательном процессе, создание творческого пространства для близкого эмоционального общения детей и родителей.
Задачи:
Познавательные:
- познакомить детей и родителей с народными традициями встречи весны;
- закрепить представления детей о перелетных птицах;
- активизировать и обогащать умения родителей осуществлять патриотическое воспитание.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать внимание, память, мышление;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать ручную и пальчиковую моторику;
- развивать конструктивно-пространственный праксис;
- закреплять фонематические представления;
- совершенствовать навыки фонематического анализа;
- активизировать и пополнять словарный запас;
- совершенствовать навыки словообразования;
- развивать выразительность речи.
Воспитательные:
- формировать у детей и их родителей интерес, уважение и ценностное отношение к русской народной культуре;
- стимулировать желание родителей осуществлять патриотическое воспитание ребенка;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Предварительная работа:
Беседы о народных традициях встречи весны;
Лепка жаворонков из теста;
Изготовление птиц в технике оригами;
Разучивание закличек с детьми;
Подбор закличек для заучивания родителями.
Оборудование: кукла Старик-годовик; птицы, выполненные детьми в технике оригами; аудиозапись закличек в исполнении творческого объединения «Домострой» г.Иваново; жаворонки из теста, выполненные детьми; схемы слов – названия прелетных птиц; фотографии птиц (гусь, грач, кулик, ласточка, журавль, жаворонок, скворец); аудиозапись «Голоса птиц»; деревянное яичко, маски с изображением птиц и птенцов, поднос с фасолью, аудиозапись «Звуки леса», карточки с напечатанными звукоподражаниями голосам птиц, колокольчик, фольклорный уголок (автор Изотова Ю.С.), лоскутки ткани, нитки, демонстрационная доска, медали для награждения всех участников.
Информационные источники:
Аудиозапись «Голоса птиц» (www.zooclub.ru);
Аудиозапись «Звуки леса»( HYPERLINK "http://www.yugzone.ru" www.yugzone.ru);
Даль В.И. Старик-годовик. Сказки и пословицы. – Москва, Эксмо, 2011г.
Участники мероприятия:
Учитель-дефектолог, воспитатель группы продленного дня, дети и родители.
Ход занятия:
Вступительная часть. Вводная беседа.
(Родители вместе с детьми рассаживаются на стульчики).
Дефектолог: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Дефектолог: Сядем мы с вами рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Мы сейчас вам загадаем трудную загадку, и надеемся мы сразу получить отгадку (рассказывает сказку В.И.Даля «Старик-годовик» с элементами театрализации):
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
- Какие это четыре крыла у каждой птицы?
- Какие семь перьев в каждом крыле?
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная? (Отвечают дети, при затруднении – помогают родители).
Воспитатель: Правильно, птицы – это месяцы. В каждом месяце по 4 недели, в каждой неделе по семь суток, в каждых сутках – день и ночь.
Воспитатель: Сейчас уже апрель-месяц. В народе говорят апрель - снегогон. Почему так говорят? Что делает апрель?
Дети: Апрель гонит снег.
Воспитатель: Как апрель гонит снег? Что происходит?
Дети: Солнце начинает пригревать, становится теплее, снег начинает таять.
Воспитатель: Правильно, снег тает, бегут ручьи. В народе еще говорят: апрельские ручьи землю будят. В старину люди считали, что нельзя просто сидеть и ждать когда придет весна, ее надо позвать, выкликнуть. Что для этого сочиняли люди?
Дети: Заклички.