Урок по истории Казахстана Казахские обряды и обычаи в 8 классе


Урок истории Казахстана в 8 классе.
Тема: Обычаи и обряды казахского народа.
Цели: Обучающая: школьники закрепили ранее изученные темы через игру «Снежки», в результате групповой работы по составлению ментальной карты и использованию дополнительной литературы расширили представление об обычаях казахов в разных областях жизни (рождение и взросление ребенка, свадьба, гостеприимство и взаимопомощь, похороны);
Развивающая: созданы условия для развития критического мышления, навыков групповой работы и активного слушания, логического мышления; информационной компетентности: конструирования информации, представления ее в другом виде, оценивания полученной информации по критериям, определенным совместно;
Воспитывающая: развитие умения учиться друг и друга, уважать и ценить идеи других учеников.
Оборудование: учебник, книги «Традиции и обряды казахского народа», «Эхо», «Рождение малыша», «Казахские обряды», листы бумаги, фломастеры, стикеры, слайд-презентация, бумага на «снежки», вопросник по Блуму, задания в группах, скотч, облака.
Ход:
Этап, время Деятельность учителя Деятельность учащихся, предполагаемые ответы
1. Побуждение – 5 мин
«Снежки» 1. Вступительные вопросы:
1. Какой раздел мы изучаем?
2.Какие темы уже изучили?
3. Составьте вопросы в соответствии с ромашкой Блума по изученным темам в группе (1 мин).
Организация игры «Снежки». Ответы на вопросы: 1. «Культура»
2. Материальная культура казахов, праздники и игры, спорт.
Составление вопросов в группе индивидуально с разделением на типы вопросов по Блуму.
Перекидывание вопросов групп друг другу, прочтение в группе и ответы на некоторые из них по очереди – каждого типа по одному.
2. Реализация – 20 мин
«Ментальная карта». «Тур по галерее» 1. Объявление новой темы.
2. Постановка цели урока совместно с учащимися.
3. Объяснение хода работы (составление ментальной карты, определение критериев к ее оцениванию, оценивание по критериям работы групп на стикерах).
4. Составление ментальной карты в группах по учебнику (параграф 26 и дополнительный материал)
5. Тур по галерее – оценивание работы товарищей.
6. Да-нет –ка с самооценкой по критериям.
1. Определение по теме цели урока.
2.Определение критериев к оцениванию ментальной карты:
Примерно: информация по теме представлена полная, нет фактических ошибок, предложен дополнительный материал, материал расположен в соответствии с требованиями к ментальной карте, эстетично оформлен, сделан вывод, наблюдается вклад всей группы в работу (присутствует оценивание этого вклада (звезда -продуктивно работал, квадрат – внес вклад в работу группы, но не в полной мере, – треугольник - слабо работал, не оказывал достаточной поддержки, круг – не помогал).
3. Работа в группе по учебнику и дополнительному материалу.
4. Оценивание работ друг друга по критериям.
5. Ответы на вопросы:
1. Обычай конык-аса обязывает каждого казаха предоставлять бесплатное угощение и ночлег любому гостю.
2. Обычай бата предполагал, что самый молодой дает благословение при начале какого-либо дела.
3. Асар помогал роженицам при тяжелых родах.
4. Младший по обычаям казахов никогда не переходил дорогу старшему.
5. Овдовевшую женщину по обычаю должен был взять в жены брат умершего, это называлось аменгерство.
3. Рефлексия – 5 мин «Облако» «Белое» - мне запомнился на уроке обычай…
«Зеленое» - сегодня был бы важен обычай …
«Розовое» -мне показался странным обычай…