Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Записные книжки писателей»в рамках проведения занятия объединения дополнительного образования «Обучение написанию сочинения разных жанров». Класс: 9


Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Записные книжки писателей» в рамках проведения занятия объединения дополнительного образования «Обучение написанию сочинения разных жанров».
Класс: 9
Автор: Никитина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №7 с.СтаромарьевкаЦели и задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре, познакомить с одним из интересных и поучительных методов накопления материала - методом ведения записных книжек
Совершенствовать навыки собирания материала для сочинений на основе изучения записных книжек писателей
Закрепить умение собирать материал для различных высказываний
Показать роль записных книжек в жизни человека в наши дни.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к ценностям родного языка, стремление передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность.
Воспитывать современного образованного человека, владеющего культурой письменного и устного общения и обладающего яркой индивидуальностью.
Способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям
Развивающие:
Развивать коммуникативные способности учащихся;
Развивать творческие навыки, устную и письменную речь учащихся;
Способствовать формированию информационной культуры школьников;
Способствовать развитию интереса к эпистолярному жанру;
Время проведения: 2 академических часа (90 минут)
Методы работы: эвристический; поисковый (поиск «строительного материала» писателя); исследовательский (анализ отрывков из записных книжек писателей с целью выявления образно – выразительных средств языка)
Формы организации учебной деятельности учащихся:
индивидуальная (чтение и анализ текстов записных книжек, текстов худо-жественных произведений); парная (инсценирование),групповая, фрон-тальная (прослушивание текстов, просмотр презентации, работа с книгами).
Тип урока: творческая мастерская
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тексты рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Белолобый», тексты романов И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»; отдельные издания записных книжек писателей или тома из собраний сочинение, в которых помещены записные книжки, раздаточный материал
Эпиграф: 
В капле воды, взятой из лужи, кишит целый мир живых существ; сутки- капля, выхваченная из будничной жизни, тоже содержит в себе целый мир в картинах, полных красоты и поэзии. Открой только глаза и гляди!
Г.Х. Андерсен
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
Целеполагание.
Учитель: На этом занятии мы познакомимся с очень поучительным и чрезвычайно интересным материалом, для многих из вас совершенно новым, неизвестным – записными книжками писателей и журналистов. Ознакомившись с ними, мы убедимся в полезности ведения записных книжек, дневников, в значении предварительных «заготовок» материала для ваших будущих творческих работ.
- К какому литературному жанру относятся записные книжки? (К эпистолярному жанру).
- Как появился эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр (греч. эпистола = послание) развился из бытовой переписки ).
Какой самый распространенный эпистолярный жанр вы знаете? (письма)
3.Вступительное слово учителя (учащимся предлагается законспектировать основные моменты лекции)
 К эпистолярным жанрам относятся произведения, построенные в форме послания, или переписки действующих лиц, дневники, записные книжки, мемуары, что, как и письма характеризуют личность автора и не всегда предназначенные для печатания. В художественной литературе выделяют эпистолярные тексты произведения жанра, построенные в форме послания или переписки действующих лиц, дневники, мемуары, автобиографии, записки автора, послания, календари.
Записные книжки – жанр, почти безвозвратно ушедший в прошлое. Бумага все терпит. Бумага остается, хоть она и горит, и расползается от влаги – ан 1000-летние папирусы до сих пор живы, хоть и хрупки. Тем паче записные книжки – маленькие, компактные, удобные. Вынул из кармана, черканул, что заметил, спрятал назад.
Так делали многие – и среди них попадались очень талантливые люди. То, что они черкали по ходу жизни, готовясь ли к большой работе, отправляясь в путешествие, идя по улице, до сих пор безумно интересно. Читать это нужно хотя бы для того, чтобы следить за движением ума автора (что временами совершенно восхитительно); чтобы поразиться наблюдательности, точности взгляда, блеску фантазии; чтобы вздрогнуть от свидетельства времени.
Сегодня мы утрачиваем эти качества. Поэтому наш разговор о записных книжках актуален как никогда.
Нет ни одного писателя, не говоря уже о журналисте, в архиве которого не хранились бы многочисленные записные книжки, постоянные спутники жизни, верные помощники в нелегком писательском труде.
Талантливый советский журналист В. Песков в книге "Шаги по росе" пишет о своих блокнотах с большой теплотой, как о лучших друзьях: "Семнадцать блокнотов, год журналистских поездок. Прежде чем спрятать в шкаф, перебираю постаревшие книжки... На эстакаде у Ангары блокнот выскользнул из кармана и улетел в снег. Смешной парень - крановщик - доставил блокнот на эстакаду в ковше. Листки подмокли, покоробились. Между страниц - высохшая ромашка. Блокнот пахнет лесом... Масляные пятна - командировка к нефтяникам. Байкальские, вьетнамские записи...
Не все написано, что загадано. Кто-то ждет, перед кем-то в долгу...
Кончился год, новые дела на пороге. Исписанным блокнотам лежать на полке. Листая их на прощание, ... вспоминаешь: записано в поезде, в тряской телеге, в самолете, в кузове самосвала. Из этих записей пока не родилось ни очерков, ни статей. Они мимолетны, отрывочны, но любопытны, как любопытна сама дорога" (Шаги по росе. М., 1964, с. 125).Писатели относились к своим записным книжкам так же требовательно, как и к художественному творчеству. Их записные книжки - живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной, ежечасной работы. Записные книжки выдающихся мастеров - это хорошая школа для молодых авторов, школа писательской зоркости и внимания к явлениям жизни. "Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают", - писал К. Паустовский в "Золотой розе" (Собр. соч. в 6-ти т., т. 2, с. 519). Вот это увиденное и услышанное, "подсмотренное" в жизни и заносит писатель в свои блокноты с тем, чтобы впоследствии отрывочные, беглые записи, мгновенные, торопливые зарисовки и детали ввести в ткань художественного произведения.
Высказывания многих известных писателей свидетельствуют о том, какое большое значение придавали они записным книжкам, "заготовкам" к будущим произведениям. Так, в воспоминаниях о своем друге и соавторе Илье Ильфе Евгений Петров писал: "Обязательно записывайте, - часто говорил он (Ильф) мне. - Все проходит, все забывается. Я понимаю - записывать не хочется, хочется глазеть, а не записывать. Но тогда нужно заставить себя" (цит. по кн.: Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове. М., 1963, с. 22-25).В. Маяковский, который, по свидетельству хорошо знавшей его писательницы Н. Кальма, "всюду - на пляже, в столовой, на прогулке - вытаскивал черную клеенчатую книжку и, шевеля губами, гудя себе под нос, записывал пришедшую на ум строку", в широко известной статье "Как делать стихи" сообщал о том, что он тратит на заготовки "от десяти до восемнадцати часов в сутки".Говоря о значении записных книжек, писатели подчеркивают также и то, что работать с книжкой необходимо систематически, ежедневно. М. Зощенко в статье "Как я работаю" писал о том, что вносит записи в книжку ежедневно, обычно вечером.
Что же фиксируют писатели в своих книжках? Обратимся снова к свидетельству самих мастеров слова.
Известный писатель П. Павленко в беседе со студентами литературного института говорил: "Записываю не только характерные слова и фразы, но и свое отношение к тому или иному явлению, пейзажу, поразившее меня лицо прошедшего мимо человека, а иногда - это чаще всего в поезде - делаю наброски того, что проходит за окном" (Собр. соч. в 6-ти т. М., 1955, т. 6, с. 286).
Дагестанский писатель Эффенди Капиев заносил в свои книжки и поразившую его картину природы, и деталь обстановки, и многозначительный жизненный факт, и неожиданно услышанное меткое слово, афоризм, и всплывшую в памяти песню или цитату, и образы героев будущих произведений, и целые страницы готового текста, уже плотно сложившиеся в воображении.
По свидетельству Е. Петрова, И. Ильф требовал от писателя умения собирать и готовить впрок наблюдения, неожиданные словесные обороты, термины. Мельком услышанные рассказы какого-нибудь случайного попутчика, кусочек ландшафта, промелькнувший в окне вагона, цвет неба или моря, форма дерева или описание животного - вот чему были посвящены его записи.
Следует, однако, отметить, что создание литературного произведения- это творческий процесс, характер которого во многом определяется личностью писателя, его индивидуальными особенностями. Естественно, что и к записным книжкам писатели относятся по-разному. Интересны в этом отношении высказывания К. Паустовского (выступление перед молодыми писателями в 1951 году): "Я не веду записных книжек. Если бы я и вел их, то для иной цели, отнюдь не в помощь своему писательскому делу. Записная книжка сама по себе, как жанр, - это одно из интереснейших явлений литературы. Достаточно прочесть записные книжки Чехова или его совершенно замечательные письма, чтобы убедиться, что это глубокий и острый жанр в литературе" (Смена, 1975, № 6).
А в книге "Золотая роза" мы находим такой совет замечательного мастера начинающим авторам: "Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы..." (Собр. соч. в 6-ти т., т. 2, с. 553).
Записные книжки - это не только литературный архив, не только "кладовая заготовок". Записные книжки - это и творческая лаборатория писателя. Послушайте, что говорил А. Фадеев, беседуя со студентами литературного института, о записных книжках Л. Н. Толстого: "По записным книжкам Толстого видно, какую гигантскую предварительную работу проделывал он, приступая к работе над новой книгой...
Вот, например, записные книжки 1879 года. Идут бесконечные упражнения в языке. То Лев Николаевич берет какое-нибудь слово и начинает упражняться в возможности его использования: "обесхлебил, обезлошадил, обезлесил, обессилил, обездомил ты меня". Он записывает фразу и ставит вопрос: можно ли так сказать?"
Изучая эти записные книжки, вы видите, какое гигантское количество слов он поднял, независимо от работы над каким-либо произведением, просто ради учебы - "для себя".
Записные книжки, как правило, не публикуются при жизни писателя. "Было бы странно опубликовать что-либо из записной книжки, потому что питать читателя сырьем нельзя, это и есть признак неуважения к читателю и доказательство собственного высокомерия", - писал в одной из своих записных книжек советский писатель А. Платонов. Но приходит время, и записные книжки издаются, становятся достоянием читателя, ибо ему чрезвычайно интересно и дорого все многообразное литературное наследие, оставленное большим мастером.
Записные книжки писателей - это, как сказал Паустовский, одно из интереснейших явлений литературы, произведения, имеющие самостоятельное художественное значение. Таковы записные книжки А. П. Чехова, И. Ильфа, книга Ю. Олеши "Ни дня без строчки", созданная им на основе записных книжек, книга Г. Николаевой "Наш сад", дневниковые записи М. Пришвина, записные книжки Э. Капиева, первая часть записных книжек Довлатова «Соло на ундервуде» и многих других мастеров литературы.
(На слайдах демонстрируются книги писателей)
Работа с эпиграфом. Обратимся к эпиграфу нашего занятия (чтение вслух учащимся) Как вы понимаете слова великого датского сказочника?
Ответ: успех в нашей творческой работе будет во многом зависеть и от того, насколько богаты мы будем заготовленным материалом: "подслушанными" выражениями и словечками, зафиксированными сценками, коротенькими зарисовками, портретами - да мало ли интересного в жизни вокруг нас!
Учитель: прислушаемся к словам Х.К. Андерсена. И пусть у нас не будет, как у В. Пескова, семнадцати от корки до корки исписанных за год блокнотов, пусть будет у каждого одна только маленькая записная книжка - пользу она принесет немалую.
4.Чтение и обсуждение учащимися законспектированного материала (В ходе беседы учащиеся правят свои конспекты).
5. Практическая работа. Применение полученных знаний.
Работа в группах. Отчеты учащихся, работающих в группах. Анализ отрывков из записных книжек писателей проводится на рабочих листах (Приложение 1)
1-ая группа работают с текстами П.А.Павленко2-ая группа – с книжками Э КапиеваАнализируя тексты записных книжек П. Павленко и Э. Капиева, учащиеся, во-первых, получают представление о том, что именно фиксируется писателями, и, во-вторых, знакомятся с характером записей (лаконизм, фрагментарность, разностильность написанного). Знакомство с образцами поможет ученикам в ведении своих собственных записных книжек.
Примерные ответы учащихся 1–ой группы: например, рассмотрев записные книжки Павленко, учащиеся скажут, что одни записи ("Колеи, залитые водой, далеко светились при полной луне", "Между стволами стоят золотистые столбы чистого и холодного вечернего света", "Горы, насупясь, молча глядели вниз, на нашу долину" и т. д.) - представляют собой наброски картин природы; другие ("Сняли на повышение", "Весь как будто сыт, бабушка, а глаза голодные", и др.) – меткие, остроумные выражения; что итоги раздумий автора нашли свое воплощение в таких, к примеру, строчках: "Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные дела" или "Кто не дает больше, чем получил, тот-нуль".
Таким образом классифицируются и остальные записи из книжек Павленко.
Примерные ответы учащихся 2–ой группы: обращается внимание на обилие метких сравнений и других образно-выразительных средств языка.
Например, анализируя тексты Э.Капиева, учащиеся укажут такие строки: "Собака лает басом, солидно и гулко, как колокол", "Трактор тащит подбитый самолет, как муравей стрекозу", "Белый дым паровоза повисает на телеграфных проводах, как белье" и пр.; отметят афористичность записей: "Тень и в воде не тонет и в огне не горит", "Пуля убивает одного, слово-сотню", "Все возможно на земле – надо лишь сильно захотеть", и др.
Учитель: Какой вывод можно сделать, проанализировав отрывки из записных книжек?
Ответ: Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что пристальное внимание к окружающему и горячая заинтересованность во всех событиях действительности помогают писателям собрать богатый материал.
Работа в группах (технология разноуровневого обучения) Сопоставительный анализ текстов записных книжек (И. Ильфа и А. П. Чехова) и текстов художественных произведений. (Приложение 2)
Этот анализ показывает учащимся, как и в какой форме используются писателями беглые, короткие записи в работе над произведениями.
Выполнение этих упражнений потребует много времени, поэтому задания следует распределить среди учащихся. При этом учитель учитывает возможности каждого из школьников и подбирает посильные упражнения.
1-ая группа: это задание представляет наименьшую трудность для учащихся. Достаточно бегло просмотреть тексты романов, чтобы определить вошедшие в них фамилии, например: Синдиевич-Скумбриевич, Улучшанский-Ухудшанский, Паниковский, Гигиенишвили, Лоханкин, Грицацуева.
2-ая группа: ответ на вопрос, что из записей в книжках И. Ильфа использовано в романах "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", наиболее целесообразно предложить ученикам, хорошо знакомым с текстами. Учащиеся должен указать, что в той или иной форме в романах нашли свое место тексты 4, 5, 6, 14, 16, 17, 19.
Так, например, учащиеся отметят, что в уездном городе N, где было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, на улице имени товарища Губернского, рядом с похоронной конторой Безенчука размещалась парикмахерская с вывеской "Цирульный мастер Пьер и Константин", обещавшая своим потребителям "холю ногтей" и "ондулянсион на дому". А за "Пьером и Константином" на большом пустыре палевый теленок лизал прислоненную к одиноко торчащим воротам поржавевшую вывеску погребальной конторы "Милости просим". "Квартира, густо унавоженная бытом" - это знаменитая "Воронья слободка", где обитали Васисуалий Лоханкин и бывший горский князь, а ныне трудящийся Востока гражданин Гигиенишвили, и где жильцы выпороли Лоханкина на кухне.
3-ая группа: готовят сообщение об использовании А. П. Чеховым набросков из записных книжек.
6. Постановка задачи. В заключение занятия руководитель предлагает учащимся приобрести записные книжки и к следующему занятию выполнить (по выбору) задания:
1. Прислушайтесь к речи окружающих, запишите в свои записные книжки меткие слова, выражения, обороты речи, раскрывающие характер человека.
2. Запишите чей-нибудь устный рассказ с соблюдением особенностей речи рассказчика.
3.Соберите и зафиксируйте в записных книжках материал на тему "Наша школа готовится к..." (соревнованиям, празднику и т.д.)
Эти записи послужат началом работы над репортажем.
7.Рефлексия. Проводится в форме заполнения аналитических карт «Инсерт»
Аналитическая карта «Инсерт»
Фамилия, имя ученика _____________________________________________
+ Это мне было известно ранее
- Это я узнал на уроке
? Вопрос, заинтересовавший меня на уроке
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий лист 1-ой группы
В одной из записных книжек П.А.Павленко есть такие строки: "Прежде чем вплотную сесть за большую работу, я накапливаю строительный материал – факты, поступки, меткие слова, наброски картин природы, детали для портретов, мысли. Пока мои действующие лица не начнут действовать в заданной им обстановке, я оборачиваюсь своим заготовленным материалом".
Задание: проанализируйте данные ниже записи Павленко и подготовьте сообщение о том, что фиксировал писатель в своих записных книжках, распределив «строительный материал» по названным им разделам.
Из фронтовых записей:
"Дома, рябые от пулеметных выбоин". "Колеи, залитые водой, далеко светились при полной луне". "Где командир? Сняли на повышение", "Сам я не боюсь, а шкура дрожит". "Хата такая, что кошку за хвост негде дернуть". "Жить нельзя, а находиться можно", - сказал боец на вопрос, хорошо ли в окопах". "Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные дела".
Из записей к роману «Труженики мира»:
"Между стволами стоят золотистые столбы чистого и холодного вечернего света". "Смех молодит только тех, кто смеется от души". "Писатель – это огромное сердце. Спокойные люди редко становятся писателями. Тот , кто не может влюбиться в один из тысяч рассветов, запомнить одно из тысяч деревьев, унести в сердце одну из тысяч улыбок, - тому трудно писать".
Из записей разных лет:
"Кто не дает больше, чем получил, тот-нуль". "Весь как будто сыт, бабушка, а глаза голодные". "Тени, как черные птицы, прыгали по усыпанным ярко-желтым песком дорожкам сада". "Всю ночь ветер стучался в дом, обходя его со всех сторон". "Два передних зуба торчали у него изо рта, как восклицательные знаки". "Большая душа, как большой костер, издалека видна". "Хороший человек – это тот, вблизи которого мне легче дышится". "Рябина, загорелая и яркая, как цыганка".
Рабочий лист 2-ой группы
Задание: проанализируйте данные ниже выдержки из записных книжек Э.Капиева. Определите, в каких из них автор фиксирует: 1) свои наблюдения и размышления, в том числе мысли, сформулированные им как афоризмы 2) образно-выразительные средства речи.
" Запоминай, Капиев! Броди, смотри и запоминай, ибо все, что говорится сегодня, - неповторимо: никогда, никогда больше не будет на земле ничего подобного".
"Собака лает басом, солидно и гулко, как колокол".
"Трактор тащит подбитый самолет, как муравей стрекозу".
"Это неправда, что бумага терпит все.. Малейшая фальшь кричит и вопиет: «Я здесь! Я вру!» Странное дело – одна и та же фраза, допустим: «Я не хочу пить!», будет выглядеть иначе, если она написана действительно жаждущим, и будет звучать ложно, если писал сытый ".
"Тень и в воде не тонет и в огне не горит".
"Пуля убивает одного, слово-сотню".
"Все возможно на земле – надо лишь сильно захотеть".
"За гулом самолетов поворачивается сердце, как подсолнух, – чутко-чутко".
"Провода. Там, где лес, они ржавые от постоянной сырости".
"Жизнь подобна соленой воде: чем больше ее пьешь, тем больше хочется пить и разгорается жажда".
"Белый дым паровоза повисает на телеграфных проводах, как белье".
"Бумажный змей, погибший в проводах, как муха в паутине".
"Шел по дороге бык, сам себя подгонял хвостом".
"Правда всегда горька, но плоды ее сладки".
"Литература начинается там, где кончается трезвость разума и начинаются чувства, переживания, размышления, боль… ".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1-ая группа:
В записных книжках И.А.Ильфа зафиксированы придуманные им и Евгением Петровым фамилии персонажей. Определить, какие из данных ниже фамилий вошли в роман «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Каучуконосов,
Синдиевич-Скумбриевич,
Улучшанский-Ухудшанский,
Июньский – Июльский,
Ледовитов,
Паниковский,
Палахин,
Пополамов,
Гигиенишвили,
Нерасторгуев,
Лоханкин,
Парижанский – Пружанский,
Младокошкин,
Грицацуева,
Командировочных

2-ая группа:
Проследите, какие из приведенных ниже записей книжки И.Ильфа в той или иной форме использованы в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»
1) "Из – за головотяпства не выпустили календарей, и люди забыли, какие числа. Продолжалось это месяц".
2) "Из статьи в газете: "По линии огурцов дело обстоит благополучно".
3) "Всю ночь под окном мяукал котенок. Очевидно, сдавая экзамен на взрослую кошку".
4) "Погребальная контора "Милости просим".
5) "Цирульный мастер Пьер и Константин".
6) "В квартире, густо унавоженной бытом, сами по себе выросли фикусы".
7) "Предел застенчивости. Служитель, открывающий крышку рояля перед концертом, всю жизнь волнуется".
8) "Слезы, пролитые на спектаклях, надо собирать в графины".
9) "Костюм из шерсти дружественных ему баранов".
10) "На стол был подан страшный, нашпигованный сплетнями гусь".
11) "Сам себе писал множество писем, чтобы досадить почтальону".
12) "Стригут и бреют газон".
13) "Он вел горестную жизнь плута".
14)"Одну пару рогов я заготовил, но где взять копыта?"
15) Сидя на кукаречках.
16) Контора рогов и копыт.
3-ая группа:
Используя приведенные выдержки из записных книжек А.П.Чехова и тексты рассказов, подготовьте устные сообщения о том, что именно из предварительных набросков вошло в рассказы писателя, как он использовал свои «заготовки».
 
Региональный этап Всероссийского  конкурса 
«Лучший урок письма - 2017»
 
 
Номинация «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
 
«Записные книжки писателей»
 
 
 
 
 
Автор работы: Никитина Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ СОШ №7 с.СтаромарьевкаГрачевского муниципального района
Адрес:356261 Грачевский район, с. Старомарьевкаул. Свердлова, 65
2017