Применение интерактивных методов в обучении английскому языку

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
Н.С. Лизунова, преподаватель английского языка
Повышение эффективности обучению английскому языку происходит благодаря умелому сочетанию различных методов и приёмов обучения. Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Умелая организация взаимодействия студентов на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Термин «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка ( «interactive»: «inter» означает «между», «меж», «active»- от «act»- действовать, действие.) Интерактивное обучение-это обучение через опыт. Процесс интерактивного общения включает в себя:

·Переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенной ситуации);

·Осмысление полученного опыта;

·Обобщение;

·Применение на практике.
Есть еще одно определение интерактивного обучения - «обучение, погруженное в процесс общения», т.е. основанное на взаимодействии студента с другими учащимися и с педагогом.
К методам интерактивного обучения относятся такие, которые способствуют вовлечению студента в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры («судебное заседание и пр.»), деловые игры, обучающие упражнения. Благодаря активному использованию в учебном процессе некоторых приёмов из технологии критического мышления, удаётся вовлекать студентов в интерактивную деятельность на уроках английского языка.
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта, "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, группа делится на небольшие подгруппы (3-4 человека) и каждая выбирает один предмет. Им предлагается сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине (даётся установка на использование “Past Simple”). Студенты делятся своими соображениями о том, как предмет попал к хозяину, почему он хранил его, как использовал и т.д. Можно предложить ответить на вопросы от имени этого предмета, не называя его, а остальным студентам отгадать.
Метод "Brain Storming"(Мозговой штурм) - путём мозговой атаки студенты называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль преподавателя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Метод кластер (гроздь) - служит для стимулирования мыслительной деятельности. Технология составления: ключевое слово; запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Кластеры могут стать ведущим приёмом на стадии вызова -систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии - исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах).
Синквейны - это пятистишия, которые позволяют систематизировать полученную на уроке информацию, дают возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке.
Каждому студенту даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Метод "Знаем /хотим узнать / узнали". Этот приём можно применять при чтении текста. Студентам предлагается начертить и заполнить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали". Такая же таблица находится и на доске. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Метод "5-W"(таблица " Кто? Что? Когда? Где? Почему?). Студентам предлагается выразить суть прочитанного текста, ответив на вопросы Who? What? When? Where? Why?
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется метод "Даймонд"(в переводе с английского - бриллиант, алмаз). Важный момент в задании - встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь студенты высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Таким образом, применение интерактивных методов на занятиях способствует формированию у студентов способностей выражать и отстаивать свое мнение и идеи, вступать в спор, получать необходимую информацию и т.п. на английском языке.


15