Справка по итогам круглого стола на тему «Преемственность в обучении между начальной и основной школой

Справка
по итогам круглого стола на тему
«Преемственность в обучении между начальной и основной школой »

Цель проверки:
1. Выявление степени адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.
2. Сравнительный анализ обученности.
3. Контроль за состоянием преподавания предметов.
4. Выявление групп риска учащихся.
Формы проверки: посещение уроков, беседа с учителями, проведение административных контрольных работ, анкетирование учащихся.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
отличием систем и форм обучения;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за уч-ся, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу работа в адаптационный период.
Проверка проводилась заместителями директора по УВР Кашинской В.И., зам.директора по ВР, психолога с целью анализа выполнения требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, а именно к соблюдению принципа преемственности обучения.
В результате проверки было установлено следующее:
Учебно-методический комплекс
Преемственность в программе обучения в 5-х классах сохраняется. В 4- классе обучались по ОС «Школа России», в 5-м классе обучение осуществляется по ФГОС, в основе которых лежит система деятельностного подхода. Учителя-предметники используют в работе УМК (математика – учебник: - Г.В.Дорофеева , русский язык – учебник: М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, литература: В.Я. Коровина, английский язык: Кузовлев В.П., Н.П. Лапа,, история (всеобщая история), учебник: А.А. Вигасин,Годер Г.И. « История Древнего мира, 5 класс»,обществознание, учебник: Л.Н.Боголюбов, биология, учебник: В.В.Пасечник, география, учебник: : А.И. Алексеев, Ю.Н. Гладкий, музыка, учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изобразительному искусству, учебник: Горяева Н.А. , О.В.Островская, технологии, учебник: Н.В.Синицина, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, физической культуре, учебник: В.И. Лях, А.А.Зданевич, ОБЖ, учебник: А.Т.Смирнов.
Посещенные уроки являются продолжением курсов начальной школы. Уроки учителями строятся с учетом уровня УУД обучающихся. Используя различные формы и методы, учителя активизировали познавательный процесс обучающихся на уроке, повышали интерес к своим предметам.
Деятельность, которую организовывали учителя-предметники, – это трехуровневая модель деятельности:
деятельность, направленная на развитие знаний (усвоение и воспроизведение знаний)
деятельность, направленная на развитие умений (алгоритмическая и аналитическая деятельность по решению типовых задач)
деятельность, направленная на развитие творческих способностей (творческие работы).
Посещение уроков русского языка в 5-м классе показало, что учитель Куверина Г.И., знает психолого-физиологические особенности обучающихся данного возраста, владеет методикой построения урока, этапы урока чётко прослеживаются, учитель включают задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы и методы обучения. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеют детским коллективом. Следует отметить доброжелательность учителей по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок. Уроки русского языка и литературы направлены на развитие навыков смыслового и выразительного чтения, анализа художественного текста. Учитель использует положительную мотивацию и настрой на положительный результат. На уроке высокая плотность изучаемого материала, работа с различными источниками информации. Деятельностный подход направлен на развитие мыслительных коллективных навыков, умение использовать смысловое значение понятий, поиск допущенных ошибок. Коммуникация на уроке происходит за счет выстраивание диалога в парах, с учителем. Особый акцент на уроках литературы уделяется отработке навыков публичного выступления. Педагог учит детей, высказывать отношение к ответам учащихся, навыкам самооценки. Учитель приучает детей к самостоятельности суждений, грамотной формулировке вопросов, выявлению затруднений при подготовке домашних заданий, написанию рефлексивных текстов. Учителю рекомендовано использовать здоровьесберегающий компонент урока.
Учитель английского языка Бакланова Т.А.на уроках проводит работу, направленную на развитие устной речи обучающихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки обучающихся использует дифференцированные домашние задания. Педагог знает возрастные особенности обучающихся 5 класса, целенаправленно ведет работу по их успешной адаптации к условиям обучения в основной школе, однако разнообразие форм и методов работы на уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока, рациональные приёмы повторения изученного материала делает эту работу более эффективной. Учитель уделяется большое внимание развитию навыков коммуникативной культуры. На протяжении всего урока звучала диалогичная речь учащихся. Повышение мотивации происходит за счет вопросов на понимание содержания изучаемого материала. Учитель работает над развитием лингвистической зоркости, погружением учащихся в языковую среду. Уровень познавательной активности класса – высокий. Учитель развивает регулятивные УУД через оценку своей деятельности. Учитель использует ИКТ, аудиозаписи, что способствует развитию зрительного и слухового каналов восприятия. Учащиеся были вовлечены в различные формы работы: групповую, парную, фронтальную. Разные смены деятельности обусловили здоровьесбережение школьников.
Учитель истории и обществознания Резникова Л.И. на уроках проводит работу над словом, приводит интересные исторические факты, учащиеся учатся выделять главное, анализировать. Процесс адаптации она проводит через выработку навыков самоконтроля, разнообразие форм и методов опроса на уроке. На ее уроках ребята активны, любознательны, учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Учитель биологии и географии Юлова А.Ш. применяет особый подход к повышению учебной мотивации обучающихся через использование межпредметных связей, жизненного опыта школьников, развитие элементарных исследовательских умений и навыков. Учитель развивает умение обучающихся отвечать на вопросы по материалу учебника, делать выводы на основе практического опыта.
Учитель математики Тараканова Н.А. большое внимание уделяется повторению теоретического материала, развитию математической речи обучающихся, логического мышления. На уроке математики были предусмотрены разные формы деятельности: фронтальный опрос, групповые, взаимопроверка. Урок построен в рамках СДП. Учитель владеет терминологией предмета, быстро создает рабочую обстановку. Ведется систематическая работа по формированию УУД: ученики самостоятельно определяют цель урока, выводят и проговаривают математическую формулу, применяют её на практике решения задач. Использованные ИКТ удачно оптимизируют учебный процесс, позволяют достичь продуктивности урока.
Посещение уроков показало, что учителя применяют различные формы и методы работы, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся для восприятия изучаемого материала. Следует отметить доброжелательность учителей, создание комфортной обстановки на уроке, владение детским коллективом, взаимопонимание с обучающимися.
Учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы стараются соблюдать единый режим требований. Это требования к умению выделять главное, организовывать работу с учебником, умению рассуждать, аргументировать ответы, требования к знаниям теоретического материала. Учителя обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, осуществляют помощь слабоуспевающим обучающимся.
Вместе с тем, можно отметить следующие недостатки:
Не всеми учителями уделяется достаточное внимание деятельностному подходу в обучении.
Самостоятельная работа как ведущий метод самоорганизации учащихся используется слабо, недостаточно стимулируется потребность учащихся в творческой переработке усвоенного материала.
Качество обучения
Сравнение качества знаний в 4-м кл. и 5 кл. по итогам I четверти


4 класс
5 класс
Разница

КЗ/УО
50%/100%
42%/100%
-8%

Итого:
50%/100%
42%/100%
-8%


По сравнению с прошлым годом качество знаний в 5 классах понизилось на8%

Анализ административной контрольной работы по русскому языку (сочинение) показал следующее:
Грамотность
Класс
Учитель
Выполнили работу
Результаты
% кач
%
усп




«5»
«4»
«3»
«2»



5
Куверина Г.И.
18
0
10
8
0
56
100

Итого











Анализ типичных ошибок:
Неумение выделять новую мысль(абзац).
Речевые недочеты(повторение одних и тех же слов).
Ошибки в правописании гласных в корнях, проверяемых ударением.


Результаты
сравнительного анализа обученности русскому языку

Класс
Результаты
2013-2014
учебного года
Результаты
1 четверти
2014-2015 учебного года
Разница
Результаты контрольного среза

5
60%/100%
62%/100%
+2%
56%

ИТОГ






Анализ административной контрольной работы по математике показал следующее:


Анализ результатов
входной контрольной работы по математике

Класс

Всего

Всего человек
21
21

Присутствовали
17
17

«5»
4
4

«4»
9
9

«3»
3
3

«2»
1
1

Успеваемость:
94%
94%

Качество:
76%
76%

Ошибки:



- решение задач не до конца



- ошибки в делении



- решение примеров без применения свойств действий при вычислениях





Результаты
сравнительного анализа обученности по математике


класс
2013-2014 учебный год
за год
2014-2015 учебный год
1 четверть


Качество

успеваемость
Качество
Успеваемость


60%
100%
71%
100%







итого
60%
100%
71%
100%


Результаты
сравнительного анализа обученности по классу


класс
2013-2014 учебный год
за год
класс
2014-2015 учебный год
1 четверть


Качество

успеваемость

Качество
Успеваемость


50%
100%

42%
100%

итого
50%
100%

42%
100%

К группе риска можно отнести Сысак Дениса ( прибыл в этом году, второгодник).
В 5 классе было проведено анкетирование, по выявлению длительности выполнения домашних задании, а также затруднений при его выполнении.
По первому вопросу о средней продолжительности временных затрат на приготовление домашнего задания получился следующий график:
Вопрос 1. Какое количество времени вам необходимо в среднем для выполнения домашнего задания?


Данные графика свидетельствуют, что длительность выполнения домашних задании, соответствует норме (в астрономических часах): в 4-5 классах – приблизительно 2 ч, что соответствует нормам СанПина.
2 вопрос. Обращаетесь ли вы за помощью близких, родственников, одноклассников?


3. Вызывает ли у Вас выполнение домашнего задания затруднения?



Воспитательная работа
Особую роль в осуществлении преемственности в обучении играет классный руководитель, который создают положительный микроклимат в коллективе.
Зам. директора по ВР Дедовой И.Н. было проведено анкетирование обучающихся.

Классным руководителем на протяжении всего периода адаптации наблюдался эмоциональный настрой обучающихся, успешность усвоения школьных знаний, активность на уроке, поведение на уроке, отношения ребенка со сверстниками, поведение ребенка на перемене, отношение ученика к учителю. В результате данных наблюдений по оценке классного руководителя Таракановой Н.А. выявлено следующее:
высокий уровень адаптации – учащихся. Высокий уровень адаптации будет залогом школьных успехов. Родители хорошо подготовили ребёнка к школе;
средний уровень адаптации – учащихся (). Есть некоторые проблемы, мешающие полному привыканию. Педагогам и родителям необходимо поддержать ученика;
низкий уровень адаптации – 1 учащийся (Сысак Д.). Если через 1 – 1,5 месяца признаки не исчезнут, то ученику будет ещё труднее в школе.
Выводы:
Адаптация учащихся, в основном, прошла положительно при соблюдении принципов преемственности. Однако сложный адаптационный период перехода из начальной школы в среднее звено не все учащиеся могли преодолеть спокойно, безболезненно, что отразилось на снижении успеваемости некоторых учащихся. В классе есть дети, которые имеют две «4» и которые могут более качественно закончить вторую четверть при поддержке со стороны родителей, учителей, классного руководителя. Уровень сформированности классного коллектива достаточный, отношение к учебе учащихся в основном позитивное.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м кл. предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация образовательного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.

Вывод:
Обучающиеся 5-х классов усвоили требования и задачи I уровня обучения.
Уровень УУД обучающихся 5 классов считать удовлетворительным
Состояние преподавания в 5-х классах находится на удовлетворительном уровне: формы и методы обучения и воспитания обучающихся в целом соответствуют физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста и учитывают процесс адаптации к новым условиям обучения.
Предложения:
Работу учителя Таракановой Н.А.,а также учителей-предметников, работающих в 5-х классах в рамках проблемы преемственности между начальным и средним звеном считать удовлетворительной;
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых УУД у обучающихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
Учителям-предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.
Всем учителям, работающим в 5-м классе, строить учебные занятия на основе деятельностного подхода, продолжить работу по раскрытию индивидуальных способностей обучающихся; включать в структуру урока самостоятельную работу как ведущий метод самоорганизации обучающихся.
Учителям шире использовать возможности стимулирования обучающихся путем привлечения их к совместной деятельности по выработке темы и задач урока, обобщающих выводов.
С целью повышения у обучающихся учебной мотивации учителям-предметникам создавать на уроках ситуации успеха.


Зам. директора по УВР Кашинская В.И.
·