Разработка уроков литературы по творчеству В.В.Маяковского



Разработка уроков литературы по творчеству В. Маяковского
учитель русского языка и литературы Кадышман Марина Леонидовна
МОУ «Гимназия №4» г.Подольска Московской области
На изучение творчества В. Маяковского отведено 4 часа.
1 урок . В. Маяковский. Судьба поэта, начало творческой деятельности. Футуризм.
2 урок. Сатира Маяковского.
3 урок. Красота и сила чувств, выраженных в любовной лирике Маяковского.
4 урок. Послереволюционное творчество В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш".
1 урок . В. Маяковский. Судьба поэта, начало творческой деятельности. Футуризм.
Цель: познакомиться с личностью В.Маяковского, с особенностями его ранней лирики; увидеть дух бунтарства и эпатажа в ранних произведениях поэта.
Ход урока:
Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
(Возможно использование на уроках автобиографии Маяковского «Я сам» и книги Л. Кассиля «Маяковский сам, глава «На капитанском мостике»).
Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади недалеко от Кутаиси в Грузии в семье лесничего.
В 1902 году поступил в Кутаисскую гимназию. После смерти отца в 1906 году вместе с матерью и сестрами переезжает в Москву. Активно включается в подпольную революционную борьбу. 29 марта 1908 года арестован в подпольной типографии, освобожден до суда. 27 февраля 1909 года снова арестован.
2 июля 1909 третий арест, заключен в Бутырскую тюрьму в одиночную камеру № 103. Здесь и начинает писать стихи. Освобожден 9 января 1910 года.
Решает «делать социалистическое искусство». Учится живописи, поступает в 1911 году в Училище ваяния, живописи и зодчества. Там встречается с Бурлюком, В. Хлебниковым, Кручёных, примыкает к группе «Гилея», которая выпускает в 1912 году манифест футуризма.
ФУТУРИЗМ
(от латинского – futurum – будущее)
Борьба на литературном фронте не затихает. Идейный кризис интеллигенции после революции 1905 года не преодолен. Возникают новые группы модернистического искусства, которые выступают против старого, но и против предшествующего нового модернистического искусства. Начинается война против символизма. И мощным отрядом в этой борьбе стали футуристы.
Переклички с итальянским футуризмом:
Футуризм возник в годы империалистической экспансии Италии, был проникнут духом агрессивности. 20 февраля 1909 года глава итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти написал «Первый манифест футуризма», где отмечалось:
- война «единственная гигиена мира»
- сокрушить морализм, разрушить музеи и библиотеки --- пробудить Италию к активности
- утверждалась новая красота – красота скорости (гоночный автомобиль прекраснее античной статуи)
«Технический манифест» футуризма появился в 1912 году:
- изгнать из литературы «всякую психологию»
- уничтожить синтаксис, попытка создания некоего телеграфного языка.
Русский футуризм
Также широко использует жанр манифеста для утверждения своего художественного кредо. Но когда в 1914 году Маринетти приехал в Россию, русские футуристы выступили против него, отвергая связь с итальянским футуризмом, т. к. неприемлема была империалистическая агрессивность, она воспринималась как защита капитализма. Русские футуристы даже называли себя по-русски «бутетлянами».
Русский футуризм прежде всего это:
экспериментаторство анархическое бунтарство и против современной литературы, и против современной действительности.
Отношение русских футуристов к литературному слову:
свобода от грамматических правил расшатать синтаксис новое словотворчество интерес к языку, порожденному жизнью города (разговорный, жаргонный, сленг)
Русский футуризм это даже не литературное течение, а целая программа жизненного поведения, в основе которой сознательный эпатаж обывателя.
Футуризм как авангардное течение страшится равнодушия. Условия его существования = атмосфера литературного скандала. Желаемая реакция на их искусство = агрессивное неприятие, протест. Зритель, слушатель, читатель провоцируется. Создается специально репертуар эпатирования:
хлесткие названия: картина «Чукурюк», сборник «Дохлая луна», манифест «Идите к черту» уничижительные отзывы о предшествующей культурной традиции вызывающее внешнее оформление выступлений вызывающая внешность.
Главная цель – побуждение к действию. Стилевая поэтика – «поэтика сдвига». Яркий живописный пример футуризма – живопись Лентулова и кубизм Пикассо. Русский футуризм – это реакция на распад символизма, спор с ним.
Символизм Футуризм
Мир реальный и мир истинный; Тот другой мир – это наше будущее
Нет связи между ними, но есть (остальное сохраняется от символизма),
люди, которые улавливают проблески видят будущее --- создают тексты =
истины и пытаются передать их результат сравнения.
другим ---- создают тексты. Футуризм – эстетическая концепция
Плохо здесь --- хорошо там. коммунизма.
Футуризм
Куббофутуристы эгофутуристы
Давид Бурлюк (1882-1967)
В. Хлебников, В. Каменский, Б. Лившиц, Игорь Северянин
В. Маяковский
Крайний футурист
Алексей Крученых (1886-1968)
- защита художественной дисгармонии
и затрудненности эстетического восприятия.
- звуковая и графическая «зауми», например:
Дыр бул щылУбеш щур
СкумВы со буР л эзНачал распадаться футуризм уже в 1915-1916 годах.
Две тенденции в футуризме:
Д. Бурлюк, А. Крученых В. Хлебников, В. Маяковский
Узко понятое формальное новаторство Преодаление футуризма, перерастание
своих эпатажных программ,
обращение внимания на общественнуюпроблематику.
2 урок. Сатира Маяковского.
Цель:
Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая “свой труд в труд своей республики”, Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства.
Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой.
Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план.
Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
Определить роль учителя на уроке: активизировать познавательную деятельность учащихся, следить за ходом рассуждения, если удастся - дискуссии; поощрять инициативу учащихся по всестороннему изучению вопроса, помогать в формулировке выводов и обобщений; постоянно связывать мировоззрение и творчество писателя со своим временем; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности Маяковского, его жизни, прочитать его произведения. Всё это возможно при налаженной психологической совместимости с классом
Тип урока: комбинированный
Метод урока: (основной) аналитический, поисковый
Оборудование урока:
Видеофильм “Сатира Маяковского” (фрагменты)
Аудиозапись спектакля театра им. Ленинского комсомола “Революцией мобилизованный и призванный”
Пластинка “Игорь Ильинский читает Маяковского”
Образец афиши, несколько плакатов “Окон РОСТа”, репродукция с картины Дейнеки “Маяковский в окнах РОСТа”.
Сборники “Писатели-сатирики”, стихи поэта
Оформление доски:
Сатира Маяковского
Мы все зовём, чтоб в лоб,
а не пятясь,
критика
дрянькосила.
И это лучшее из доказательств
нашей
чистоты и силы.
На доске афиша, плакаты “Окон РОСТа”, иллюстрации, приготовлены телевизор и видеомагнитофон, проигрыватель, видеофрагменты будут сопровождать выступления учащихся.
Деятельность учащихся на уроке:
Ответить на вопрос в конце урока:
В чём родство и в чём различие сатиры в русской классике и в творчестве Маяковского?
В тетрадях по литературе составить план урока.
Домашнее задание:
Продумать ответы на вопросы:
Как вы понимаете слова Маяковского “Поэт всегда должник Вселенной”?Что обеспечивает поэту возможность воздействовать на человеческие сердца?
Для словарной работы:
Сатира - (от лат. Satira, от более раннего satura) - смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.
Аудиенция -официальный приём у высокопоставленного лица.
ТЕО - театральный отдел главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР.
ГУКОН- главное управление коннозаводства при Накомземе.
Бюрократ -человек, который привержен к бюрократизму.
Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.
Мещанин - 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих; 2.Человек с мелкими интересами, узким кругозором.
Мещанство -1. Сословие мещан; 2. Психология и идеология мещанина.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”. И действительно, тогда, в 20-е годы, Маяковский был фигурой очень спорной. Вокруг его имени и творчества бушевала ожесточённая борьба. Он вёл неустанные споры, непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких противников было немало. И они не сдавались без борьбы. Я приглашаю вас совершить заочное путешествие в Москву, в театр им. Ленинского комсомола, где идёт спектакль “Революцией мобилизованный и призванный”, спектакль-диспут, поставленный режиссёром Дубининым, где роль Маяковского исполнял заслуженный артист республики Евгений Урбанский. Роль Маяковского - одна из самых любимых им и признанных зрителями.
(Прослушивается фрагмент спектакля).
Вы, конечно, обратили внимание, что Маяковский одарён талантом красноречия, он обладал и редким даром- умением разговаривать с массой. Когда он оглашал записки или отвечал на них - разгорались страсти. Некоторые не сразу понимали его остроты. Про таких он говорил: “Его смешишь во вторник, а он смеётся в пятницу”. Не раз ему задавали вопрос: “Почему вы всё время острите?” Он отвечал: “Когда все будут чутко воспринимать юмор, это будет означать, что мы приблизились к идеалу жизни человеческой. Вообще, жить и работать надо весело.” А на выпад: “Маяковский, почему вы всё время хвалите себя?”, поэт отвечал: “Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи” - и широким жестом обводил зал. Его юмор, неординарность проявлялись и в афишах.
(Демонстрируется афиша).
Бешеная травля Маяковского отравляла ему жизнь, надорвала нервы поэта. Но эта травля не в силах умалить заслуги Маяковского.
II. Переход к теме
Сегодня тема нашего разговора - “Сатира Маяковского”.
(Идёт запись в тетради, учитель проводит словарную работу, обращает внимание на проблемный вопрос).
Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.
Слово предоставляется ученику, подготовившему сообщение по этой теме.
Учитель может добавить, что некоторым сатирическим стихотворениям Маяковский давал названия, непосредственно связанные с творчеством великих сатириков. “Плюшкин” - так называется стихотворение, разоблачающего обывателя-скопидома. “Помпадур”, “Головотяпам” - щедринскими образами навеяны названия этих стихотворений. Следуя лучшим достижениям сатирической литературы 19 в., Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков.
(Демонстрируются книги).
Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции.
(Идёт демонстрация 6 кадров диафильма “Сатира Маяковского “Новый Сатирикон”, “Облако в штанах”, “Гимны”, “Сказка о Красной шапочке”, “Мистерия- Буфф”, “Советская азбука”).
Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”.
Слово предоставляется ученику, подготовившему сообщение по этой теме.
Учитель может добавить: “Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.
4. Если раньше сатира Маяковского была почти исключительно обращена на врагов внешних, то теперь он переносит “огонь на себя”, на собственные наши недостатки. Объяснял это так: “Белое окружение не позволяло нам чистить себя чересчур рьяно. Метла сатиры, щётка юмора были отложены. Сатира “внутренняя” требовала отчётливого знания объекта, чтобы обеспечить точность попадания”.
Вопросы к классу:
Как вы думаете, почему НЭП вызвал прилив творческих сил Маяковского?
(Предполагается, что ученики ответят примерно так: “Мещанство подняло голову и активизировалось при НЭПе”, “Мразь, сумевшая выжить, приспособилась, свила себе уютные кабинетики и спаленки”).В это время поэт пишет целую серию сатирических фельетонов.
(Включается проигрыватель, на пластинке запись Игоря Ильинского, стихотворение “Прозаседавшиеся”).
Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара?
(Ударил по советской бюрократии, способной в ворохе бумаг, в сутолоке заседаний утопить любое, даже самое важное дело).
Как достигается комический эффект?
(Нелепое заседание ТЕО и ГУКОНа о покупке склянки чернил Гупкооперативом; фантастическое предприятие “АБВЖЗЕКОМ”. Заседательская тина всё надёжнее скрывает чиновников от живых людей; половинки людей поражают посетителя, но не секретаря…) Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?
Оцените название стихотворения.
(Обращается внимание на удачное, смелое, эмоциональное, точное название стихотворения. Приставка ПРО и частица СЯ придают всему слову иронический оттенок, подчёркивают распространённость и одновременно полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни. (Проворовавшиеся. прозевавшие…)
Маяковский видел опасность бюрократизма, который оборачивается бездушием. Но бюрократизм не кажется поэту столь грозным явлением, как мещанство.
А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство?
(Предполагается небольшая дискуссия, где учитель может и сам высказать своё мнение. Я считаю, что опаснее бюрократизм. При строе, который создан для счастья бумажки, счастливы только бумажка и те, кто существует при ней, служат ей, трудятся ради неё, ради “бумажкиного” благополучия).Открывается же цикл сатирических фельетонов стихотворением “О дряни”.
(Ученик выразительно читает стихотворение).
В бюрократизме и мещанстве увидел Маяковский 2-х злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки! Десятилетия отделяют нас от времени создания поэтических строчек Маяковского. Срок достаточно большой для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию своего поколения. И, согласитесь, он близок сегодняшнему дню, как никогда.
(Идёт сообщение учащегося о современной сатире (по газетным материалам)Учащиеся отвечают на проблемный вопрос:
В чём родство и в чём различие русской сатиры и сатиры Маяковского?
(Предполагается, что прозвучат примерно такие ответы:
Однажды Эльдар Рязанов, наш известный кинорежиссёр, в одном из интервью сказал, что сатира связана с патриотизмом. “За что душа болит, за то и говоришь”. С учётом этого заявления ответьте на вопрос:
Есть ли будущее у сатирической литературы?
(Предполагается небольшая дискуссия).
Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?
Заключительное слово учителя
Да, юмор и сатира бессмертны. Чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь, как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой.
Когда у великого философа Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко: “Я смеюсь”.
На этих словах и хотелось бы закончить сегодняшний урок.
Поделиться…
3 урок. Красота и сила чувств, выраженных в любовной лирике Маяковского.
Цель урока: - знакомство с любовной лирикой Маяковского;
- развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- совершенствование навыков осмысления прочитанного;
- воспитание интереса и любви к поэтическому творчеству;
- поговорить о любви как о самом высоком человеческом чувстве.
Оборудование: портреты В. Маяковского, Лили Брик, Марии Денисьевой;
в центре класса находится стол для «аквариума».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Одна из вечных тем в литературе, тема любви, проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», - считал поэт. Произведения о любви рассказывают не только о его чувствах, любимых женщинах, но и о нем самом. Поэзия Маяковского очень личностна, но при этом очень откровенна. Он и раньше не таил своего «я» - именно это местоимение чаще всего встречается в его стихотворениях.
Каким же предстает лирический герой в поэзии Маяковского? Слишком ли он отличен от других?
Об этом мы можем судить по уже прочитанным произведениям.
2. Проверка домашнего задания «Лирический герой в поэзии Маяковского»: учащиеся выписали цитаты из лирических стихотворений и представили свое видение личности поэта. Например:
Я
Послушайте! Мне и рубля не накопили строчки…
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому –нибудь нужно? Вот иду я,
заморский страус,
в перьях строф, размеров и рифм.

Все, чем владеет душа моя… Я тоже фабрика.
все это - хотите? - А если без труб,
сейчас отдам то, может,
за одно только слово, мне
ласковое, без труб труднее.
человечье.
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
Предполагаемый вывод: романтик, ранимый, самокритичный, ироничный, трудолюбивый, бескорыстный, боец.
3. За лирическим героем всегда стоит и сам автор. Так что же может сказать о любви человек, наделенный такими качествами?
В первую очередь он готов отрицать и перечеркивать то, что уже было сказано о любви до него. Маяковский решительно утверждает :
Поэт не тот,
кто ходит кучерявым барашком
и блеет на лирические любовные темы.
Вот так смело и решительно. А кто же «блеял»? Давайте вспомним.
4. «Поэтическая перекличка».
Учащиеся подготовили и читают строки о любви разных поэтов. К примеру:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо.
А Блок
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин
Я помню чудное мгновенье…
А. Пушкин
Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
А. толстой
То истиной дышит все в ней,
То все в ней притворно и ложно,
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.
М. Лермонтов
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Если проза в любви неизбежна,
То возьмем и с нее долю счастья…
Н. Некрасов
( отрывки в конспекте приводятся в сокращенном варианте).
Любовь возвышенна, всепрощающа, требует самоотречения, вызывает восторг – так считали предшественники поэта. Маяковскому же любовь видится несколько другой.
А какой же? Кого и как любил сам поэт?
5. Прослушивание заранее подготовленных небольших рассказов учащихся о женщинах, любимых поэтом:
Марии Денисьевой, Элли Джонс, Лиле Брик.
6. Интерактивные прием работы – «аквариум».
Группа учащихся занимает место в центре класса и, пользуясь текстами и своими записями, размышляя вслух, ищет ответ на прозвучавший вопрос.
В ходе работы анализируются стихи:
«Ко всему», «Гейнеобразное», «Юбилейное», «Передовая передового», «Лилечке», «Облако в штанах» (соответствующий отрывок), « Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Парижанка».
Некоторые примеры анализируемых отрывков выглядят так:
Я не люблю парижскую любовь…
А мне
ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.
Нам
любовь
гудит про то,
Что опять
в работу пущенсердца
выстывший мотор.
Мария!
Имя твое я боюсь забыть.
Любовь!
только в моем
воспламененном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите - срываю игрушки –латы
я, величайший Дон - Кихот.
Мама! Ваш сын прекрасно болен.
Мама! У него пожар сердца.
Было всякое:
И под окном стояние,
письма.
тряски нервное желе.
Вот
когда
и горевать
не в состоянии -
это, Александр Сергеич,
много тяжелей.
Я свое, земное, не дожил,
на земле
свое недолюбил.
Я теперь свободен
от любви и от плакатов.
Если я чего написал,
Если я чего сказал –
Тому виной глаза – небеса,
Любимой моей глаза.
Предполагаемый вывод группы: у Маяковского любовь – страдание, любовь – мука. Для него весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире. За личным, интимным проглядывает большой мир человеческих взаимоотношений, мир – враждебный любви. Маяковский восклицает: любить нельзя, но при этом любит горячо и страстно.
7. Подведение итогов урока в форме дискуссии.
Как вы считаете, смог ли Маяковский сказать новое слово в любовной поэзии или же просто повторил уже сказанное до него?

4 урок. Послереволюционное творчество В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш".
Цель урока:
Обучающая – знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В. Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения поэта в послереволюционный период творчества.
Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; умения видеть особенности художественной манеры поэта; формирование понятийного аппарата.
Воспитательная – создание условий для воспитания любви к русской литературе, неординарному поэтическому слову В. Маяковского; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: проблемно-эвристическая беседа.
Основные приемы: анализ художественного текста через анализ его видо-жанровых особенностей, тропов и фигур; новаторских приемов автора
Оборудование: Фотопортреты В.В. Маяковского, портрет Г.Уэллса, репродукция картины А.Рылова “В голубом просторе” (1918 год); текст стихотворения В.В. Маяковского “Левый марш”; книга Г.Уэллса “Россия во мгле”, грамзапись стихотворения, рабочая тетрадь по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).
Оформление доски: портреты писателя, репродукция картины А. Рылова, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.
Эпиграфы:
Уверен, что не скроют тучи солнца, нет, не скроют!М.Горький. Буревестник
..где,Когда,Какой великий выбиралПуть, чтобы протоптаннейИ легше?В.Маяковский
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой:
- Слово о писателе.
- Традиции и новаторство Маяковского В.
- “Россия во мгле” Герберта Уэллса.
- Прослушивание грамзаписи “Левого марша”
- Работа с репродукцией картины А. Рылова “В голубом просторе”
- Анализ стихотворения
- Эстетика Маяковского -поэта
3. Вступительное слово подготовленного учащегося:
Ушел из жизни в роковом для поэтов возрасте – неполных 37 лет, как Александр Сергеевич Пушкин, Рембо, Байрон, Лорка, Хлебников. Звонкое имя Маяковского вписывается в этот печальный мартиролог.
На Владимира Маяковского судьба возложила задачу гигантской сложности – стать поэтом революции, поэтом нового общества, в какой-то мере – поэтом будущего.
Эта ноша, которую он с достоинством и рыцарской верностью нес на себе более 10 лет, оказалась непосильной для одного человека, и он рухнул под ее тяжестью, как та лошадь на кузнецком мосту, к которой он трогательно выразил сове хорошее отношение. Но наш сегодняшний разговор не о том, почему так рано износилась “машина души” поэта.
О Маяковском написано огромное количество книг и исследований. Большинство – о поэтике его лирики и о дореволюционном творчестве. Среди них есть блестящие. Но уязвима общая концепция творческого пути поэта, которой помешала сталинская оценка Маяковского как лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи и последующая его канонизация.
Во 2 половине 80-х годов наступило время прозрений. Ученые – филологи с энтузиазмом бросились заполнять белые пятна на карте литературы XX столетия. Часто оценки делаются на эмоциональном уровне, как это случилось и с Луначарским, Горьким, когда выбор, сделанный людьми в пользу революции, ставится им в вину.
Мол, Маяковский самоотверженно бросился в услужение революции, когда она свершилась, но постепенно стал служить не революции, а власти. Но советская власть означала для Маяковского революцию. И факты говорят, что служба идеалам Советской власти расходилась с отношением Маяковского в реальной власти по мере деформации ее революционной сути.
Революционный пафос поэзии Маяковского словно заранее был запрограммирован на это время – время революций.
4. Слово учителя: Герберт Уэллс, который приехал в Советскую Россию в конце августа 1920 г., в своем произведении “Россия во мгле” писал: “Самое потрясающее из впечатлений, испытанных нами в России, - это впечатление величайшего и непоправимого краха”. Английского писателя увиденные им люди поразили болезненным и подавленным видом. В Петербурге, где нет иного транспорта, кроме редких переполненных трамваев, все носят старые, прохудившиеся сапоги. Полураздетые жители разоренного и разрушенного города живут впроголодь. Страну захлестнул ураган насилия. Ленина, который видит Россию, залитую электрическим светом, Уэллс назвал “кремлевским мечтателем”. Для него существовала одна Россия – “Россия во мгле”.
5. Беседа по картине “В голубом просторе” (подготовленный ученик): на картине изображена не какая-то местность, а романтическая страна счастья, которая обладает русским обликом, душевно родственна России. Это спокойно плещущее море, этот странный гость – парусник, приносящий сюда призраки далеких странствий, эта цепь покрытых снегом горных кряжей, открытых сверкающему сиянию солнца, - все это непривычное сочетание деталей создает какое-то не имеющее строго определенных аналогий и соответствий зрелище...Стремление художника к образам идеально-праздничного плана в таком вот сдвиге и отлете от конкретности. Перед нами воображаемый, блаженный край. Могучий, величественный полет лебедей в синеве высоких небес определяет высокую выразительность картины. Ее пейзажная часть – метафорическое царство красоты и счастья, мотив полета вполне может быть трактован как разновидность традиционного шествия по пути к радости и гармонии. Художника интересовало не случайное впечатление, а глубинное чувство устремленности к светлым, прекрасным горизонтам в самых коренных, “вечных” его чертах.
Вывод делаются учителем: Эта устремленность к светлым горизонтам, “в завтра”, вперед – лейтмотив послереволюционной поэзии и В. Маяковского. Уже зная не только, “что такое хорошо”, но и “что такое плохо”, уже ощущая всю силу сопротивления “дряни” и “прозаседавшихся”, В. Маяковский оставался верен этому стремлению в светлым идеалам. “Солнечный край непочатый” - это было сказано в 1918 году.
6. Звучит грамзапись “Левого марша”: Чтение и комплексный анализ стихотворения “Левый марш”.
Говоря о своем творчестве, Владимир Владимирович Маяковский подчеркивал, что он тщательно работает со словом, не позволяет себе небрежности в написании стихов. Само время сформировало поэта-трибуна, страстного борца за лучшее будущее.
Уже с первых шагов в поэзии Маяковский знал, что его произведения не просто продолжение классических традиций, а новое слово, которое в переломную эпоху должно и зазвучать по-новому.
Стихи Маяковского — это своеобразные манифесты, монологи поэта “о времени и о себе”.
Стихотворение “Левый марш” очень характерное для Владимира Владимировича. В нем поэт отразил свой взгляд на историю, на быстро меняющиеся условия жизни, оттого лексика и внутренний ритм стихотворения чрезвычайно динамичны. Автор сочетает литературную лексику с разговорной, что позволяет ему быть близким и понятным широкому кругу читателей. С первых же строк стихотворения поэт задает высокий темп, подчеркивая напряженность и ответственность исторического момента.
Разворачивайтесь в марще! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер.
Бескомпромиссность политической борьбы Маяковский юдчеркивает категорическими выпадами, порой эпатируя своих слушателей и оппонентов.
Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним. Левой! Левой! Левой!
В. В. Маяковский прекрасно знал силу слова, его воздействие на слушателей. Отсюда краткость, выразительность и образность его стихов. Многословию сейчас не место. Надо быть понятным широкому кругу слушателей и читателей, чтобы вести их за собой, организовать на “бой и на труд”.
Главная идея стихотворения — воодушевить матросов, идущих на защиту революции, внушить им веру в необходимость их борьбы и в неизбежность победы. Поэт не скрывает, что это сражение будет трудным и кровопролитным, но верит, что Россия выстоит в этой нелегкой борьбе.
Пусть бандой окружат нанятой, Стальной изливаются леевой,- России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой!
А затем от конкретного случая поэт переходит к широкому обобщению, призывая пролетариат всего мира к объединению.
Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы!
Стихотворение читается на одном дыхании, рифма его подчинена ритму марширующих матросов, защитников революции, которых поэт напутствует в решительный бой. Они предельно собранны и готовы к борьбе, и так же чувствует себя Маяковский, органически связанный со своим народом. В едином порыве, помогая борцам революции, он вселяет в них уверенность, поддерживает отстающих и сбившихся с шага.
Грудью вперед браво! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!
“Левый марш” - одно из известнейших стихотворений Владимира Маяковского, сразу же завоевавшее популярность среди революционно настроенной молодежи. Уже в начале 20-х годов оно было переведено на многие иностранные языки как один один из наиболее ярких образцов поэзии первых лет революции. Стихотворение было задумано еще в 1917 году. А написано было специально для выступления перед матросами бывшего “Гвардейского экипажа” (так называлась воинская часть особого назначения) 17 декабря 1918 года. Отсюда его подзаголовок “Матросам”. Существует легенда, согласно которой стихотворение было написано В. Маяковским “на извозчике”, что, несомненно, является художественным преувеличением. Оно построено в форме беседы, хотя с первых строк поэт предупреждает, что “Словесной не место кляузе”.
Стихотворение “Левый марш” оказалось удивительно созвучно времени (даже дата написания произведения указана абсолютно точно и враг молодого государства также предельно конкретизирован) и своей темой становления молодой Советской власти во вражеском окружении, и своей идеей единения лирического героя с революционными массами, разговора о главном для поэта: об ожесточённых битвах, о накалённой атмосфере эпохи, о необходимости революции, действия; и своим звучанием, и своей тональностью..Интонации ораторской речи (обилие риторических вопросительных и восклицательных конструкций: (“Разворачивайтесь в марше!”; “Левой! Левой! Левой!; “За океаны!”; “У броненосцев на рейде ступлены острые клыки?!”; “России не быть под Антантой!”; “Глаз ли померкнет орлий?”; “В старое станем ль пялиться?”; “Грудью вперед бравой!”; “Кто там шагает правой?”); глаголы повелительного наклонения (“разворачивайтесь”, “загоним”, “рейте!”, “Грудью вперед бравой!”, “печатай”, “крепи”, “оклеивай”), многочисленные обращения (“Тише, ораторы!”; “Ваше слово, товарищ маузер”; “Эй, синеблузые!”) звучат как призыв к решительным действиям.Читая строки, видишь, как время спрессовывается, все чувства обостряются. Некогда думать и рассуждать — надо действовать. Поэт предупреждает своих "слушателей”, что наступил решающий момент. Молодая страна в опасности, ей грозят интервенты, но, объединившись, защитники родины должны выстоять и победить. В этом уверен поэт и мы, его читатели.
Пусть,Оскалясъ короной,Вздымает британский лев вой.Коммуне не быть покоренной.Левой!Левой!Левой!Пусть бандой окружат нанятой,Стальной изливаются лавой, —России не быть под Антантой.Левой!Левой!Левой!
Форма стихотворения соответствует поэтическому темпераменту и стилю поэта. Четкость шага защитников родины подчеркивается рефреном - “Левой! Левой! Левой!”, который звучит как команда к бою. Рефрен. Наполняет оптимизмом, призывает к действию, к объединению. Маузер, банда нанятая - художественные детали, характеризующие эпоху.
Идут не просто солдаты и матросы, а уверенные в своей правоте и силе сознательные революционеры. Они смогут повергнуть самых сильных врагов, отстоять свое право на существование. Некогда защитникам оглядываться назад, надо выполнять свои обязанности, не сбиваясь с намеченного пути и ритма:
Глаз ли померкнет орлий?В старое ль станем пялиться?КрепиУ мира на горлеПролетариата пальцы!Грудью вперед бравой!Флагами небо оклеивай!Кто там шагает правой?Левой!Левой!Левой!
Из средства художественной выразительности, использованных автором, наиболее характерными являются окказионализмы, военная лексика (“марш”, “маузер”, “броненосец”), т. к. обращался к революционным матросам); эпитеты, выраженные существительными (“за мора море”, “за горами горя”), контрастная лексика - смешение разговорного и публицистического стиля (“Клячу истории загоним”); фонетическая резкость: “Довольно жить законом”; “Клячу истории загоним”.
Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):
Таким образом, мы отчетливо видим, что Маяковский не преуменьшал трагедийность времени - “Горы горя. Голод. Мора море” - но он смотрит вперед. А там, “за горами горя, солнечный край непочатый”. Этим солнечным светом наполнено все, написанное им в том году, когда Г. Уэллс приедет в Россию –“Стена теней, ночей тюрьма под солнц двухстволкой пала” (“Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче”).
То, о чем рассказал Г.Уэллс, Маяковский не только видел – испытал на себе. Достаточно вспомнить картины жизни того времени в поэме “Хорошо!”: “Мы – голодные, мы – нищие”, “...есть революция, а нету масла”. И все-таки, и несмотря на ни на что, и вопреки всему – “стихов и света кутерьма” и “Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!”
7. Подведение итогов урока посредством заполнения “Индивидуальных карт обратной связи”, которые потом анализируются учителем .Использованная литература:
Жив ли Маяковский. Н. Миронова. - М.: “Первое сентября “Литература” №1, 2001.
Заметки о Маяковском// Новое о Маяковском. Харджиев Н.И. – М.: Издательство АНСССР, 1958. – т.1. – 430 с.
Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Медведев В. П. – М., 1985.
Изучение литературного произведения в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. – Л., 1976. – 235 с.
Изучение художественных произведений в их родовой специфике // Проблемы преподавания литературы в средней школе. Богданова О. Ю., Демидова Н. А. – М., 1985. – 126 с.
Историзм школьного курса литературы. Курдюмова Г.Ф. – М., 1974.
Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина. - М.: “Первое сентября “Литература” N9, 2005.
Маяковский В. Сплошное сердце: стихотворения и отрывки из поэм / сост. предислов. и примеч. Вл. Смирнова. – М.: Детская литература, 1983.
Маяковский и проблемы новаторства / Отв. ред. В.О. Перцов. — М.: Наука, 1966. — 288 с.
Маяковский: Жизнь и творчество (1893—1917). Перцов В. — М.: Наука, 1969. — 366 с.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Курс «Духовно-нравственное содержание литературы серебряного века».
Руководитель курса: доктор педагогических наук ,профессор Тодоров Л.В.
Самостоятельная работа
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (Серебряный век)
Слушатель курса: учитель русского языка и литературы Кадышман Марина Леонидовна
МОУ «Гимназия №4» г.Подольска, Московской области
2014г.