Конспект урока в 9 классе по теме Итоговая работа по творчеству В. Маяковского (тестовые задания)


итоговая работа по творчеству М. ю. Лермонтова
Цель: выявить усвоение темы.
Ход урока
I. Чтение и анализ 1–2 сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой грамотности.
II. Тестовая работа.
Задание 1. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
1. В 1814–1841 гг.
2. В 1824–1849 гг.
3. В 1812–1837 гг.
Задание 2. Определите мотивы (темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия».
6. «И скучно и грустно», «Утес», «На севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу», «Кавказ».

· тема поэта и поэзии

· любовная лирика

· мотив богоборчества

· тема родины

· тема природы

· философская лирика

· вольнолюбивая лирика
Задание 3. Определите размер стихосложения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
1. Ямб.
2. Хорей.
3. Дактиль.
4. Амфибрахий.
5. Анапест.
Задание 4. Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решеткой в темнице сырой...»
1. 2 стопы.
2. 3 стопы.
Задание 5. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить».
2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».

· романтический

· реалистический
Задание 6. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза»

· метафора

· сравнение
Задание 7. Гипербола – это:
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии, художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Задание 8. Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
Я враг небес.
Я зло природы.
И, видишь, – я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Задание 9. По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя – могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.

· «Песня про купца Калашникова...».

· «Мцыри».

· «Демон».
Задание 10. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»?
1. Романтизм.
2. Критический реализм.
3. Сентиментализм.
4. Просветительский реализм.
5. Классицизм.
Задание 11. Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
Задание 12. Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
Задание 13.О ком сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?
1. О Печорине.
2. Онегине.
3. Докторе Вернере.
4. Грушницком.
Задание 14.В чем трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
Задание 15. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

· Грушницкий.

· княжна Мери.

· Максим Максимыч.

· доктор Вернер.

· Бэла.
Задание 16. О ком из героев романа идет рассказ?
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими был странностями...»
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Максим Максимыч.
4. Доктор Вернер.
Задание 17. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. Предисловие к журналу Печорина.
4. «Тамань».
5. Окончание журнала Печорина.
6. «Княжна Мери».
7. «Фаталист».
Задание 18.Определите, чей это портрет.
«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Вернер.
4. Максим Максимыч.
Задание 19. Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
3. Гибель Бэлы.
4. Выстрел Вулича.
Задание 20. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Задание 21.Печорина звали:
1. Максим Максимыч.
2. Григорий Александрович.
3. Сергей Александрович.
4. Александр Григорьевич
III. Итог урока. Домашнее задание:
1) повторить биографию Гоголя по учебнику; 2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».