Доклад на ПЦК на тему Роль методов обучения в формировании профессиональных компетенций


Коми Республикасайöзöсвелöдан министерство
Министерство образования Республики Коми
«Печорасапромышленнöй да экономическöй техникум»
уджсикасöвелöданканму учреждение
(УВКУ «ППЭТ»)
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Печорский промышленно-экономический техникум»
(ГПУ «ППЭТ»)
СЕРИЯ « УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» Доклад на заседании ПЦК
Роль методов обучения в формировании профессиональных компетенций
Разработала: Хасанова Ю.М.
мастер производственного
обучения
г. Печора,
2016 год
Содержание
Введение 3
1. Методы профессионального обучения 6
1.1 Понятие и классификация методов обучения 6
1.2 Характеристика методов производственного обучения 13
2. Применение методов обучения 19
2.1 Подходы к выбору методов профессионального обучения 19
2.2 Выбор методов на уроках профессионального обучения 21
3.Эффективные методы обучения и их роль в формировании профессиональных компетенций выпускников по профессии «Повар, кондитер» 25
3.1.Профессиональная компетенция как основная составляющая
компетентности будущего специалиста по профессии «Повар, кондитер» 25
3.2.Методы, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций будущих специалистов по профессии «Повар, кондитер» 31
Заключение 37
Библиографический список 39
Введение
Одним из факторов, определяющих эффективное функционирование системы общественного питания, является наличие достаточного количества подготовленных рабочих кадров, способных решать производственные задачи. В новых социально-экономических условиях реальную ценность для предприятия общественного питания представляет лишь широко образованный специалист, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с потребностями отрасли.
Современная система подготовки обучающихся по профессии «Повар, кондитер» должна формировать у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей его жизни. Учреждение профессионального образования сегодня должно гарантировать подготовку поваров и кондитеров, обладающих необходимым уровнем компетенций, способных обеспечить эффективность современных технологий и способов приготовления кулинарных блюд и кондитерских изделий и их подачу.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) как раз и позволяет решить обозначенную выше проблему и получить обучающемуся не только совокупность знаний, профессиональных умений и навыков в сфере общественного питания, но и формирует творческий потенциал и способности к самообучению. Таким образом, обеспечивает формирование необходимых компетенций, позволяющих выполнять профессиональную деятельность с учетом квалификации.
Успешность достижения этих целей зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Блок профессиональных компетенций у выпускников по профессии «Повар, кондитер» должен быть сформирован на высоком уровне и иметь способность к самообновлению и саморазвитию. Эти компетенции должны касаться умения действовать в типичных для предприятия общественного питания ситуациях (первичная обработка продуктов, приготовление и подача блюд, работа с рецептурами блюд, общение в трудовом коллективе и т.д.). Серьезной проблемой профессиональных учебных заведений по подготовке поваров и кондитеров стал поиск методов профессионального обучения для развития компетенций. Считаем, что наиболее эффективными методами являются ситуационное обучение и деловые игры. Широкое использование игровых форм организации учебного процесса сможет обеспечить систему формирования профессиональных компетенций и к третьему курсу обучения сформировать направление профессиональной карьеры и максимально приблизить подготовку к реальной практике.
Объектом исследования данной работы являются методы профессионального обучения, предметом исследования – выбор активных методов обучения в рамках учебной практики.
Выбранная тема имеет большое значение в изучении дисциплины «Технология и методика профессионального обучения» в связи с тем, что правильный выбор и использование методов производственного обучения является главной составляющей при организации процесса обучения по профессии «Повар, кондитер».
Цель работы заключается в изучении выбора методов профессионального обучения. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
раскрыть понятия и классификацию методов обучения;
рассмотреть характеристику методов обучения;
изучить различные походы к выбору методов профессионального обучения;
рассмотреть применение различных методов обучения на уроках профессионального обучения;
рассмотреть профессиональную компетенцию как составляющую компетентности будущего выпускника;
описать методы, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций выпускника по профессии «Повар, кондитер».
При подготовке данной работы были использованы работы В.А. Скакуна, С.Я. Батышева, Ю.К.Бабанского, В.В. Гузеева, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, И.Ф.Харламова, Г.И. Кругликова, Ю.А Якубы и др.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются психолого-педагогические основы методов профессионального обучения с позиции указанных выше исследователей. Во второй главе рассмотрены подходы к выбору методов профессионального обучения, в частности, методов производственного обучения. В третьей главе рассмотрена роль методов профессионального обучения и опыт применения активных методов обучения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер» (на примере ГАОУСПО РК «Печорский промышленно-экономический техникум»).
Глава 1. Методы профессионального обучения
Понятие и классификация методов обучения
Успешное проведение занятий в учреждениях среднего профессионального обучения зависит от методов и приёмов обучения, применяемых преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения. Под методом производственного обучения большинство исследователей понимают основные способы совместной деятельности педагога и обучающихся, при помощи которых достигается овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, воспитывается их мировоззрение, развиваются умственные и физические силы, творческие способности [15, с.27].
Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения [5, с. 46].
Имеется значительное количество исследований, в которых понятие «метод обучения» различными учеными трактуется неоднозначно. Первоначально метод обучения воспринимался упрощенно и означал способ изложения учебного материала [21, с.7].
Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности обучающихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором -  о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.[5, с.146]
В.А.Скакун под «методами обучения» понимает упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение учебно-воспитательнных и развивающих задач педагогического процесса [16, с.29].
Методы обучения - система целенаправленных действий педагога, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения [11, с.21].
В профессиональной педагогике существуют две точки зрения на методы профессионального обучения. Одни ученые утверждают, что формирование теоретических знаний и производственных умений и навыков – сходные процессы. Вследствие этого в теоретическом и производственном обучении применяются одни и те же методы, специфика лишь в форме их реализации. Другие указывают, что спецификой процесса формирования производственных умений и навыков является репродуктивная деятельность. Обучающиеся вынуждены повторить несколько раз одну и ту же операцию, чтобы закрепить формируемое умение. Тогда согласно данной точке зрения, для производственного обучения следует применять практические методы: лабораторные работы, упражнения, работу на тренажерах и т.д. [9, с.35-39].
Для объяснения сущности методов профессионального обучения необходимо рассмотреть связь содержания профессионального обучения с характером деятельности обучаемых. Деятельность обучающихся при теоретическом обучении носит преимущественно познавательный характер. Результатом ее является формирование понятий, развитие технического мышления [7,с.47]. Деятельность же обучающихся в производственном обучении связана с разнообразными орудиями труда: от простейших слесарных инструментов до сложных компьютерных комплексов. Учебно-производственная деятельность носит преобразующий характер. Результатом учебно-производительного труда являются материальные объекты (например, сварные изделия и конструкции, слесарные работы и др.).
В зависимости от степени самостоятельности и активности обучающихся, характеристики их учебной деятельности педагоги-дидакты предлагают разнообразную классификацию методов профессионального обучения, в частности, методов производственного обучения. К изучению проблемы методов обучения в целом, обращались Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, И.Ф. Харламов и др.
По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на объяснительно-наглядные (репродуктивные), частично-поисковые (эвристические), исследовательские и методы проблемного изложения материала [5, с.51].
По дидактической цели методы обучения классифицируются на методы изучения новых знаний, закрепления знаний и методы контроля.
По месту в структуре деятельности они подразделяются на методы организации и осуществления учебной деятельности, дидактические игры, лабораторно-практические занятия и методы контроля и самоконтроля (устного, письменного, программируемого и др.) [17, с.246].
Наиболее точно классификацию основных методов производственного обучения представили Г.И. Кругликов и Ю.А.Якуба , которые выделили три группы методов производственного обучения: словесные, наглядно-демонстрационные и практические [9, с.87-93].
Среди словесных методов обучения наиболее часто при проведении теоретических занятий применяется лекция – систематическое устное изложение учебного материала преподавателем. Методика учебной лекции требует, чтобы в ходе занятия преподаватель руководил записями обучающихся и их работой.
Среди устных методов в рамках проблемного обучения применяется беседа, т.е. передача информации в виде диалога преподавателя или мастера производственного обучения с обучающимися по вопросам темы занятия. В профессиональном обучении применяется вводная беседа, беседа в ходе изучения нового материала, а также закрепляющая и контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической).
Кроме того, в ряде случаев применяется дискуссия, т.е. обсуждение проблемы в виде высказываний обучающихся, руководимое преподавателем (обычно на теоретических занятиях или в рамках вводных занятий производственного обучения).
Достоинствами словесных методов является то, что в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации, кроме того, они формируют речь и словесно-логическое мышление. В ходе проблемной беседы и дискуссии формируется самостоятельность и познавательная активность обучающихся.
Среди недостатков можно лишь определить то, что в рамках производственного обучения такая форма позволит лишь сформировать знаниевую базу и не позволит сформировать профессиональные компетенции, определенные ФГОС.
При организации профессионального обучения важным является наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов и др. К наглядным методам относится иллюстрация – это показ и организация познавательной деятельности на основе демонстрации объекта, динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать производственные процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства. При невозможности показать наглядно сложные процессы можно использовать эти процессы в мультимедийной презентации или видеофильме. Наглядные методы обеспечивают восприятие предмета изучения и полного представления о нем [3, с.32].
К практическим методам обучения относят упражнение, т.е. многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. В ходе упражнений обучающиеся как правило уясняют цели, технологические операции и результаты профессиональной деятельности. При многократном выполнении упражнений обучающиеся получают возможность исправить ошибки и довести выполнение действий до формирования устойчивых навыков, а в последствии – профессиональных компетенций, определенных в ФГОС.
Лабораторная работа позволяет изучать производственные процессы в условиях лаборатории или мастерской в ходе проведения обучающимися опытов, расчетов, экспериментов, тренировочных действий на тренажере или симуляторе.
Практическая работа заключается в выполнении заданий по обработке сырья и материалов, изготовлении предметов, продуктов, работы в учебно-производственных мастерских или цехах. Цель практических работ - перенос знаний в практическую деятельность, выработка профессионального опыта и умений производственной деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков, таким образом, формирование профессиональных компетенций.
Среди методов обучения по характеру познавательной деятельности выделим объяснительно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения материала. Объяснительно-иллюстративный метод является репродуктивным методом и состоит в том, что педагог сообщает знания, организует формирование умений на основе знания, а обучающийся воспринимает, осознает, запоминает, повторяет, отрабатывает умения. Частично-поисковый метод включает их в решение проблемы, поставленной педагогом на отдельных этапах занятия. Исследовательский метод предполагает, что обучающиеся под руководством преподавателя или мастера производственного обучения решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска. В отличие от указанного метода, проблемное изложение заключается в том, что преподаватель или мастер производственного обучения ставит проблему, показывает путь ее решения, а обучающийся усваивает логику решения.
Формирование профессиональных компетенций в рамках внедрения ФГОС делает необходимым использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения. Наиболее востребованы в организации теоретического обучения мозговая атака («мозговой штурм») и «кейс-метод».
В ходе «мозгового штурма» педагог объясняет обучающимся задачу или определяет проблему, которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10-30 мин.). Затем идеи анализируются и выносится оптимальное решение. Метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает педагог, но может и эксперт из числа наиболее успевающих обучающихся или обучающихся старших курсов.
В основу классификации методов обучения Ю.К.Бабанским положен способ организации познавательной деятельности обучающихся. Опираясь на данный признак, все методы он подразделил на три группы:
организация и осуществление учебных действий и операций (словесные, логические, гностические, самоуправления учебными действиями);
стимулирование и мотивация обучения (познавательные игры, дискуссии, учебные требования, поощрение или порицание);
контроль и самоконтроль (в устной и письменной форме, в форме лабораторной работы и машинного контроля) [1,с.86-89].
Иную систему классификации методов обучения предложил И.Ф Харламов. Все методы он подразделил на пять групп:
устное изложение учебного материала педагогом через рассказ, объяснение и демонстрацию, активизацию познавательной деятельности обучающихся;
закрепление изучаемого материала через беседу и работу с учебником;
самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником и лабораторные работы);
учебная работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия);
проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся (повседневное наблюдение за работой обучающихся, индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль) [21, c.199].
В.А.Скакун под методами обучения понимает упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленными на достижение учебно-воспистательных и развивающих задач педагогического процесса. Он выделяет наиболее широко известные следующие классификации методов. По источникам знаний и умений – словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, применение инструктивнойдокументации, письменные материалы и др.); наглядно-образные (демонстрация наглядных пособий, использование аудиовизуальных технических средств, демонстрация трудовых приемов и экспериментов, самостоятельные наблюдения, использование компьютеров и т.п.) и практические (упражнения и самостоятельные работы, лабораторно-практические работы, разборо-сборочные и наладочные работы и др.) [16, с.56-62].
По уровням познавательной деятельности обучащихся он включает две группы методов: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные: «обычное» изложение – объяснение фактов, событий, структуры, устройства и т.п., сопровождаемое средствами обучения, закрепление – повторение; проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристическая беседа, исследовательский.
По этапам учебного процесса В.А.Скакун выделяет методы стимулирования и мотивации учебной деятельности обучающихся; организации и руководства учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся; контроля и самоконтроля в обучении.
По логике передачи и восприятия учебной информации исследователь выделяет индуктивные и дедуктивные [16, с.72].

Рис. 1. Классификация методов обучения по В.А. Скакуну
Предлагаемые группы методов можно использовать по всем учебным дисциплинам с разной степенью интенсивности. Они выполняют различные функции (иногда несколько одновременно), поэтому могут применяться с разными дидактическими целями.
Таким образом, методы профессионального обучения обеспечивают теоретическую и практическую подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности. Для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с книгой, для практической – показ способов деятельности, инструктаж, упражнение, метод имитации, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры, выполнение практических заданий. Методы практического обучения направлены на формирование умений планировать, выполнять и контролировать свою деятельность, а также на формирование профессиональных компетенций, определенных в ФГОС по профессиям.
Характеристика методов производственного обучения
В системе методов профессионального обучения методы обучения общеотраслевым и специальным дисциплинам во многом определяются особенностями их содержания:
многокомпонентная структура, большое разнообразие изучаемых объектов;
значительный объем материала, связанного с формированием у обучающихся умений применять знания в разнообразных условиях;
взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с практическим обучением обучающихся;
сочетание фактического (прикладного) и теоретического материала;
значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования и т.п.;
необходимость приведения содержания учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и производственными технологиями, отражение регионального компонента [4, с. 159].
Среди традиционных словесных методов производственного обучения выделим рассказ, объяснение, беседа и устное инструктирование.
В этой связи рассмотрим методы теоретического и практического обучения, специфичные только для профессионального обучения: показ приемов трудовых действий, упражнения, самостоятельные наблюдения учащихся, письменное инструктирование, методы обучения учащихся передовым высокопроизводительным приемам и способам работы, формирования творческого отношения к труду, а также некоторые «активные» методы профессионального обучения [8, с.172].
Цели первых трех методов (рассказ, объяснение, беседа) практически схожи с методами теоретического обучения. На протяжении длительного времени устное инструктирование является одним из важнейших методов проведения уроков производственного обучения. В инструктаже сочетаются различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств наглядности. Инструктаж проводится, как правило, для тех обучающихся, которые уже имеют первоначальные знания и навыки. Мастер производственного обучения инструктирует обучающихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и знания в новых условиях, приближенных к производственным. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической эксплуатации, правил безопасности труда.
Обычно устный инструктаж проводится непосредственно перед началом выполнения упражнений или учебно-производственных работ, в ходе выполнения обучающимися заданий и после выполнения работы. Он является составной частью вводного, текущего и заключительного инструктажей, проводимых мастером производственного обучения.
Эффективным методическим приемом повышения качества использования средств наглядности является установка на контроль. С этой целью перед самостоятельной работой с наглядными пособиями, проведением демонстрационного эксперимента, показом видеофильма и т.д. обучающимся сообщаются вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение, сравнение, обоснование, которые обучающиеся выполняют на основе анализа увиденного. [11, с. 153]
Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности (координации движений, сноровки, соблюдения технических требований к структуре и качеству и т.п.), достижение определенной скорости в работе (темпа, ритма, производительности труда), формирование профессиональной самостоятельности, наконец, творческого отношения к труду. Выделение различных видов (типов) упражнений важно для рассмотрения особенностей их содержания и методов проведения.
Возможны два подхода-основания к классификации упражнений. Первый – по дидактической цели: упражнения в формировании навыков; упражнения в формировании первоначальных умений; упражнения в формировании сложных умений. Второй — по содержанию: упражнения в выполнении трудовых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами. Исходя из такой характеристики упражнений, весь процесс производственного обучения можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся профессионального мастерства.
Активные методы производственного обучения позволяют обучающимся в ходе производительного труда определить принцип работы и отклонения по внешним признакам работы машины, агрегата, установки представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять в необходимых случаях целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.
Показ приемов трудовых действий имеет целью создание в сознании обучающихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.
Показ изучаемых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд. Полный и точный образ трудового действия в сознании обучающегося возникает не мгновенно. Сначала он запечатлевается в общем виде, а затем постепенно уточняется в деталях.
Для того, чтобы обучающиеся смогли запомнить показываемое во всех подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь, часть. Поэтому мастер производственного обучения должен выполнить показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, разделяя прием на отдельные части, делая паузы между ними. Важно не только произвести показ в замедленном темпе, сделать где-то остановки, но и обратить внимание обучающихся на положение рук, ног, пальцев, координацию движений и т. д.
Успех показа зависит от умения мастера производственного обучения выбрать из всего многообразия трудовых движений те, которые обеспечивают максимальную эффективность выполнения всего трудового действия, чтобы у обучающихся запечатлелся образ приема, движения, действия, которому они на первых порах будут подражать и с которым будут сравнивать свои первые попытки выполнить прием самостоятельно.
Хорошим методом обучения является самостоятельные наблюдения обучающихся, которые проводятся под присмотром педагога и по его заданиям. В задании обычно ставится цель самостоятельных наблюдений, указывается порядок их проведения, даются указания по оформлению результатов наблюдений. Инструктируя обучающихся перед наблюдениями, педагог добивается, чтобы они ясно представляли сущность задания, вопросы, на которые они должны ответить, порядок наблюдений, трудности, которые могут возникнуть, способы их преодоления, меры предосторожности, которые нужно соблюдать, за какой помощью и к кому можно обратиться, как оформить результаты наблюдений.
Применение метода письменного инструктирования связано с использованием на уроках профессионального обучения различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельными источниками информации. В производственном обучении наибольшее применение находят инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы. Наличие такой документации письменного инструктирования позволяет каждому учащемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процессе выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащимся в ней, в любых условиях. Это обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности мастера по управлению процессом производственного обучения. Документы письменного инструктирования используются мастером производственного обучения при проведении вводного инструктирования обучающихся в качестве пособия при показе и объяснении приемов и способов выполнения работы, а также в процессе выполнения учебно-производственных работ. [18, с.171].
Таким образом, наличие различных точек зрения на проблему классификации методов профессионального обучения отражает многосторонний и комплексный подход к характеристикам их сущности. Такой подход позволил нам разделить все методы на три основные группы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.
Каждая из этих групп методов включает подгруппы и отдельные методы, которые являются инструментом процесса обучения.
Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся включает словесные, наглядные и практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно в репродуктивном или продуктивном направлениях.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности включают методы мотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, а также методы стимулирования интереса к учебе.
Методы контроля и самоконтроля включают методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний и умений учащихся.[3, с.170-175]
В учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а знание преподавателем и мастером производственного обучения условий их эффективного применения в учебно-производственном процессе, на примере обучения по профессии «Повар, кондитер».
Глава 2. Применение методов обучения
2.1.Подходы к выбору методов профессионального обучения
Многообразие методов обучения ставит педагога в ситуацию выбора, какой метод и в каком сочетании с другими методами или приемами целесообразно использовать в конкретной ситуации обучения с учетом поставленных целей урока, уровня подготовленности ученического коллектива, сложности темы и других факторов.
И.Я.Лернер выделил шесть факторов, влияющих на выбор методов обучения и их сочетаний у учебной деятельности. В первую очередь выбор методов зависит от содержания учебного материала, поставленных целей обучения, местом занятия в теме или разделе. Во-вторых исследователь выделил в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект). Затем, для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения И.Я.Лернер предлагает отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты). Следующим шагом ученый предлагает построить содержание учебного материала в соответствии
с чередованием дидактических методов обучения (логический аспект). Кроме того, для каждого метода в соответствии с учебным материалом предлагает выбирать наличные средства – предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект). И в заключении, определить порядок чередования методов и приемов обучения и их сочетаний, учитывая потребностно-эмоциональную сферу обучающихся (управленческий, воспитательный аспекты) [11, с.127].
Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.[1, с. 10]
Любой метод обучения должен иметь цель, на которую он ориентирован, содержание как совокупность приемов, из которых метод состоит и форму, в которой он реализуется наиболее эффективно. Все эти компоненты должны соотноситься с дидактическими принципами и закономерностями обучения.
Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление.
В то же время в рамках профессионального обучения всегда сочетается несколько. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения.
Изучив психолого-педагогическую литературу можно выделить общие условия, которые определяют выбор методов обучения:
закономерности и принципы обучения;
общие цели воспитания, образования и развития обучающихся;
специфики изучаемого профессионального модуля или дисциплины;
особенности методики преподавания конкретного профессионального модуля или учебной дисциплины.
При этом необходимо выделить требования к отбору методов профессионального обучения. Любой выбранный метод обучения или их сочетания должны зависеть от цели и задач содержания учебной программы; от времени, отведенному на изучение темы; от уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся; от материального оснащения образовательного учреждения, т.е. наличия оборудования, наглядных пособий, ТСО и наличия ЭОР, а также от уровня компетентности педагога, знания типичных ситуаций процесса профессионального обучения. При этом педагог должен уметь выбирать наиболее эффективные сочетания методов обучения, в том числе инновационные, информационные и др.
В современной педагогической практике построение системы методов обучения осуществляется в соответствии с технологической логикой образовательного процесса. Такой подход позволяет программировать два относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных процесса − с одной стороны, превращение знаний в прочные умения, навыки и привычные действия, а с другой − переход знаний, умений и навыков в профессиональные компетенции [9, с.98-100].
В ходе организации учебно-производственной деятельности всегда сочетается несколько методов обучения, позволяющих повысить взаимодействие педагогов и обучающихся и качество профессиональной подготовки.
Для обучения педагогов оптимальному выбору методов профессионального обучения в образовательном учреждении должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь относится организация самообразования педагогов по овладению всем арсеналом методов обучения.
Следующим условием успешной реализации оптимального выбора педагогических решений является обязательный анализ педагогом эффективности применения методов обучения после окончания урока. Педагогу необходимо выявить, сколько учебного времени занятия потрачено для достижения определенных результатов. Если времени недостаточно, то необходимо провести анализ причин и выбрать другие методы обучения [19, с. 201].
2.2.Выбор методов на уроках производственного обучения
Производственное обучение имеет свои специфические особенности, определяющие специфику подходов к определению его целей, содержания, форм и методов.
Прежде всего, основной целью производственного обучения в условиях модернизации системы профессионального образования, является формирование у обучающихся профессиональных компетенций в определенной сфере труда с учетом требований ФГОС.
На эффективность профессионального обучения в значительной степени влияет выбранные методы обучения, рассмотренные нами в главе 1. Педагоги-исследователи утверждают, что не существует одного универсального метода обучения – каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Выбор метода обучения определяется, прежде всего, целью. В связи с тем, что целью теоретического обучения в учреждениях среднего профессионального образования является получение обучающимися глубоких и прочных знаний по профессиональному модулю (междисциплинарному курсу) или дисциплине, определенных ФГОС по профессии, большое внимание должно уделяться не только словесным методам обучения, но и сочетанию их с наглядными методами. С учетом требований ФГОС рабочими учебными планами более 60 % учебного времени предусмотрено на выполнение лабораторно-практических работ. А для их проведения необходимым условием будет применение наглядных и практических методов обучения или их умелом сочетании со словесными методами [14, 20].
На выбор метода обучения оказывает влияние наличие хорошей материально-технической базы и соответствующего оборудования. Чем лучше оборудованы учебные кабинеты, лаборатории или цеха в учебном заведении, тем шире можно применять наглядные и практические методы.
Выбор методов обучения следует соотносить со структурой учебного процесса, определенной в рабочих учебных планах.
Так, на первом курсе на вводных занятиях теоретического обучения происходит постепенное погружение в профессию, формирование первичных понятий и сути производственных процессов, поэтому на этом этапе будут уместны словесно-наглядные методы обучения, т.е. проблемные беседы в сочетании с показом презентаций или иллюстраций. При проведении вводных занятий в рамках учебной практики на первом курсе происходит формирование первичных профессиональных умений и навыков, поэтому на этом этапе будет уместно устное или письменное инструктирование с демонстрацией приемов выполнения трудовых операций. Затем, на последующих занятиях необходимо применять метод выполнения упражнений, а в рамках производственной практики – практические методы обучения (работу на тренажерах, симуляторах или на реальном оборудовании).
На втором курсе, как правило, устойчиво формируются общие компетенции обучающихся, происходит освоение остальных профессиональных модулей (междисциплинарных курсов) или дисциплин, поэтому сочетание словесно-наглядных и практических методов обучения позволяет устойчиво сформировать также и профессиональные компетенции. Таким образом, к моменту прохождения производственной практики, особенно если она проводится концентрированно на третьем курсе, мастер производственного обучения применяет на занятиях практические методы обучения, сочетая их с методами контроля и самоконтроля производственной деятельности.
Организация бесед и самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, решение практических задач и выполнение упражнений позволяет педагогу проектировать и систематизировать учебный процесс, устанавливать межпредметные связи и определять алгоритм формирования профессиональных компетенций в рамках освоения профессиональных модулей (междисциплинарных курсов) или дисциплин. Убеждение в правильности выбранных методов обучения может осуществляться через наблюдение за деятельностью обучающихся, проведение экспериментов в ходе лабораторно-практических работ, анализ показателей и индикаторов, определенных педагогом [11].
Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха – при проведении объяснения или, беседы, зрения – при демонстрации наглядных средств обучения или при показе трудовых приемов, осязания и ощущений – при выполнении упражнений, лабораторно-практических работ. По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу навыков и умений. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения, которые будут рассмотрены нами в третьей главе.
Таким образом, каждый конкретный метод обучения используется в учебном процессе в соответствии с определенными задачами. При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями обучающихся. Высокий уровень подготовленности группы потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, а также некоторого превалирования рассказа и объяснения перед беседой. Наоборот, в группе с пониженным уровнем подготовленности потребуется принципиально иная тактика выбора методов – здесь будет превалировать метод беседы, наглядность, несколько уменьшена доля самостоятельных работ.
Пониженная работоспособность учащихся к концу дня потребует несколько большего разнообразия методов и наглядных средств для снятия утомления и поддержания уровня мотивации обучающихся.
И, наконец, выбор методов обучения необходимо всегда соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь, естественно, на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.
Глава 3. Эффективные методы обучения и их роль в формировании профессиональных компетенций выпускников по профессии «Повар, кондитер»
3.1.Профессиональная компетенция как основная составляющая
компетентности будущего специалиста по профессии «Повар, кондитер»
Будущему специалисту сферы общественного питания в условиях конкурентной среды требуется наличие не только профессиональных умений и навыков, но и общей культуры, нравственной воспитанности, гражданской зрелости, способности к адаптации в изменяющихся условиях экономики и современного производства, умения брать на себя ответственность за принятые решения, реализовывать свой творческий потенциал, но и других важных профессиональных и личностных качеств.
Квалификационные требования к подготовке будущего специалиста, заложенные в ФГОС, позволяют выделить многоплановое понятие «профессиональная компетентность» и описать области профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы по профессии или специальности. Данные требования представлены общими и профессиональными компетенциями и ориентированы на присвоение выпускнику определенной квалификации.
Ряд исследователей, в частности Э.Ф.Зеер, А.В.Хуторской, В.А.Сластенин, В.И.Байденко, выделили следующие группы профессиональных компетенций, которые вошли в ФГОС НПО и СПО по профессиям или специальностям. С позиции этих авторов профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональную, социально-коммуникативную и компетенцию самоуправления [17, с.87].
Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности. Она включает следующие элементами деятельности:
анализ трудового и технологического процессов;
анализ технической документации, производственных заданий;
безошибочность выполнения и координация работ в процессе трудовой деятельности;
обеспечение безопасности выполнения работ;
соблюдение технологических требований;
освоение дополнительных квалификаций;
высокий уровень культуры и организации процесса;
отсутствие брака;
своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе и др.
Социально-коммуникативная компетенция проявляется в следующих способностях специалиста:
способности к сотрудничеству и эффективной работе в коллективной деятельности;
психологической совместимости и способности разрешать конфликты в коллективе;
способности устанавливать горизонтальные и вертикальные контакты;
толерантности;
способности к использованию различных средств связи и информации.
Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:
умение рассуждать и оценивать;
инициативу и творческий характер мышления;
способность принятия ответственности;
способность управления собой и другими;
выявление проблем, самостоятельную постановку задач и способность их решения;
умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
понимание взаимосвязей данной работы с другими;
принятие рациональных решений в критической ситуации [6, с.37].
Профессиональная компетентность предполагает:
углубленное знание предмета или освоенное умение;
способность специалиста среди множества решений выбирать наиболее оптимальное решение (критическое мышление);
способность к постоянному обновлению знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях (мобильность знаний).
Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста требует изменения структуры и содержания образовательных программ, использования новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки деятельности обучающихся [12, с.21].
При разработке образовательных программ формирования профессиональной компетентности будущих специалистов необходимо предусматривать инновационные технологии, позволяющие не только приобретать знания, но и развивать профессиональное мышление.
Одним из важных средств формирования указанных компетенций ряд исследователей, в частности Г.К.Селевко, Я.С.Гинзбург, М.В.Короткова, В.Я. Платов и др., рассматривают применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Таких методов достаточно много, но особое место среди них исследователи отводят игровым технологиям, в частности деловой, ролевой, производственной или ситуационной игре, которая дает возможность наиболее полно осваивать профессиональные функции и развивать навыки специалиста сферы общественного питания. Обучающие возможности деловой игры заключаются в воссоздании основных закономерностей движения профессиональной деятельности и мышления на материале учебной ситуации [15, с.33-46].
С 01.09.2011 г. ГАОУСПО РК «Печорский промышленно-экономический техникум» приступил к реализации основной профессиональной образовательной программы по профессии 260807.01 «Повар, кондитер», разработанной на основе ФГОС НПО [20].
Как определено в ФГОС по профессии «Повар, кондитер» областью профессиональной деятельности будущих специалистов является приготовление широкого ассортимента простых и основных блюд, хлебобулочных, кондитерских и мучных изделий с учетом различных специализаций предприятий общественного питания. Стандарт определяет требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы по профессии «Повар, кондитер» [20, с.2-5]. Выпускник, успешно освоивший ее, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
производить подготовку и первичную обработку пищевых продуктов;
выбирать инвентарь и оборудование;
готовить и оформлять блюда из пищевых продуктов;
готовить простые блюда из мяса, рыбы;
готовить сладкие блюда и напитки;
готовить хлебобулочные, кондитерские и мучные блюда;
оценивать качество готовых блюд.
Помимо профессиональных компетенций, выпускник должен обладать общими компетенциями, которые предполагают формирование способностей к организации собственной деятельности, контролю, оценке и коррекции своей профессиональной деятельности, умений работать в команде и нести ответственность за выполнение профессиональной деятельности, и умение осуществлять поиск информации с помощью информационных технологий [18, с.96].
Условия, определяющие качество подготовки специалистов в техникуме, соответствуют предъявляемым требованиям ФГОС. Выбирая педагогические технологии и методы производственного обучения, необходимо соотносить их с реальными учебно-методическими и материально-техническими возможностями. С 2009 года по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» успешно функционирует учебный кластер, в состав которого входят не только учебные кабинеты и лаборатории, учебно-производственные мастерские, но и производственные цеха и участки предприятий общественного питания города при прохождении обучающимися производственной практики и стажировки. Подобная организация производственного обучения и производственной практики в условиях, приближенных к реальным, позволяет обучающимся после окончания техникума успешнее пройти период профессиональной адаптации и социализации.
В состав кластера входит учебный кабинет, оснащенный учебно-методический компьютерным комплексом, который позволяет разрабатывать уроки по шаблонам, использовать обучающие и контролирующие программы, проводить расчеты сырья и материально-производственных запасов в обучения.
Кроме того, при использовании наглядных методов обучения для проведения практических занятий педагоги техникума используют виртуальную лабораторию Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов.
Учебно-производственные лаборатории и мастерские для прохождения учебной, технологической, производственной (профессиональной) практики
Учебные кабинеты и лаборатории



Учебный кулинарный цех
Учебная лаборатория товароведения продовольственных товаров
Кабинеты профессиональных дисциплин:
кабинет технологии кулинарного производства;
кабинет и лаборатория оборудования;
кабинет вводного инструктажа, технического оснащения и организации рабочего места

Учебный кондитерский цех

Учебно-производственный цех № 1
(столовая учебного комплекса № 1)
Учебная лаборатория микробиологии, санитарии и гигиены

Учебно-производственный цех № 2
(столовая учебного комплекса № 2)


Производственные цеха и участки предприятий общественного питания города при прохождении производственной практики и стажировки
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет, актовый зал

Рис.2. Структура учебно-производственного кластера по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
Материально-техническая база и учебно-методическое оснащение профессии 260807.01 «Повар, кондитер» соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает проведение всех видов лабораторно-практических работ, дисциплин и междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик и позволяет в полной мере формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции.
Основная профессиональная образовательная программа по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» состоит из восьми профессиональных модулей (междисциплинарных курсов) и четырех общепрофессиональных дисциплин. Время, отведенное на лабораторно-практические занятия, составляет 60-70 % от общего времени на изучение профессионального модуля или учебной дисциплины, что значительно больше, чем было предусмотрено рабочими учебными программами, разработанными в соответствие с предыдущими стандартами ГОС НПО (10-15 %) [14].
3.2.Методы, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций будущего специалиста по профессии «Повар, кондитер»
Задача подготовки специалистов, в том числе в сфере общественного питания, не может быть в полной мере решена традиционными словесными методами обучения. Эти методы мало затрагивают основное звено познавательной деятельности обучающихся – мышление и направленны в основном на приобретение, расширение и углубление знаний путем сообщения информации, ее воспроизведения и конкретных профессиональных действий по готовому алгоритму (ориентировочные основы действий), являются явно недостаточными.
Для улучшения качества подготовки специалистов возникла необходимость применения современных активных методов обучения, обеспечивающих творческую активность обучающихся и направленных на формирование и развитие профессиональных компетенций, освоение ими новых способов профессиональной деятельности.
Активные практические методы обучения включают в себя разные формы занятий: ролевые и ситуационные игры, лабораторно-практические работы.
Методы активного обучения будущих выпускников по профессии «Повар, кондитер» характеризуются вынужденной активностью мышления обучающегося, обеспечением постоянной вовлеченности обучающихся в учебный процесс; повышенной степенью мотивации и эмоционального участия; самостоятельной выработкой решений; постоянным взаимодействием обучающегося и преподавателя; проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и учащегося в совместной учебной деятельности «учение – обучение».
«Обучение через всю жизнь» – одна из актуальных задач, стоящих перед профессиональным образованием. Здесь направляющую роль играют внутренние мотивы, которые окончательно формируются к концу третьего курса, когда обучающиеся выходят на преддипломную практику на предприятия города. Они уже самостоятельно и в полном объеме выполняют производственные задания по кулинарной обработке и приготовлению блюд, организации производства. Как показал мониторинг трудоустройства и отзывы руководителей практики, успешно мотивированные на продуктивную профессиональную деятельность выпускники зачастую сами становятся консультантами на предприятиях общественного питания г.Печоры и Печорского района.
При проведении лабораторно-практических работ и производственных занятий в рамках учебной практики считаем важным использовать такие методы обучения, которые бы позволили сформировать не только профессиональные, но и общеучебные умения, систематизировать знания, развивать активность, творчество и навыки самоконтроля. В рамках перехода на ФГОС cчитаем активные методы практического обучения наиболее оптимальными.
Приведем пример лабораторно-практической работы по теме «Механическая и кулинарная обработка чешуйчатой рыбы» в рамках профессионального модуля ПМ.04 «Приготовление блюд из рыбы» (МДК 04.01 «Технология обработки сырья и приготовление блюд из рыбы»). Занятие проводится в кулинарной лаборатории мастером производственного обучения. Обучающиеся проводят необходимые расчеты и разрабатывают технологические карты, а затем готовят блюдо. При этом мотивацией для них является не только приготовление блюда, но и дальнейшая его дегустация сокурсниками и педагогами (приложение 1).
Для определения степени эффективности лабораторно-практических занятий провела сравнительный анализ результатов традиционных методов обучения в контрольной группе (гр.201 – 2011 год) и лабораторно-практических занятий (гр.201 – 2012 год).

По результатам анализа представленных показателей:
уровень усвоения темы в ходе лабораторно-практической работы повысился;
качество обучения также значительно возросло;
лабораторно-практические занятия дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, вырабатывают у обучающихся способность к оценке действующего производства и позволяют сформировать профессиональные компетенции, определенные ФГОС. Заключительная часть лабораторно-практического занятия обычно проводится в виде дегустации блюд с целью контроля качества его приготовления. В конце занятия подводятся итоги, обсуждаются впечатления, проводится «работа над ошибками», определяются наиболее «сильные» и «слабые» звенья урока.
Уровень удовлетворенности обучающихся занятиями в форме лабораторно-практических работ можно проверить с помощью анкетирования обучающихся 2 курса контрольной и экспериментальной группах. Ребятам было задано в конце занятия несколько вопросов (Приложение 2).

Анализ анкет показал, что при проведении лабораторно-практической работы по теме «Механическая и кулинарная обработка чешуйчатой рыбы» большая часть обучающихся отмечают наибольший интерес к подобным методам обучения, хотя один обучающийся отметил, что такой вид работы для него хоть и интересен, но сложный по выполнению.
На вопрос анкеты, какие методы обучения позволяют вам легче усвоить учебный материал, большая часть обучающихся ответили, что сочетание устного или письменного инструктирования с практическими методами (упражнение, лабораторно-практическая работа). Лишь двое обучающихся (4%) отметили словесные методы обучения. Достаточное количество ребят отметили также сочетание словесной формы изложения учебного материала с наглядными методами обучения (иллюстрации, схемы, презентации и др.).
Почти все респонденты (92 %) ответили, что знания, полученные в рамках лабораторно-практической работы пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности. И только двое обучающихся отметили, что уже ранее освоили эту тему в рамках предметного кружка.
Таким образом, использование практических методов обучения в сочетании с другими методами позволяет сделать вывод о том, что их использование в практике преподавания производственного обучения повышает не только уровень усвоения темы, но и мотивацию, активность, и как следствие формирование ключевых компетенций.
Заключение
Изучив теоретические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов с позиции отечественных исследователей, а также нормативные документы (ФГОС и рабочий учебный план по профессии «Повар, кондитер») и подходы к выбору методов производственного обучения считаем, что поставленные в работе задачи реализованы.
В ходе изучения проблемы пришли к следующим выводам:
В своих исследованиях ученые дают разнообразную классификацию методов профессионального обучения, но так или иначе все останавливаются на трех группах – словесных, наглядных и практических методах обучения, которые обеспечивают не только теоретическую и практическую подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности, но и формируют у него профессиональные компетенции в соответствие с требованиями ФГОС и работодателей.
Методы практического обучения направлены на формирование умений планировать, выполнять и контролировать свою деятельность, а также на формирование профессиональных компетенций, определенных в ФГОС по профессиям.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов профессионального обучения позволил дать характеристику основных подходов к их классификации: с точки зрения организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности; с точки зрения стимулирования и мотивации учебной деятельности; с точки зрения контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности обучающихся.
При организации производственного обучения большое значение имеет выбор не какого-либо одного метода обучения (словесного, наглядного, практического), а умелое сочетание нескольких. Например, словесное описание, объяснение и показ отдельных сложных элементов, проверка восприятия с помощью проблемных вопросов, пробное выполнение действий отдельными обучающимися и их объяснение, наглядное сопровождение объяснения или беседы, устное или письменное инструктирование и практическая работа.
Наличие в ГАОУСПО РК «Печорский промышленно-экономический техникум» учебного кластера по профессии «Повар, кондитер» позволяет планировать любые виды занятий, комплексно использовать любые методы обучения, в том числе практические.
Анализ результатов, представленных в работе, позволяет сделать вывод о том, что использование практических методов обучения в форме упражнений и лабораторно-практических работ повышает успеваемость и качество подготовки выпускников по профессии «Повар, кондитер», а также долю профессиональных компетенции, определенных требованиям ФГОС и освоенных обучающимися в рамках лабораторно-практических работ.
Сравнительный анализ результатов, проведенных в рамках анкетирования обучающихся по профессии «Повар, кондитер» показывает, что применение практических методов обучения в сочетании со словесными или наглядными повышает мотивацию обучающихся и уровень общей удовлетворенности своим обучением при выполнении лабораторно-практических работ и является одним из основных путей формирования профессиональной компетентности специалиста сферы общественного питания.
Библиографический список
Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К.Бабанского, –2 изд.доп. и перераб. -2009. - 479 с.
Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - № 11.
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика [Текст]: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.- 456 с.
Гинзбург, Я.С., Коряк, Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр [Текст] // Игровое моделирование: Методология и практика. – Новосибирск: Наука, 2011. – С. 61–77. 
Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5.
Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании [Текст]: учеб.пособие /З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. –176 с.
Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках [Текст]. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256 с.
Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст]: учеб.пособие для студ.СПО / под ред. Г.И.Кругликова. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]. - М.: Педагогика, 1981.
Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]. – М.: «Мастерство», 2002. - 288 с.
Петухов, М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам [Текст]: Учебное пособие./Под науч.ред. А.П. Беляевой. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 199 с.
Платов, В.Я. активные методы обучения [Текст]: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с. 
Рабочий учебный план по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» [Текст], утв. приказом МО РК от 24.05.2011 № 516, – 12 с.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: 2005.- 288 с.
Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) [Илл.]. Учебное пособие. М.: Академия, 2011, –128 с.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед.учеб.заведений/ В.А.Сластенин. – М.: издательский центр «Академия», 2010 , – 576 с.
Скибицкий, Э.Г. Методика профессионального обучения [Текст]: Учеб.пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. − 166 с.
Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: Науч.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. –176 с. 
Федеральный государственный стандарт начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер» [Текст]. – Введ. 17.05.2010, – М.: Изд-во стандартов, 2010. – 30 с.
Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2007. – 541 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие- 4-е издание, переработанное и дополненное. М: Гардарики, 2002. – 519 с.
Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2007. – 16