Доклад Практическая направленность обучения в содержании работы ПЦК


Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения ориентируют преподавателей не только на обеспечение определённых знаний, умений, но и на формирование общих и профессиональных компетенций. Эта новая задача под силу не каждому преподавателю, а лишь тому, кто постоянно повышает свою квалификацию, свое педагогическое мастерство, совершенствуя методику обучения и воспитания. И в этом смысле роль ПЦК нельзя переоценить.
Каждая предметная (цикловая) комиссия является структурным элементом в слаженном механизме методической работе колледжа. Следует отметить, что вся методическая работа подчинена единой педагогической теме колледжа «Создание практико-ориентированной образовательной среды для повышения качества подготовки будущих специалистов и формирования их профессиональной компетентности». Выбор данной темы не случаен, он обусловлен:
Спецификой современного содержания среднего профессионального образования, которая предусматривает оптимизацию как внутренних, так и внешних ресурсов с целью обеспечения развития личности обучающегося.
Необходимостью обеспечения сформированности общих и профессиональных компетенций.
Необходимостью перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию своих возможностей.
Необходимостью придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
Необходимостью подготовки студентов к новым формам промежуточной аттестации. Несоответствием традиционных технологий обучения и воспитания компетентностному подходу.
Необходимостью формирования готовности к непрерывному саморазвитию, необходимому в дальнейшей профессиональной деятельности и профессиональном развитии.
Работу над этой проблемой предполагается вести в течение трёх лет. Текущий учебный год посвящён проблеме «Формы и методы реализации практической направленности подготовки специалистов в условиях дуального обучения». Тема нашей ПЦК также соответствует обшей педагогической теме «Реализация практической направленности обучения дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла как средство формирования устойчивых познавательных интересов обучающихся». И вся деятельность ПЦК направлена на её реализацию.
Задачи ПЦК на 2014-2015 учебный год
анализ психолого-педагогической литературы и сложившегося педагогического опыта по проблеме формирования практико-ориентированной образовательной среды и практико-ориентированного обучения;
ознакомление преподавателей с методологическими основами обеспечения нового качества образования на основе практико-ориентированного подхода в обучении студентов;
моделирование практико-ориентированных учебных занятий;
системное использование новых способов организации образовательного процесса на учебных занятиях;
отбор оптимальных приемов и методов организации образовательной деятельности студентов, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций;
повышение качества знаний студентов посредством развития навыков самостоятельной познавательной деятельности с включением практико-ориентированных заданий;
создание условий для развития рефлексивной культуры преподавателя и обучающихся;
совершенствование системы выявления и поддержки способных и одаренных студентов, как на учебных занятиях через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию индивидуальной работы;
организация мониторинга успешности обучения с целью своевременного выявления и преодоления проблем. (Слайд)
Ожидаемые результаты
овладение теоретическими основами обеспечения нового качества образования на основе компетентностного подхода:
обеспечение системности в применении новых педагогических и информационных технологий;
разработка механизма развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
соответствие уровня подготовки требованиям ФГОС СПО (Слайд).
Примерная структура плана работы ПЦК
и содержание его отдельных направлений

Любое направление в деятельности ПЦК является элементом, который способствует совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса в целом, и реализации практико-ориентированного обучения в частности.
Обычно в конце учебного года на заседании ПЦК подводятся итоги работы комиссии, где:
Обсуждается отчет каждого члена ПЦК
Определяются цели и задачи на новый учебный год
Даются рекомендации преподавателям по разным направлениям
Анализируются выполненные мероприятия и определяются причины недостаточной эффективности работы
Намечаются мероприятия по повышению подготовленности студентов и повышении квалификации преподавателей
Организационная работа ПЦК
Для самостоятельной работы
Вопросы для зачёта
Экзаменационные материалы
Лабораторных и практических занятий
Контрольных работ
Открытых уроков
Консультаций
Взаимопосещения уроков
ПЦК, кабинетов, кружков, индивидуальных планов преподавателей
Учебные планы
Рабочие программы
Дидактические материалы
Методические рекомендации, разработки
КОСы
Графики
Задания обучающимся
Составление и обсуждение
Планы работы
Отчёты, протоколы
По учебно-методическим вопросам
Подбор и оформление документов и материалов

Информационная работа
Информационная работа включаетознакомление членов ПЦК с новинками в области психолого-педагогической литературы, периодических изданий, обсуждение статей из нашего методического журнала «Ключ к успеху», сообщения преподавателей после курсов повышения квалификации.
Научно-методическая работа
В этот раздел включаются вопросы для обсуждения на заседании ПЦК по методике преподавания дисциплин, связанные с темой колледжа. Например, в этом году мы обсуждали вопрос «Формы и методы реализации практической направленности обучения на уроках истории», «Особенности содержания практических занятий, ориентированных на развитие общих компетенций». На последующих заседаниях мы планируем обсудить вопросы: «», «». Наряду с этим этот раздел включает разработку методического обеспечения учебного процесса: новых рабочих программ, корректировку КТП, методических пособий для студентов и другие методические разработки.
Традиционно комиссии представляли свою методическую работу в виде написания и обсуждения методических разработок, которые представлялись в методкабинет. Сегодня мы работаем по-иному: на заседаниях «круглого стола» в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах вырабатывается единый подход.
В центре внимания индивидуальная работа преподавателей над темами самообразования, которые в этом году также посвящены проблеме реализации практико-ориентированного подхода. Например, преподаватель истории Прасалова С.И. работает над проблемой «Развитие умения анализировать исторические события как способ формирования общих компетенций», я разрабатываю проблему «Развитие общих и профессиональных компетенций на основе рейтинговой технология стимулирования познавательной деятельности » и т.д.
Каждый преподаватель исследует свою тему, которая может стать темой обобщения его педагогического опыта.
Важным условием успешной работы каждого преподавателя является повышение его профессионального уровня. Этому способствует общение с коллегами в процессе взаимопосещения уроков, которые анализируются по предложенной схеме.
Научно-исследовательская работа
В колледже на высоком уровне ведётся научно-исследовательская работа студентов, которая наиболее эффективно способствует развитию практических навыков осуществления исследовательской деятельности. Преподаватели руководят исследовательской проектами студентов. В этой сфере организована чёткая система:
в сентябре студентов знакомят с методикой организации исследовательской работы;
утверждается тематика исследовательских работ;
разрабатываются индивидуальные планы работы над проектом;
сбор и обобщение материалов ведётся с ноября по март, в это время преподавателями проводятся регулярные консультации;
подготовка научных докладов и проведение студенческой научно-практической конференции (апрель).
Организация внеурочной деятельности студентов
Традиционной формой проведения внеаудиторной работы являются декады. В рамках декады все члены ПЦК проводят открытые уроки, предметные олимпиады, конкурсы и КВН, другие воспитательные мероприятия, также ориентированные на развитие общих и профессиональных компетенций. Цель внеаудиторной работы – воспитание активной ценностно-ориентированной личности, способной к самореализации в условиях колледжа.
В 2013-2014 учебном году 66 студентов участвовали во Всероссийском дистанционном конкурсе «Инфоурок», а уже в сентябре этого года в этом конкурсе участвовали уже 156 человек.
Во всероссийской олимпиаде «Вот задачка» приняли участие 100 человек. Студенты Филимоненко Полинаи Алексеенко Дмитрий заняли второе место во Всероссийской дистанционной викторине, посвящённой 20-летию Конституции РФ, два студента приняли участие в областной научно-практической конференции «Краеведение как социокультурный феномен: изучение истории и культуры Белгородчины» и получили сертификаты участников, а ихработы опубликованы в сборнике.
Наряду с этим студенты участвуют в конкурсах рефератов, презентаций (1 место Д. Браило). О конкурсе «Подвиг земли Белгородской».
Изучение, обобщение и ассимиляция АПО
Это направление деятельности ПЦК предполагает изучение опыта коллег по наиболее актуальным проблемам. Иногда изучение опыта, запланированного на учебный год, предполагает опережающую работу над проблемой. Так, в текущем учебном году мы будем изучать опыт реализации практической направленности обучения преподавателя историиЕренковой В.М. С целью ассимиляции АПО члены ПЦК принимают активное участие в проведении мастер-классов, ежегодной панораме открытых уроков, научно-практических конференциях различного уровня. Наряду с этим преподаватели публикуют свои методические материалы в Интернет. Опыт отдельных преподавателей рекомендуется к распространению: материалы публикуются в методическом журнале колледжа.
Диагностико-аналитическая деятельность
Включение в содержание работы ПЦК диагностико-аналитической деятельности позволяет отслеживать результаты образовательного процесса.
В это направление входит проведение контрольных работ, отслеживание уровня развития общих и профессиональных компетенций, учебной мотивации и других важных характеристик нового качества образования.