Сценарий родительского собрания Наши трудные дети

Сценарий тематического собрания “Наши трудные дети”.
5 класс
Хасанова Светлана Михайловна
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка или поиск решений.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
Развивать умения поиска, выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Подготовительная работа к собранию:
1) Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:
Всё что я делаю по собственному желанию усмотрению.
Всё, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах.
Всё, что допускается мне в особых обстоятельствах.
Всё, что запрещено всегда.

Например: покупать интересующие их диски, смотреть телепередачи и т.д.
Например: можно пойти гулять, но вернуться не позднее 22.00, можно надеть куртку только с шапкой.
Например: только потому что сегодня Новый год, ты ляжешь спать позже и т.д.
Например: меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.д


Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.
2) Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания. Вопросы могут быть такими:
- Что стоит за словом “трудный ребёнок”? (портрет трудности)
- Какие причины приводят к тому, что ребёнок становится трудным?
- Как решать проблемы взросления без конфликтов?

Ход родительского собрания.
На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.
Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них (Марк Аврелий).
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Вступительное слово классного руководителя.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Потому, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей в поведении учащихся.
Трудный ребенокЧто за этими словами, какой он?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребёнка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана.
III. Вопрос родителям: Что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.
IV. Классный руководитель знакомит родителей с таблицей, которую заполняли учащиеся класса.
Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают своё мнение по таблице.
V. Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.
Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение проучившихся результатов.
VI. “Узелки на память”.
Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить за:
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами;
- унижение друг друга членами семьи;
- разводы и появление в дома нового члена семьи;
- несправедливость и невыполнение обещания;
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвертая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
VII. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности поведения ребёнка.
Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступить в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Закон 4. Запреты и требования , предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.
Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
VIII. Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.
IX. Подведение итогов. Обсуждение с родителями притчи о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: “Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что ты уже знаешь?” Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей , их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем”.