Доклад «Развитие личности воспитанников через личностно – ориентированный подход воспитания»


Доклад
«Развитие личности воспитанников
через личностно – ориентированный
подход воспитания»

«Любовь – высшее сокровище, самая дорогая жемчужина жизни, но она так затеряна, так загрязнена в навозной куче злобы и пошлости, что мало кто понимает её действительную ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько нас любят, а от того, сколько мы любим»
Н.Н. Неплюев
За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь “решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития” (А.П. Краковский).
С.Л.Рубинштейн считал, что «личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности». Психические свойства личности формируются и развиваются в процессе деятельности. «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним».
Содержание и смысл Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили
Основу теории Гуманно-личностной педагогики составляют идеи, сложившиеся в классическом духовно-философском наследии. Способ ее постижения извлекается из классических педагогических учений, культурно-философского наследия всех Времен и Народов, которые являются Чашей Мудрости. Смысл Гуманно-личностной педагогики – подведение духовно-нравственной основы под все образование. Это означает, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет не изучался.
Ш.А.Амонашвили отмечает: «Гуманная педагогика не есть открытие современной педагогической мысли. Новое здесь в том, что мы осознаем ее суть, которая дается вот уже несколько тысячелетий высшими источниками – Священными писаниями мировых религий и классическими педагогическими учениями».
Гуманно-личностная педагогика строится на фундаментальных допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и предмет для многих духовно-философских учений.
Суть допущений в следующих трёх положениях:– душа человека – есть реальная субстанция;– она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию;– земная жизнь – есть отрезок пути восхождения.
Из этих допущений выводится три постулата веры учителя в Ребёнка:– Ребёнок – есть явление, «веление духа» в нашей земной жизни.– Ребёнок несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить.– Ребёнок несёт в себе первозданную энергию духа – неограниченную возможность духовного совершенствования. Из этого следует, что Ребёнок есть единство заключенных в нём духовных и природных сущностей, суть Союза Неба и Земли, Души и Тела, неповторимая частица целого.
Смысл Гуманно-личностной педагогики – ведение ученика по пути совершенствования своего духовного мира и понимания своего предначертания, понимания суровости долга по пути умножения Добра и Любви на земле.
Задача педагога – помочь ребенку найти в себе возвышенную душу и служить ей преданно.
Цель гуманно-личностного образования – это воспитание Благородного человека.
Данную цель можно решить с помощью следующих задач:– создавать условия для того, чтобы дети осознали огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков, осознали ответственность за свои поступки, мысли;– помогать познавать, что значить Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность.– помогать познавать себя, свой внутренний мир, постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;– развивать интерес к духовной жизни, к философствованию, наблюдательность, внимательность, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;– развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;– поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше.
Гуманно-личностная педагогика обращена на облагораживание души и сердца ребенка, а знания, которые приобретает ученик в процессе обучения, мыслятся как условия творчества, созидания, творения блага. Гуманно-личностная педагогика, конечно же, опирается на любовь и доброту учителя, на его умение создавать такую атмосферу душевной щедрости, в которой каждый ученик был бы направлен на самопознание, стремление к духовному самосовершенствованию.

Обучения без воспитания не бывает, а воспитывать, по выражению Ш.А.Амонашвили, можно только тогда, «когда возникает духовная общность между учителем и учеником». Мировоззрение педагога, выбравшего для себя Гуманно-личностную педагогику, предполагает активный нравственный выбор добра, безграничную веру в Ребёнка, в родство душ учителя и ученика, в общность «морального закона внутри нас».
Духовные начала Гуманно-личностной педагогики и психологическое понимание природы Ребёнка в единстве создают педагогическое мировоззрение, через которое осмысливается вся образовательная атрибутика, все составные части образования.
В призме акцентологии одни проблемы, которые считались важными для традиционной педагогики, в Гуманно-личностной педагогике теряют смысл. Другие переосмысливаются. Но возникает третья группа проблем, специфичных для этой педагогики, – проблема воспитания добромыслия, прекрасномыслия и чувства ответственности за свои поступки; проблема развития доброречия, прекрасноречия, мудроречия и воспитание ответственности за своё слово; проблема воспитания чувства возвышенной любви, сострадания, сопереживания, сорадости, уважения, помощи, оказания услуг; проблема отношения к собственности без чувства собственности; проблема взращивания чувства долга; проблема совести и умения жить по совести; проблема самопознания и саморазвития и т.д.
Все они, как в фокусе, сходятся на роли педагога. Его личности в Гуманно-личностной педагогике придаётся особая важность. Педагогу предлагается стать творцом своего субъективного образовательного поля, облагораживающая сила которого будет впрямую зависеть от его личностных качеств. Он должен из укротителя, из судьи и оценщика знаний превратиться в соавтора души ученика, в мудрого и доверительного соискателя вместе с ним смысла учёбы и жизни, сотрудничать с учеником. Это – неизмеримо труднее, чем просто давать уроки – сумму знаний, не освещённую смыслом учения. Но без этого нет педагогики, тем более Гуманной. Педагог становится для ученика носителем определённого нравственного идеала, он насыщает образовательное пространство высокими образами, под воздействием которых раскрываются лучшие качества Ребёнка. «Образование есть суть раскрытия, выявления, утверждения внутреннего образа; он раскрывается и утверждается через потоки внешних образов. Потому качество потоков внешних образов решают судьбу качества внутреннего образа, духовно-нравственного становления человека» (Ш.А. Амоношвили).
Сотрудничество – всегда соавторство. В соавторстве с учеником учитель как бы заново рождается, проходит с ним путь к познанию Истины. А это предъявляет учителю аксиоматические требования и нормы. Нельзя воспитывать нравственность, будучи безнравственным. Любовь воспитывается любовью, Доброта – добротою, Благородство – благородством, Личность – личностью и т.д. Способность любить бескорыстно облагораживает душу ребёнка, делает её богатой, светлой. У подавляющего большинства детей, пришедших в школу, есть кто-то дорогой, кому-то они отдали свою душу, и это даёт им счастье, полноту духовной жизни. А у некоторых детей жизнь сложилась так, что они никому не смогли отдать своего сердца и чувствуют себя одинокими, не знают счастья духовной близости, родства. … Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, - всё это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру. … Защитное воспитание детей с этой травмой требует глубокой, самоотверженной любви воспитателя к человеку, высокой культуры чувств, тонкой способности отделять зло от личности ребёнка»В защитном воспитании сейчас нуждаются не только дети, оно крайне необходимо нам, взрослым, чьи сердца огрубели как «задубевшая подошва», потому что многие из нас уже давно никому не отдают своего сердца. Человек приходит в жизнь для другого человека, он приходит для того, чтобы любить и быть любимым. Человеческое сердце – это величайший генератор любви, способный структурировать мир и совершать чудеса. Почему же каждый из нас не станет сознательным «поставщиком любви», ведь только благодаря этому чувству существует наш мир.Отсюда возникает необходимость постоянного творческого восхождения педагога к вершинам нравственности и следования правилам: «Любя - любим», «Уча – учимся», «Воспитывая – воспитываемся», «Образовывая – образовываемся сами».
Таким образом, акцентология Гуманно-личностной педагогики переосмысливает понятийную сторону педагогики, раскрывая и определяя в ней духовные аспекты.

Ещё одной технологией личностно – ориентированного воспитания и обучения является технология И.С. Якиманской.
Ведущими идеями личностно – ориентированного обучения
(по И.С. Якиманской) являются:
- развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
-обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
-учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
-субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
-при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
-усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.
Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного занятия:
1. Опора на субъектный опыт.
«Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…
При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте обучающихся (как результат их предшествующего обучения у разных педагогов и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме занятия, задачам и целям обучения.
В этих условиях воспитанники будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Педагогу нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать обучающихся к такому разговору,  активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на занятии, педагог и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.» 2. Знание психофизических особенностей.
«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих воспитаннику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Воспитаннику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.» 3. В роли равноправных партнеров
«Как построить на занятии общение таким образом, чтобы воспитанник мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого педагогу следует относить к фронтальным методам работы на занятии лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей обучающихся, возможностей их проявления в ходе занятия. Потому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным и воспитательным целям, все формы сотрудничества между воспитанниками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном занятии основное внимание педагог уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.» Концептуальные положения о педагогической поддержке ребёнка и процесса его развития Олега Семеновича Газмана.
Понятие «воспитание». Понятие «воспитание» - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Анализируя практику обучения и воспитания, Олег Семенович пришёл к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А, следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).Во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию.
Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).
В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно, лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.Содержание воспитательного процесса.
Основу содержания воспитания, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)».
Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие: _культура жизненного самоопределения;
культура семейных отношений;
экономическая культура и культура труда;
политическая, демократическая и правовая культура;
интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
экологическая культура;
художественная культура;
физическая культура.
Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность.Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников Культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.Таким образом, для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».Механизм воспитания.. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
- III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
К основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
развитость индивидуальных способностей ученика;
нравственная направленность личности;
физическое и психическое здоровье школьника;
сформированность базовой культуры учащегося;
защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.Воспитательная система нашей школы строится на основе некоторых элементов концепции воспитания «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» О.С. Газмана. Приоритетное направление воспитательной работы – развитие и саморазвитие личностных качеств ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Целевые ориентиры воспитательной системы:
1 Формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни. Формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании.
2 Формирование у учащихся потребности речевого общения через разные виды речи (диалогическую, монологическую, письменную)3 Развитие личности через совершенствование процесса обучения и воспитания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.4 Формирование психофизического здоровья учащихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни.5 Укрепление традиций школьного коллектива. 6 Развитие творческих способностей учащихся в различных сферах деятельности.7 Формирование положительных моральных, нравственных, этических качеств личности, воспитание правосознания, дисциплины, культуры чувств и поведения.Принципы воспитательной системы:
Принцип «само» – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.).
Принцип творческой активности – направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом в проведении традиционных и новых дел школы.
Принцип общения – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. Принцип выборности – направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения.
Основные направления воспитательной работы:
1 Духовно – нравственное воспитание
2 Гражданско-патриотическое воспитание
3 Правовое воспитание
4 Эстетическое воспитание
5 Экологическое воспитание
6 Трудовое воспитание
7 Физическое воспитание
8 Социально – личностное воспитание
Каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с воспитанниками. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности.
В заключении хотелось бы прочитать такие слова:
Возможно ли Другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право …
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлёт людской судьбы …