Система работы школы по духовно-нравственному образованию (выступление в Общественной палате РФ 26.05.15)


Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников – явление не случайное. Все мы опасаемся развала экономики, смены политической системы… Но самая большая опасность для нашего общества сегодня – это разрушение личности. Мы видим разрушительную антидуховную пропаганду СМИ; материальные ценности доминируют над духовными; искажены представления о милосердии, доброте, патриотизме. Если мы сегодня не обратим внимания на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, программах и методиках, мы можем никакого результата не получить. Поэтому д-н вос. в нашей школе – одна из основных задач воспит.работы. В ее основе заложены следующие принципы:
Понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта учащихся: учебная и общественная деятельность, отношения в коллективе, отношения с педагогами и родителями.
Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Система духовно-нравственного воспитания включает, прежде всего, учебную деятельность, т.е. преподавание предметов духовно-нравственного цикла. С 1994 по 2008 год преподавался предмет этики для учащихся с 5 по 9 класс. 2 года модуль «Основы светской этики» преподается в классах ФГОС. Предмет изучается в 5 классе по учебнику М.Т.Студеникина, который соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь, и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания – чувства принадлежности к своей стране и народу. Дополнением к каждой теме является глава, знакомящая пятиклассников с нормами этикета.
На протяжении 9 лет в школе преподается курс Истоки для учащихся с 1 по 9 класс. Предмет преподается безоценочно, но ученики с удовольствием работают на уроке. Результат их деятельности – копилка творческих работ каждого. На последнем уроке в 9 классе каждый может получить в подарок все свои работы, начиная с начальной школы.
5 лет в 4 классах в школе преподается курс ОРКСЭ, модуль – ОПК.
Для учащихся 10 – 11 классов продолжением курса духовно-нравственного образования является предмет НОСЖ. Старшие школьники с интересом обсуждают темы курса, становясь активными участниками диалога на уроке. В то же время, проблема семейного воспитания с каждым годом становится все актуальнее. В этом учебном году по результатам анонимного анкетирования 5 девушек написали в своей работе, что не желают иметь семью и тем более детей!!! («это сейчас не модно!»). Это ли не результат навязывания обществом свободных отношений?! Хочется верить, что их мнение изменится…
Все предметы духовно-нравственного цикла объединяют и структура и формы работы на уроке:
Художественно-педагогическая идея урока
Присоединение
Словарная работа
Тренинги
Работа с учебником и тетрадью
Д/з: мотивация на взаимодействие с семьей.
На уроках учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историй, изобразительным искусством, музыкой.
Другим важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразие внеклассной работы. В школе были разработаны и реализованы проекты экскурсионной деятельности «Я – Россиянин» и «Это наша с тобой сторона». Учащиеся нашей школы за 2013 – 2014 год смогли лично познакомиться с такими памятниками культуры нашего Отечества, о которых говорили на уроках, как Троице-Сергиева Лавра, Московский Кремль, музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Третьяковская галерея, Храм Христа Спасителя, Храм Покрова на Нерли. В рамках внеклассной работы наши ученики могли пройти мастер-классы по росписи Лавровской деревянной игрушки (Нерехта), изготовлению куклы-оберега (с. Шушкодом) и Рождественского пряника (д.Елегино), Петровской игрушки (п.Сусанино).
Еще одним направлением в системе нашей работы являются олимпиады по предметам духовно-нравственного цикла. Это, прежде всего, олимпиада по предмету Истоки. Ученики нашей школы ежегодно доходят до регионального тура. В этом учебном году призером олимпиады стала ученица 8 класса Беляева Мария. Кроме того, в олимпиадном движении появляются специальные программы, которые интересны ребятам, включающие и индивидуальную, и групповую, и исследовательскую деятельность. Такую возможность дают олимпиады, проводимые ПСТГУ. Это олимпиада по ОПК, в которой наши ученики участвуют уже 4 года. (о побед.). Еще одна олимпиада, которую с нетерпением ждут дети, - это ОВИО «Наше наследие». Она создавалась как межпредметная олимпиада, ориентированная на выявление одаренных детей. Олимпиада состоит из соревнований на память, эрудицию и скорость мышления. Тематическая часть заданий связана единой темой (в прошлом учебном году – тема Олимпийских игр для начального и среднего звена, тема первой мировой войны – для старшего звена. В этом году – тема Вов). По единой теме также предлагаются специальные исследовательские и проектные задания. Олимпиада проводится не только для школьников, но и для детей детского сада. Наши ученики…
Второй год наши ученики участвуют в многопрофильной всероссийской олимпиаде «Аксиос», которая проходит в 2 этапа: заочный и очный тур. По результатам прошлого учебного года в предметной области Основы христианства в заочном туре у нас два 1 и два 3 места (всего участвовали 5 человек) и в очном туре 4 место. В этом году в заочном туре – 3 и 4 место, и ждем результаты очного тура, который проходил в Москве 1 февраля. В рамках олимпиады Аксиос ребята проверяли свои знания по математике, истории, обществознанию, русскому языку, литературе, основам христианства.
Вывод: мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его на урочную и внеурочную деятельность. Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, творчества, заботы и любви. Хочется верить, что наша школа посеет в души детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность. И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.