Выступление на заседании городского методического объединения по теме Подготовка учителя к реализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности (из опыта работы)


Выступление из опыта работы на заседании городского методического объединения учителя высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ № 1 с углубленным изучением математики, литературы и русского языка»
г. Оренбурга
Мартыновой Татьяны Валерьевны






Подготовка учителя к реализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности.























2015 год
На протяжении последних 5 лет работы активно использую в педагогической деятельности проектную технологию. За данный период времени мной накоплен большой опыт, которым я хочу поделиться. Проектную технологию применяю в урочной, внеурочной деятельности и в воспитательной работе, сочетая при этом учебную и воспитательную работу, как учитель-предметник и как классный руководитель.
Актуальность моего опыта состоит в том, что проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Она способствует решению задач, поставленных перед учителями стандартами образования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это эффективное современное средство обучения, разработанное американским философом и педагогом Джоном Дьюи, наиболее активно внедряющееся в практику обучения и воспитания в мире и в России. Это технология XXI века, предусматривающая, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, способствующая развитию познавательного интереса к предмету, выдвигать идеи и умение систематизировать материал.
Освоение проектной технологии, как и всё новое, вызывало у меня немало трудностей. Например, трудности с постановкой идеи, подбором материала, его обработкой, освоение компьютерных технологий для его презентации, отсутствие опыта публичных выступлений.
Трудности преодолевались в процессе работы, путём осмысления накопленного опыта, в ходе совместного обсуждения с коллегами, участия в семинарах, научно-исследовательских конференциях, путём изучения специальной литературы.

Моя воспитательная работа с детьми строится в форме игры-путешествия «Жизнь дана на добрые дела», где ряд тем позволяет вести проектную деятельность.
Для реализации проекта составляется технологическая карта, которая позволяет каждому ученику или группе учащихся контролировать ход своей работы.

Творческий проект: «Мир волшебных ремёсел» /4 класс/

Тип проекта:
- исследовательский;
- межпредметный;
- групповой;
- средней продолжительности.
Планируемый результат: каждый ученик, каждая группа учащихся изготавливает альбом, представляет его классу, затем проводится мероприятие.

На первом этапе проекта я познакомила детей с разными видами ремёсел /хохломой, гжелью, городцом, жостово, дымковской игрушкой/. Затем ребятам показала материал, который они выполнят на уроке изобразительного искусства. При этом ребята отметили, что этот материал очень интересный, каждый промысел имеет свои особенности, что у них дома есть предметы той или иной росписи. На этом этапе я предложила детям провести мастер класс по росписи предмета понравившегося ремесла и работать будем во время внеклассной работы.
Во время второго этапа ребята разбились на группы, распределили работу между группами и определили сроки выполнения работы.
Вопросы исследования:
- Место народного промысла на карте России.
- Игрушки и предметы промысла.
- Материал, инструменты, элементы росписи, цвет.
- А каким ремеслом славится твой край?
Группы получили список литературы, указатели мест при сборе информации.
На третьем этапе ребята находили и читали литературу, собирали и систематизировали фото и печатный материал, оформляли его для стендов и устных сообщений. Результаты этой работы обсуждались в группах при непосредственном участии учителя. Затем каждая группа представляла своё выступление классу. На этом этапе договорились о том, как оформить сцену, подобрали пословицы и поговорки, подготовили музыкальное сопровождение.
Особую роль в работе над проектом я отвожу родителям. На родительском собрании договариваемся с родителями о том, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектом, а помогали советом, сбором информацией, готовили костюмы.
Ребята готовили необходимые материалы и инструменты, стенды и лотки, столы для работы, образцы для росписи.
Четвёртый этап - оформление работы.
Последний этап был посвящён презентации результатов группового творчества. Я провела его на родительском собрании.

Реализуя такой проект, который вобрал в себя изобразительное искусство, окружающий мир, технологию, внеклассную работу, позволил моим ученикам пополнить знания, научиться работать самостоятельно или в группе, представлять результаты своего труда, приобретать опыт межличностного общения.

Работа над проектами продолжается.
Несомненно одно, использование проектной технологии на уроках и внеклассной деятельности способствует развитию познавательного интереса, формированию у ребят умения проводить поиск информации, анализировать источник информации, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях по проблемам, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Следовательно, можно утверждать, что проектная технология является важным средством повышения эффективности работы в условиях реализации стандартов.

15