Выступление на заседании городского методического объединения учитедей истории Формирование функциональной грамотности


ГУ «Школа – гимназия» отдела образования города Лисаковска
Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе изучения исторических дисциплин
Курсы нового формата. Каковы некоторые из возможных путей решения и действия? Каковы альтернативы?
Учитель истории Попова Н.С.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность - это способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Одной из задач Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников является разработка и обновление программ подготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме развития функциональной грамотности.
Курсы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Казахстана на базе АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и Центра педагогического мастерства открылись 4 апреля 2012 года.
Основными задачами курсов являются:
1)  трансляция накопленного опыта Назарбаев Интеллектуальных школ общеобразовательным школам Республики Казахстан.
2)  повышение квалификации педагогических работников республики.
Повышение квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики инициировано Министерством образования и науки Республики Казахстан. Программа разработана совместно с Факультетом образования университета Кембридж (Великобритания) в рамках Соглашения между Международным Экзаменационным Советом университета Кембридж и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Обучение на курсах проходило по определенной программе, состоящей из семи модулей:
1.Новые подходы в образовании;
2.Обучение критическому мышлению;
3.Критериальное оценивание обучения и результатов обучения;
4.Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования способов обучения;
5.Работа с талантливыми и одаренными детьми;
6.Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников;
7.Менеджмент и лидерство в среднем образовании в условиях перехода на 12 летнее обучение
1 модуль. Новые подходы в преподавании предполагают обучение учителей организации урока таким образом, чтобы дети самостоятельно могли конструировать знания, основываясь на личных исследованиях и посредством социального взаимодействия;понимание учителями основных двух направлений современного процесса обучения:
 Преподавание и обучение посредством диалога
Постановка вопросов и обсуждение
Совместное преподавание
Совместное конструктирование понимания
Развитие навыков обучения
Учить детей думать
Применять знания на практике
Презентационные навыки
2 модуль. Обучение критическому мышлению предполагает:
Умение развивать критическое мышление у учащихся: способность синтезировать информацию; оценивать важность и значимость информации; выбирать направления собственного обучения и уметь оценивать идеи других
Развитие критического мышления у учителей: способность критически оценить свою собственную практику, использовать и оценивать новые подходы
3 модуль. Критериальное оценивание обучения и результатов обучения
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связанно со всеми новыми подходами в преподавании. Для учителей и детей важно знать, чего они пытаются достичь. Что требует понимания критериев достижения.
4 модуль. Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования способов обучения:
Учитель - уверенный пользователь информационных технологий:
поиск, получение, обработка и хранение информации
оценивание результатов учащихся
разработка и презентация учебного материала
обмен информацией
общение и участие в сетевых сообществах
5 модуль. Работа с талантливыми и одаренными детьми подразумевает Инклюзивный подход
понимание потребностей учащихся
концепция «обогащения» учебной программы с целью улучшения обучения всех учащихся
дифференцированные стратегии преподавания и обучения, которые будут учитывать потребности талантливых детей
6 модуль. Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников это знание особенностей этапов развития детей, влияющих на их способность обучаться; обеспечение качественного обучения и благополучия учащихся с учетом их возрастных различий и особенностей .7 модуль. Менеджмент и лидерство в среднем образовании в условиях перехода на 12 летнее обучение .
«Учитель-лидер»:
Инициатор изменений/совершенствования
Проводит исследования, основанные на собственной практике с целью усовершенствования процесса собственного преподавания
Инициирует и работает в профессиональном учебном сообществе, поддерживает других учителей, делится опытом, знаниями и изучает опыт других .Обучение проходило в три этапа:
1 этап «Лицом к лицу» (аудиторное обучение)
2 этап Дистанционное обучение (практика в школе)
3 этап Аудиторное обучение. Размышление, обзор и презентации.
Для начала я подробно изучила всю литературу, которая была предоставлена нам на первом этапе обучения. Составила план работы и запланировала серию уроков по интеграции семи модулей программы в преподавание истории Казахстана.
Какие же изменения произошли в моей преподавательской деятельности во время прохождения данных курсов?
В первую очередь поменялся мой собственный взгляд на преподавание. Я поняла, что уроки нужно строить в первую очередь на принципах сотрудничества учителя и учеников. Учитель не должен управлять учениками, а должен их направлять и оказывать поддержку.
Раньше ученики на мои уроки приходили без настроения, чувствовали себя некомфортно на уроке, не было атмосферы взаимодействия. Поэтому стала применять психологические тренинги и упражнения, направленные на создание атмосферы сотрудничества.
До прохождения курсов на уроках использовала традиционные формы работы: индивидуальную и в парах. Поняла, что использование групповой формы работы способствует развитию навыков взаимообучения, происходит диалоговое обучение, дети учатся обсуждать, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Анализируя деятельность своих учащихся на уроках, я пришла к выводу, что они не всегда могут применять ранее полученные знания; не умеют анализировать и делать выводы, обобщать изученный материал; не могут определять цели урока; не видят как достичь этих целей; не имеют навыков рефлексии. Одной из проблем для меня было то, что ученики на уроках мало говорили, не могли и боялись высказывать свои мысли. Во время обучения я поняла, что обучение критическому мышлению поможет мне решить эти проблемы, поможет создать атмосферу диалога на уроках, чтобы учащиеся путем совместных рассуждений, споров, обмена мнениями приходили к постижению нового материала.
Мои ученики привыкли к тому. Что в большинстве случаев их оценивает учитель. Поэтому я старалась в свои уроки внедрять модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и таким образом развивать у учащихся навыки самооценивания и взаимооценивания.
В результате даже за довольно короткое время я заметила некоторые изменения в работе своих учеников:
улучшился психологический климат в классе;
учащиеся стали чувствовать себя комфортно, доброжелательно относиться друг к другу;
учащиеся на уроках научились обсуждать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, подтверждать конкретными фактами ;научились работать в группе, сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению других, в совместной деятельности постигать новое ;научились объективно оценивать работу друг друга и аргументировано объяснять свою оценку.
Конечно же, не все получилось сразу. Необходимо еще много времени, чтобы отработать многие приемы и привести все в систему. Но я увидела, что ребятам нравится так работать, что на уроках активизировались те ученики, которые раньше не хотели ничего делать, что на уроках стало интересно и это приносит свои результаты.