ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ССУЗа

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ССУЗа

М.М. Зайнутдинова, преподаватель музыки,
ГБПОУ «Бугульминский
профессионально-педагогический колледж»

Уходит в прошлое образ преподавателя с мелом и указкой в руке, на смену ему приходит новый современный образ «Преподаватель и компьютер». Каким должен быть современный преподаватель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Эта проблема была важна во все времена, но особенно остро она поднимается в переломные моменты, когда образование подвергается огромной ревизии. Мир изменился, потребности в обучении модернизировались, и образ преподавателя тоже изменился, и надо уже искать и находить нового себя, нового современного преподавателя. Преподаватели были во все времена, и были они разные, нет идентичных, но всегда есть схожие моменты, манеры в поведении или преподавании - все то, что создает образ преподавателя того или иного времени. Каким же должен быть современный преподаватель?
Появление компьютерных классов, а также компьютера в каждом кабинете во всех учебных заведениях привело к тому, что компьютер стал ежедневным инструментом для работы преподавателя. Но, чтобы шагать в ногу со временем, преподаватель уже не может ограничиться только знаниями по своему предмету, а должен осваивать и другую, идущую огромным потоком информацию; учиться, не только ориентироваться и грамотно пользоваться информационными потоками, но и научить этому своих воспитанников. И здесь на помощь педагогу приходят компьютерные технологии. Преподавателю нужно, готовясь к новому учебному году, четко определить темы, уроки, практические работы, зачеты, на которых можно, а точнее нужно, использовать компьютер и программное компьютерное обеспечение, которое, в идеале, необходимо использовать на каждом конкретном занятии. Использование компьютера на уроках помогает решить некоторые проблемы, а именно:
помочь восстановить заинтересованное отношение к предмету с помощью «компьютерных» уроков;
повысить качество усвоения учебного материала, усилив эмоциональную окраску процесса обучения;
активизировать познавательную деятельность, развивая мышление и творческие способности обучающегося;
обеспечить постоянный контроль качества усвоения учебного материала;
реализовать индивидуальный подход к обучающимся;
снабдить преподавателя и обучающихся необходимой информацией как учебной, так и научной;
развить у обучающихся готовность к сотрудничеству с преподавателем и со сверстниками;
развивать способности к созидательной деятельности.
Применение компьютерных технологий требует от преподавателя «компьютерной грамотности» при составлении заданий и тестов, использовании мультимедийных средств обучения. Затрачивая время на подготовку, преподаватель экономит его на уроке, делая урок продуктивным и насыщенным.
Особое место в освоении компьютерных технологий занимает создание и демонстрация компьютерных презентаций. Компьютерные презентации – современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать уроки интересными и увлекательными. Если обратиться к определению, то фактически презентацией является набор анимационных слайдов, объединенных общей темой. Презентации иллюстрируются с помощью проектора на экран и всегда доступны большой аудитории, а самое главное, учитывая, что время непосредственной работы с компьютерной техникой по санитарно-гигиеническим нормам ограничено, то на экран обучающимся можно смотреть в течение всего урока и целого учебного дня без вреда для здоровья).
Современный преподаватель, по-прежнему, должен обладать такими качествами, как: высокий профессионализм, компетентность; высокая культура и эрудиция; постоянное самосовершенствование и преданность своему делу. Добавим к портрету преподавателя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе, а также к студентам; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка (рефлексия); подвижничество. Выходит, что современный преподаватель, по-прежнему – искусный мастер своего и компьютерного дела. 
Эта тема простая, но занимательная, много еще можно открыть интересных фактов и сведений.
К.Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестанет учиться, в нем умирает учитель». Знаменитый английский ученый Чарльз Дарвин сказал: «Победит не тот, кто самый сильный и самый умный, а тот, кто способен к изменениям». Эту мысль применительно к преподаванию развивает Луи Пастер: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит других в области мысли и умственной деятельности".
В условиях модернизации профессионального образования современный преподаватель непременно должен победить и опередить многих в области мысли и умственной деятельности. Для этого ему необходимо быть не только сильным и умным, но и способным к изменениям. Чтобы не остановится в своем развитии, ему необходимо постоянно учиться, повышать свое профессионально-педагогическое мастерство. В наше время необходимость обучения в течение всей жизни вызвана социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями, характерными для современного мира.
Каждый преподаватель и качественный состав преподавателей в целом, в конечном счете, определяют результат деятельности всего образовательного учреждения, это в определенной степени изменяет роль и статус преподавателя и студентов.
Учитывая современные требования компетентностного подхода, меняются и цели образования. Необходимо перевести образовательный процесс от устаревшей парадигмы «багажа знаний» к новой образовательной парадигме деятельностного, проектного, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения; а также формировать умения самостоятельной работы со специальной литературой с использованием информационных технологий, сети Интернет с целью получения дополнительной профессиональной информации. При этом, роль преподавателя в условиях информатизации обучения остается не только ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагог осуществляет ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств обучения, а также тем, что он получает возможность расширить спектр своих воздействий на обучающихся через стратегию и тактику, заложенные в реализуемую им информационную технологию обучения. Преподаватели колледжа посредством такого подхода вступают с обучающимся в субъект-субъектные и объект-объектные взаимоотношения, в диалог единомышленников, разворачивают взаимосозидательную совместную деятельность, приучают быть готовым к постоянному, непрерывному самосовершенствованию, самореализации, самоактуализации.
В связи с этим требованием в настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность студента находилась в центре внимания педагогов, исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. главным в данном случае является процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному преподавателю. Какой он, современный преподаватель? Пожалуй, все - равно сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это преподаватель, способный перейти из позиции стороннего наблюдателя с «указательным перстом», в позицию участника процесса с четким представлением личного вклада в решение проблем образования.
Список использованной литературы:
1. Компетенции преподавателя как условие обеспечения информатизации образования /Т. Ю. Сурнина / Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития:материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф.-выставки. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. - С. 77-79.
2. Технологии профессионально-ориентированного обучения.- В.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2010.
3. Психологический портрет «хорошего студента» глазами преподавателей и самих студентов. Смирнов С. Д. // Труды СГУ. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. – 2010.
эђ Заголовок 215