Синдром «эмоционального выгорания учителя»: признаки, симптомы, причины и стратегии решения проблемы

Синдром «эмоционального выгорания учителя»:
признаки, симптомы, причины и стратегии решения проблемы

Проблема здоровья интересовала учёных с древних времён. Первые упоминания о нём выявлены в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Алкмеон, Гиппократ и др.). Несмотря на столь длительную историю, на сегодняшний день остаётся открытым вопрос о его операционализации и определении структурных компонентов.
Так, одним из серьёзных препятствий на пути к успешной карьере может стать такая болезнь как "профессиональное выгорание". Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения.
Рассмотрим проблему изучения и методы профилактики данного феномена на примере людей, осуществляющих педагогическую деятельность. Учитель – это ключевая фигура учебно-воспитательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.
В течение последних 3-х десятилетий проблема исследования феномена «эмоционального выгорания учителя» встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его роли в учебном процессе. Это связано с тем, что профессиональный труд учителя общеобразовательной школы отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Профессию учителя относят к профессии повышенного риска по частоте возникновения невротических и психосоматических расстройств. К числу причин относится: повышенная продолжительность дня, высокая нервно-психическая напряженность и социальная ответственность. Учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболевания, как правило, они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающему разнообразию потребностей учеников. Педагоги с выраженным синдромом сгорания проявляют низкий уровень профессионального роста, неудовлетворённость работой и мн.др.
В качестве средства преодоления синдрома «эмоционального выгорания» учителей можно использовать тренинг. Профилактика синдрома начинается с распознавания и понимания сути проблемы, что в дальнейшем способствует осваиванию приёмов саморегуляции и релаксации. Когда учитель  анализирует свои чувства, ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если
·работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, последние в свою очередь, могут найти для него разумное решение возникшей проблемы.
Различные способы преодоления эмоционального выгорания приводятся авторами Л.С. Чутко и Н.В. Козиной в книге «Синдром эмоционального выгорания», которые могут быть с успехом применены как учителями, врачами-психотерапевтами, так и самостоятельно каждым человеком, работающим в условиях высокой эмоциональной нагрузки. Вышеуказанные авторы подробно разбирают также причины, механизм возникновения данного состояния, его проявления на разных этапах и, самое главное, способы оценки и методики коррекции.
Итак, обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что учителю необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, мыслить конструктивным образом, чтобы не «зацикливаться» на негативных переживаниях, не препятствовать своему творческому росту и поиску новых альтернативных путей преодоления профессиональных проблем. Умение позитивно мыслить, владеть своим поведением индивидуальный ресурс педагога, который может поддерживать его в любых сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это тот ресурс, который не позволит ему стать жертвой «выгорания». Так, у каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь это наше здоровье, наше здоровье это наша жизнь.


Список литературы

Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Диссканд. психол. наук. – М., 2002. 160 с.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
Медведева Н.И., Лескова И.А.Международный журнал экспериментального образования № 8 / 2011 Коды ГРНТИ: 15 Психология ВАК РФ.
Митева И. Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 1998. 200 с.
Настюшина А. О. Как предотвратить профессиональное выгорание // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1263-1266.
Печеркина А. А. Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 82-84
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














Default Paragraph Font Table Normal
No ListList Paragraph Header Char Footer CharР Р Р
Р Р Р
Р Р Р Р Р Р
Р Р Р Р
Р Р Р Р
Р 13Р Р Р Р
Р Р Р Р