Морская тема в произведениях Марины Цветаевой, Александра Пушкина и Бориса Пастернака


«К МОРЮ»
Морская тема в произведениях Марины Цветаевой,
Александра Пушкина и Бориса Пастернака

В качестве музыкального оформления использована композиция «Сокровища Флинта» из музыки Алексея Рыбникова к кинофильму «Остров сокровищ».
Чтица:
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело измена, мне имя Марина,
Я бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты...
В купели морской крещена и в полете
Своем непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной воскресаю!
Да здравствует пена веселая пена –
Высокая пена морская!

1ведущий: «Марина морская». Поэтому у Марины особое отношение к морю.
2ведущий: Чем море так привлекало поэта Марину Цветаеву? Может быть, море символизирует что-то личное?
1ведущий: Чтобы разгадать эту маленькую творческую загадку, обратимся к авторским текстам.
2ведущий: В автобиографическом очерке «Мой Пушкин», где Цветаева вспоминает свое московское детство, она описывает первое представление о море:
Чтица: «Все предшествовавшее лето 1902 года я переписывала его (т.е. стихотворение Пушкина «К Морю») из хрестоматии в самосшивную книжку. Зачем в книжку, раз есть хрестоматия? Чтобы всегда носить с собой в кармане, чтобы с Морем гулять в Пачево и на пеньке, чтобы мое было, чтобы я сама написала».
1 ведущий: Цветаева завела целую тетрадку с названием «К морю». Чтобы МОРЕ было всегда с собой. Еще с детства, неувиденное, оно притягивало 10-летнюю Марину.
Чтица: «Об этой любви моей, именно из-за явности ее, никто не знал, и когда в ноябре 1902 года мать, войдя в нашу детскую, сказала: к морю она не подозревала, что произносит магическое слово, что произносит к морю? То есть дает обещание, которое не может не сдержать.
С этой минуты я ехала к морю, весь этот предотъездный, уже внешкольный и бездельный, бесконечный месяц одинаково и непрерывно ехала к морю.
1 ведущий: Конечно, любовь к морю у Цветаевой началась с любви Пушкина к морю и с его знаменитого стихотворения.
Чтец:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

2 ведущий: Вернемся к детским воспоминаниям поэта.. С чем ассоциировался образ моря в этой юной головке?
1 ведущий: Со стихией. Как у Пушкина.
Чтица: «Стихия, конечно, стихи, и ни в одном другом стихотворении это так ясно не сказано. А почему прощай? Потому что когда любишь, всегда прощаешься. Только и любишь, когда прощаешься. А «моей души предел желанный» предел это что-то твердое, каменное, очень прочное, наверное, его любимый камень, на котором он всегда сидел».
1 ведущий: Во-первых, море это свобода. Свобода без конца и края, свобода, простирающаяся до горизонта и уходящая за горизонт. Пожалуй, именно Пушкин был не только первым, но и единственным поэтом золотого века, кто обратился к образу моря.
2ведущий: Свободная стихия это вдвойне свобода. «Стихия», «стихи», «предел», «прощание», «желание». Таковы главные понятия, которыми оперирует Цветаева. Творчество свободно, как стихия. Стихи вольны, как желания, предельное желание, естественное, как сам морской воздух...
1ведущий: Для Цветаевой желать свободы больше всего, НА ПРЕДЕЛЕ, было так же важно, как для Пушкина, как для любого большого поэта. Покидая море, Пушкин прощается с морем как символом свободной души поэта.
2ведущий: Цветаева очень точно подметила сходство вольнолюбивого пушкинского лирического героя с вольной морской волной. Может быть, в этом разгадка любви обоих поэтов к морской стихии?
1ведущий: Морская стихия и стихия творческая взаимодополняли друг друга, причем не только у Пушкина и Цветаевой.
Чтица: «К морю» было: море+любовь к нему Пушкина, море+поэт, нет! поэт+море, две стихии, о которых так незабвенно Борис Пастернак: «Стихия свободной стихии».
2ведущий: В поэзии Бориса Пастернака море занимало особое место.
Чтец:
Приедается все.
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
В белую пряность акаций,
Может, ты-то их, Море,
И сводишь на нет.

1 ведущий: Пастернака пленяли мощь морского прибоя, невероятные водные просторы, могучий шум многокрасочного морского мира. В стихотворении «Морской мятеж» части поэмы «Девятьсот пятый год» каждая строка словно имитирует рев морской стихии:
Чтец:
Допотопный простор
Свирепеет от пены и сипнет.
Расторопный прибой
Сатанеет
От прорвы работ.
Все расходится врозь
И по-своему воет и гибнет,
И, синея от тины,
По сваям по-своему бьет.
Пресноту парусов
Оттесняет назад
Одинаковость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стена.
И все ниже спускается небо
И падает накось,
И летит кувырком,
И касается чайками дна.
2ведущий: Образ моря в жизни Марины Цветаевой неразрывно связан с самыми важными людьми в ее жизни с мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном, которого она любила до конца свей жизни; с собратьями по перу, поэтами-«серебряниками» Максимилианом Волошиным, Черубиной де Габриак, Константином Бальмонтом, художником Константином Богаевским, писателем и журналистом Ильей Эренбургом, художником Львом Бакстом и многими другими блистательными творцами культуры «Серебряного века».
1ведущий: Всех этих людей познакомило море, объединило море. Любовь к морю с самого детства завладела сердцем поэта.
2ведущий: Тяга к морским просторам морской бездонности, к сильному ветру и вольному морскому духу, который так гармонирует с духом творчества.
1ведущий: Романтика морских просторов и вольный морской ветер сформировали Цветаеву как вечного романтика и большого поэта. Ее стихи свободны, как морской ветер и всесильны, как морская пучина.
2ведущий: Чувствуя себя искристой и вездесущей, как морская пена, и могучей, как морская волна, поэт Марина Цветаева навсегда связала свою творческую судьбу с образом моря.
Чтица: «И больше скажу: безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась прозрением: свободная стихия оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда».
1 ведущий: Послушайте стихи М. Цветаевой и песню на эти стихи из кинофильма «Жестокий романс»:
Чтица:
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? Чья победа?
Кто побежден?
Всё передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь. –
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? Кто добыча?
Всё дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
23 октября 1914
Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа» в исполнении Валентины Пономарёвой.
2ведущий: А вот щемящие стихи двадцать первого года: о «белых и красных» молоденьких солдатах, на смертном одре зовущих маму.
Чтец
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То, шатаясь, причитает в поле Русь.
Помогите на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева и в чрево:
Мама!
Все рядком лежат
Не развеешь межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был белый стал:
Смерть побелила.
Кто ты? белый? не пойму! привстань
Аль у красных пропадал? Ря-азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
Мама!
Без воли без гнева
Протяжно упрямо
До самого неба:
Мама!
7 февраля 1921
1 ведущий:
Разбросанным в пыли по магазинам,
(Где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд

2ведущий: Пророчество поэтессы сбылось. И через 120 лет со дня рождения настал черед ее стихам, и мало кому известно, что на родине существует целых ШЕСТЬ музеев, увековечивших ее светлое имя и неповторимые лирических произведений..
Использованная литература:
Цветаева М. Стихотворения.- Ашхабад: Туркменистан,1986.-391с.: ил.
Саакян А. Марина Цветаева.
Эренбург И. Марина Цветаева.
Евтушенко Е. Стихи не могут быть бездомными.//М. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения.-М. :Художественная литература,1990.- с.3-18.
Сайт «Мир Марины Цветаевой »: /www.geocities.com










15